12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Архипова Алина Викторовна14350
Учитель английского языка.
Россия, Смоленская обл., Сафоново
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса

Коммуникативный контакт педагога с учениками и родителями направлен на развитие взаимоотношений и реализацию воспитательных возможностей. Благодаря общению создаётся благоприятный психологический климат, необходимый для успешного осуществления образовательного процесса.

Как показывает практика, трудности с налаживанием коммуникативных контактов испытывают, в основном, молодые и начинающие педагоги. А ведь именно от этого профессионального умения во многом зависит дальнейшая педагогическая и творческая деятельность, мастерство учителя.

К особенностям коммуникативного контакта педагога относятся умение быстро ориентироваться в ситуации общения, планирование своей речи, выбор верного тона, нахождение нужных слов для обеспечения обратной связи.

В этой статье я бы хотела поделиться своими наработками по данной теме.

Я работаю учителем английского и немецкого языков, а также являюсь классным руководителем седьмого класса. Это мой третий класс, одиннадцатый год классного руководства. За эти годы возникало много разных ситуаций, приходилось принимать большое количество решений.

Педагогу необходимо уметь быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и слышать собеседника, будь то родитель учащегося, сам учащийся или весь класс. Конечно, всё приходит с опытом. Как показывают мои наблюдения, только искренность в глазах учителя, его умение слушать и слышать, сопереживать, быстро реагировать на проблемы крайне важны в процессе межличностного общения. Равнодушный наставник не оставит след в жизни детей, к нему они не пойдут со своими проблемами. Важно уметь поставить себя на место другого, представить ситуацию с иной стороны. В наше время, как никогда, нужно поддерживать неуспевающих учеников, потому что они могут перестать верить в себя, впасть в депрессию и, кто знает, чем это может закончиться.

Планирование своей речи – ещё один важнейший момент успешного взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Сейчас на замену телефонным разговорам пришло общения в мессенджерах. Существуют различные чаты, как ученические, так и родительские. Также учитель может создать чат для общения с родителями своего класса. В современных реалиях нужно осознавать, что любое слово, словосочетание и предложение можно «заскринить» (сделать «скриншот»), поэтому очень важно грамотно подходить к выбору своих слов. Нельзя делать орфографические ошибки, нельзя употреблять грубые слова, даже если это себе позволяет Ваш собеседник. Общаться следует вежливо и культурно.

Учителю важно иметь богатый словарный запас, хорошо развитую речь. Нужно быть тактичным и корректным ведь от успешности взаимодействия учителя и родителей зависит уровень хороших взаимоотношений.

Педагог должен уметь владеть собой, контролировать свои эмоции, не поддаваться на провокации.

Если педагог присутствует в чате со своими школьниками, ему не следует «панибратствовать» с ними, употреблять в речи жаргонизмы, молодёжный сленг, чтобы показать детям, что он на одной волне с ними. Желаемого результата это не принесёт, а может, скорее, только ухудщить ситуацию.

Выбор верного тона и «смайликов» (в чатах) очень важен. Если от человека исходит позитивная энергия, он предельно тактичен и добр, вряд ли у собеседника возникнет желание ему нагрубить.

Нахождение нужных слов для обеспечения обратной связи – ещё один важный пункт в успешном взаимодействии. Если родители не понимают, о чём говорит учитель, они не смогут помочь своему ребёнку. Необходимо изъясняться довольно простым и понятным языком, ведь люди разные, каждый из них имеет разный уровень образования, должность, круг общения и жизненный опыт. Нельзя перебивать собеседника. Важно дать ему закончить свою мысль, а только потом продолжить своё высказывание.

Вот такие особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса я могу выделить.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.