Статья «Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса»

0
1
Материал опубликован 16 December 2021

Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса

Залогом эффективного коммуникативного взаимодействия педагога и участников образовательного процесса является полное взаимопонимание и взаимоуважение друг к другу.

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с недостаточностью этических норм общения между участниками образовательного процесса или отсутствием культуры общения. Во избежании проблемных ситуаций между педагогом и обучающимся, необходимо руководствоваться нравственными нормами, высоким уровнем социально-психологических знаний, доверия, внимания. К сожалению, практика показывает обратное, педагог все чаще не «слушает» ребенка, не может оценить его душевное состояние и переживания; между тем, умение слушать является одним из ключевых моментов установления эффективных коммуникаций между участниками образовательного процесса. Для налаживания таких коммуникаций необходимо овладеть умением слушать.

На данный момент существуют такие виды слушания, как активное и пассивное, которые в одинаковой мере эффективны.

В основе активного слушания педагог должен применять такие техники, повторение сказанного, дословное, либо перефразированное. Также эффективен способ подытоживания сказанного. Причем, перефразирование наиболее востребовано в случаях, когда необходимо уточнить, правильно ли участники процесса коммуникаций поняли друг друга. Подытоживание уместно для деликатного подведения к итогу беседы. Повторение дает собеседнику понять, что его внимательно слушают. Активное слушание делает акцент на восприятие чувств говорящего.

Пассивное общение используется, когда прерывать разговор нецелесообразно и сводится к очень коротким фразам, позволяющим дать понимание, что разговор услышан.

Есть ряд рекомендаций по умению слушать собеседника, в основе которых лежит уважение и этические нормы общения. Все рекомендации сводятся к тому, что нельзя перебивать собеседника, в разговоре не нужно отвлекаться, не переводить тему в другое русло, не навязывать свою точку зрения, не вступать в спор.

Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей участниками общения.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Дубль публикации https://урок.рф/library/osobennosti_kommunikativnogo_protcessa_pedagoga_s_s_200858.html

16 December 2021

Похожие публикации