Внеклассное мероприятие для старшеклассников «Профилактика девиантного поведения»

3
0
Материал опубликован 30 January 2021 в группе


«Профилактика девиантного поведения»

Цель: профилактика социальных девиаций, предупреждение проявления, отклоняющегося от устоявшихся норм, поведения ребенка.

Задачи:

Образовательные;

  • Раскрыть понятие девиантного поведения;

  • Предоставить возможность осознать учащимися важность приобретения социальных навыков;

  • Актуализировать процесс социального самоопределения учащихся;

Развивающие:

  • Развивать социально полезные навыки у учащихся;

  • Развивать и расширять словарный запас;

  • Развивать адекватные и эффективные коммуникативные способности;

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственные чувства у учащихся;

  • Создать оптимальные условия для сплочения коллектива учащихся;

  • Создать благоприятный эмоциональный климат для продуктивного развития волевой сферы учащихся.

Время проведения: 60 мин.

Место проведения: классная комната

Класс: 9,10,11.

Необходимые материалы: листы заготовки с эмоциями, листы заготовки с нарисованным светофором, видео о девиантном поведении, ручки, клейкие листочки, пустая коробочка (либо пакетик).

Ход мероприятия  

  1. Вступительная часть. Орг. момент. Приветствие учащихся отметка отсутствующих, настрой ребят на работу.

  • Добрый день ребята, сегодня нас с вами ждет необычное занятие. Поэтому я предлагаю вам сейчас взять стульчики и расположиться в форме круга. (Можно заранее подготовить места для учащихся, чтобы избежать пустой траты времени и неразберихи). 

  1. Основная часть.  

  • Тема нашего сегодняшнего мероприятия “Профилактика девиантного поведения”. Однако, перед тем, как мы начнем, я предлагаю вам всем поприветствовать друг друга. Каждый учащийся должен повернутся к своему соседу и сказать “Я рад тебя видеть , ты.. (и комплимент)” Цель: настроить ребят на работу.

Упражнение «Изюминка»

Цель: настроить группу на взаимодействие друг с другом.

Участники на половинках листа формата А-4 пишут или рисуют что-то, что на их взгляд отличает их от других людей. Это может быть какая-то черта характера, умение, способность, хобби, любая другая индивидуальная особенность.

Затем из этих листов все делают самолётики (текстом внутрь), запускают их по команде тренера, подбирают ближайшие, снова запускают. Всё это повторяется до тех пор, пока листки с записями основательно не перемешаются. После этого у каждого из участников группы на руках оказывается листок бумаги. Первый слева от тренера человек разворачивает попавший к нему в руки самолётик и зачитывает послание. Группа пытаеться понять, о ком же идет речь.

Упражнение «Составление правил»

Невозможно проводить занятие, не определив для него правила.А также, очень важно определить, что именно вы ждете от сегодняшнего урока. Сейчас каждый из участников по кругу ответит на три простых вопроса и предложат одно из правил, которые хотел бы, чтобы действовало на нашем занятии:

  • Что я знаю о себе?

  • Что я хочу узнать о себе?

  • Как я сейчас себя чувствую?

  • Какое правило я бы хотел, чтобы присутствовало на сегодняшнем занятии.

Упражнение «Ожидания»

После оглашения цели мероприятия, перед участниками рисунок огромной яблони. Каждому участнику раздаются по клейкому листочку, на который они пишут свои ожидания от данной коррекционной программы. Эти ожидания прикрепляются на яблочки и в конечном итоге ( в конце программы) яблочки должны созреть.

Беседа “Что такое девиантное поведение” (В беседе важно отразить следующее: понятие девиантного поведения, его виды, причины, последствия. Важно, чтобы беседа не была долгой, и однотонной, можно использовать короткое видео, вместо рассказа. Максимальное время беседы, рассказа - 5 мин.)

Упражнение «Марионетка».

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. (Часто, проявляя девиантное поведение, ребятами ментально управляют совершенно другие люди (те, на кого они хотели бы равняться, либо те, кто кажутся для них “Крутыми, веселыми и тд”) 

Участники разбиваютсяпо три человека: двое играют роль кукловода — полностью управляют всеми движениями куклы — марионетки, а третий играет роль куклы. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды».

Обсуждение: Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы?» Понравилось ли им это чувство? Комфортно ли им было? Хотелось ли что-либо сделать самому?

Упражнение «Эмоциональный светофор»  ( Н.И. Козлов​ )

Цель: научиться отделять серьезные проблемы от мелочи, снизить давление стресса на психическое состояние учеников. (девиантное поведение часто является следствием “навалившихся” на ребенка проблем, трудностей)

   То, что с нами произошло: мелочь или нет? Просто неудача, или определенный ужас? Величина происшедшего, размер потери всегда определяется сравнением с чем-то другим. Мудрый человек, в отличие от человека-ребенка, знаком с настоящими потерями, и ими, как эталоном, умеет определять настоящую величину происшедшего. Чтобы меньше задевали досадные мелочи, важно различать, что является мелочью, а что требует немедленного принятия решений, или действий. С этим нам как раз и поможет данная техника.   

Ребятам, необходимо, взять заготовки с нарисованным сбоку светофором и пометками для каждой колонки (можно предложить изобразить ребятам светофоры самостоятельно)

    Зеленая колонка - мелкие неприятности. Если впереди перекресток с зеленым цветом светофора, водители обычно все равно сбавляют скорость, хотя бы на всякий случай, но машина не останавливается. В метафоре жизни это определенные трудности,которые легко пережить, предотвратить и тд. К таким можно отнести сломанных ноготь, потерянную сережку и тд. Да, это не приятно, однако не смертельно для нас, и может решится самостоятельно, даже без наших усилий.    

Желтая колонка - это средние неприятности. На желтый цвет водитель притормаживает и тогда уже оценивая ситуацию решает, проезжать ему, или все-таки остановиться. В жизни это - неприятности, которые становятся поперек вашей жизни, начинают вам мешать, но вы понимаете, что преодалеть их можно, и возможно. 

    Красная колонка - крупные неприятности. На красный цвет светофора водитель встает. В жизни это ,так называемые, форс-мажор, от которого пусть даже и на время, но ваша жизнь останавливается. 

 (Для многих людей очень полезно оценивать величину каждой неприятности в деньгах (вариант - во времени, необходимом для ликвидации неприятности, что также переводится в деньги). "Забыла дома мобильник! - это насколько страшно для тебя? Точнее - сколько часов или минут тебе нужно, чтобы за ним вернуться? А сколько стоит час твоей работы? Итого, цена этой "проблемы" - ...дцать рублей!)

Упражнение  «Спой по-разному» ( Стебенева  Наталия)

Цель: научиться различать эмоции и чувства, которые испытываешь, повысить настроение в группе после психологически тяжелого упражнения.

 Группе предлагается спеть песню «В лесу родилась елочка» (или любую другую по их желанию) разными способами: весело, шепотом, злобно, обиженно, грустно, с удивлением, громко, быстро, протяжно, ласково. (можно усложнить, сохраняя еще и мимику при данном способе).

Проведение: необходимо написать на бумажках различные эмоции, с помощью которых участникам и придется исполнять песню. Каждый участник должен потянуть бумажечку из какого-либо мешочка, коробочки и тд. не видя того, что там написано.

Данное упражнение учит ребят проявлять свои эмоции, а не сдерживтаь их в себе.

Обсуждение: Сложно ли было изображать данную вам эмоцию?

Упражнение  “Учимся действовать”

Цель: помочь учащимся в трудностях, которые на данный момент присутствуют в их жизни.

Участники тайно на листочках пишут трудность с которой им довелось столкнуться или доведется в ближайшем времени. Все записи скидываются в один мешочек, из которого потом каждый по очереди достает любой и зачитывает проблему. Все вместе участники пытаются сложить цепочку действий в данной ситуаци. Все моменты обсуждаются.

Упражнение “Рука пожеланий”. Каждому участнику выдается лист, на котором он обрисовывает руку и свои пальцы. После этот рисунок передается по кругу, и каждый участник пишет пожелание другому.

Упражнение “Сбылись ли ожидания”. Возвращаемся к дереву ожиданий. Если ожидание участника мероприятия сбылось, то яблочко (его листочек с написанным) опускается вниз (как-будто созревшее яблоко упало), если нет, то оставляем на месте.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Психолог (преподаватель) совместно с группой подводит итоги занятия. 

Предположительный текст:

“В завершение нашего урока, давайте подведем итоги. Что из всего занятия вам запомнилось больше всего? Какое упражнение, либо задача вам показалась не интересной, либо же не понравилась в общем?”



Список использованной литературы 

1. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2006.

2. Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2004.

3. И. Авидон., О. Гончукова.100 разминок, которые украсят ваш тренинг.

4. А. Чуричков., В. Снегирёв.Копилка для тренера. Спб.: Речь, 2006.

5. Монина Г.Б., Раннала Н.В.Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости. М.: Речь, 2009.

6. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина.Психодиагностика стресса. М: 2012.

7. Г.Б. Монина., Н.В. Раннала. Бизнес - технологии XXI век Тренинг “ресурсы стрессоустойчивости”. Спб.: Речь, 2009.

8. Н.И.Козлов.,Психологос.Энциклопедия практической психологии.2009.


Комментарии
Комментариев пока нет.