Особенности коммуникативного контакта педагога между субъектами образовательного процесса
Особенности коммуникативного контакта педагога между субъектами образовательного процесса.
В педагогическом процессе для успешного воспитания и обучения подрастающего поколения большая роль отводится педагогу, а именно его компетентности, профессионализму, умению общаться с учениками. Успешное обучение будет являться таковым, если между участниками, субъектами образовательного процесса будет налажен контакт. Под субъектами образовательного процесса понимаются обучающиеся, их родители и воспитатели.
Активность, происходящая между педагогом и обучающимися, направленная на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках, называется контактом.
Коммуникативные навыки становятся наиболее значимыми в учебном процессе. Это умения субъектов педагогического процесса управлять своим поведением, используя свои знания, навыки. Для успешного контакта учителю с учениками нужно развивать в себе многие качества:
Искренний интерес к людям;
Уметь слышать и слушать;
Уметь сопереживать;
Уметь мысленно оказываться на месте другого;
Необходимо иметь богатый словарный запас, хорошо развитую речь;
Педагог должен «владеть собой», контролировать свои эмоции.
Модель взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Учитель-ученик
Признание личности учащегося;
Признание индивидуальных особенностей ученика;
Выбор методов воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей учащихся;
Воспитание и обучение является средством личностного развития ученика;
Развитие творческих способностей ученика;
Уметь вести диалог с учащимся
Наиболее продуктивными стилями общения (по Кан- Калику) являются: общение на основе увлеченности совместной деятельностью и общение на основе дружеского расположения. В этих стилях педагог является наставником.
Стилей общения много, но независимо от этого, стиль должен быть оптимальным для успешного контакта между учителем и учеником.
Оптимальный стиль общения предполагает обязательное владение чисто внешними манерами поведения, коммуникативными умениями, выразительность и нестандартность средств общения. В психологическом плане важно отсутствие эгоцентрических установок, чрезмерной рефлексии, наличие искреннего интереса к другим людям, доброжелательности и снисходительности, которые не исключают высокой требовательности.
Общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества.
Формами диалога являются дискуссия и полилог. Дискуссией (лат. discusso – исследование, рассмотрение)- публичный спор, результат которого поиск истинного мнения. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к какому-либо мнению.
Полилог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.