"По страницам детского альбома" П. И. Чайковского

7
0
Материал опубликован 16 April 2023

Автор публикации: Данияр Гарипов, ученик 6 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Лянторская детская школа искусств № 1»







"По страницам детского альбома"

П. И. Чайковского










Автор:

Гарипов Данияр

МБОУ ДО «ЛДШИ № 1»

6 класс, 13 лет

Руководитель:

Синяшина Гульшан Ахмадалиевна

преподаватель фортепиано












Содержание

Введение.……………………………………………………………….…….стр. 3

Глава I. Жизненный и творческий путь П.И. Чайковского….. …………..стр. 4

Глава II. «Детский альбом» история создания...……………………………стр.4

2.1 По страницам «Детского альбома»……………………………………..стр. 5

Глава III. Заключение………………………………………………………стр. 9

Список используемой литературы. .………………………………………стр. 10

Приложение ……………………………………………………………стр. 11-12



































Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности.

П.И. Чайковский

Введение

Меня зовут Гарипов Данияр. Я учусь во втором классе фортепианного отделения. В 2017 году силами учащихся нашего класса, а точнее класса преподавателя Синяшиной Гульшан Ахмадалиевны был подготовлен концерт «По страницам Детского альбома». Сам концерт мне очень понравился, но я решила узнать больше об авторе, великом композиторе П. И. Чайковском и его бессмертном творении «Детский альбом». Возникают вопросы; для нас детей живущих в 21 веке, веке новых компьютерных технологий, огромных скоростей, веке всеобщей информации, музыка, написанная в 1878 году актуальна до сих пор? А нужна ли нам классическая музыка? Как воспринимает современный подросток, к примеру, фортепианную музыку Петра Ильича Чайковского? Может ли старинная музыка стать модной? Знает ли обычный школьник названия хотя бы некоторых пьес «Детского альбома»?

Знание классической музыки так же, как знание классической литературы было актуальным во все времена. Потому что классика – это основа основ, фундамент, на котором строится культура человечества.

Мой собственный интерес к исследуемой теме вытекает из того, что, во-первых, композитор Пётр Ильич Чайковский - один из самых знаменитых личностей мирового значения в музыкальной культуре 19 века, произведения которого я часто слушаю и исполняю на концертах.

Во-вторых, самые лучшие произведения для юных музыкантов П. И. Чайковский написал для фортепиано – популярного музыкального инструмента и в настоящее время, на котором играю и я, автор данной исследовательской работы, ученик  2 класса фортепианного отделения «ЛДШИ №1».

Гипотеза исследования: Актуальность и востребованность произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского в наши дни.

Цель проекта: знакомство с историей создания «Детского альбома», понять смысловое значение циклов и пьес.

Задачи:

1. Изучить основные этапы жизненного и творческого пути ;

2. Проследить историю создания «Детского альбома»;

3. Показать особенности музыки «Детского альбома»;

4. Показать, что «Детский альбом» Чайковского является шедевром фортепианной музыки для детей;

5. Раскрыть значение музыки «Детского альбома» в жизни юного музыканта.

Глава I. Жизненный и творческий путь П.И. Чайковского

Чайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог.

Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в училище правоведения, которое окончил в 1859 г. Он получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции.

Но любовь к музыке оказалась сильнее — в 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории в 1866 г. был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории.

Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом, который в последствии стал домом - музеем композитора).

Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге.

Глава II. «Детский альбом» история создания

Сборник «Детский альбом» написан гениальным мастером, композитором, симфонистом Петром Ильичом Чайковским в 1878 году. Это был первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей. Альбом Пётр Ильич посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Пройдёт 15 лет и Чайковский посвятит Владимиру Львовичу Давыдову гениальную Шестую симфонию – своё последнее произведение.

Оставаясь близким и понятным детям, этот цикл вызывает огромный интерес и у маститых пианистов, которые исполняют «Детский альбом» целиком: А. Гольденвейзер, Я. Флиер, М. Плетнёв и др. Здесь и философия, и глубина, и многообразие чувств, и содержательность.

2.1 По страницам «Детского альбома»

Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня. Здесь параллельно развиваются два сюжета; первый из них отображает жизнь ребёнка (явный и очевидный), а второй – символизирует жизнь человека (скрытый). Весь сборник разделён на несколько циклов:

Начальный или «утренний», цикл образован тремя номерами

«Утренняя молитва» - с нее начинался и заканчивался день взрослых и детей, невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая навевает на размышления о Боге, о душе. Чайковскому удалось удивительным образом передать в фортепианной музыке пение хора.

В пьесе «Мама» музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Изложена она в виде дуэта: нижний голос обладает более теплым тембром, а верхний – ясным, светлым. Пьеса «Мама» приносит успокоение. Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы.

«Зимнее утро» - встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.


Второй цикл: «Детские игры»

Следующий цикл отображает детские игры: четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в следующих пьесах.

 «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря равномерной ритмической пульсации, сближающей ее с токкатой. Образ игрушечных лошадок помогает передать трехдольный размер, звучащий в данном случае легко и оживленно.

В пьесе «Марш деревянных солдатиков» Чайковский раскрывает главный образ очень четким ритмическим рисунком. Композитору удалось очень точно передать четкие, почти механические движения солдатиков под дробь барабанщика.

Игры девочек – это вся «кукольная трилогия»: - «Болезнь куклы» вносит совсем иной образный строй. Грустная музыка передает переживания маленькой девочки, которая настолько заигралась, что принимает все всерьез и очень сильно беспокоится о своей любимой кукле. Паузы, а также жалобные интонации передают «вздохи» и «стоны» куклы. После напряженной кульминации, все завершается «угасающей» кодой.

Пьеса «Похороны куклы» имеет еще один подзаголовок, который дал сам автор – «В подражание Шуману». По образному строю эта миниатюра очень похожа на «Первую утрату» Роберта Шумана из его «Альбома для юношества». Композитор со всей серьезностью отнесся к переживаниям ребенка, отобразив неподдельные чувства маленькой героини.

«Новая кукла» - девочка очень рада своей новой игрушке. Она танцует и кружится вместе с новой куклой. Музыка очень точно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости. Пьеса напоминает вальс, правда, звучит он очень быстро, привычный размер 3/4 ускорен в два раза.

Третий цикл: «Домашние танцы»

Далее идут общие домашние танцы – «Вальс», «Полька» и «Мазурка». Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский. Танцы наполнены легкими аккордами, напевной мелодией, и увлекают в кружение.

«Вальс» - этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. «Вальс» из «Детского альбома» передает атмосферу именно домашнего праздника.

«Полька» - чешский народный танец  Он звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла.

«Мазурка» - стремительный польский танец продолжает линию танцевальных миниатюр в сборнике. Вот только у Чайковского он носит более камерный характер, поэтому и первая тема пьесы спокойная, элегическая.

Четвёртый цикл: «Путешествия»

Затем идёт цикл путешествий по странам мира, который состоит из двух микроциклов - сначала путешествия по России: «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» и « Русская песня» в основе которой протяжная народная песня «Голова ль моя, головушка». Все три пьесы: передают национальный колорит, и в них Чайковский использует один и тот же прием развития – вариационный, который был свойственен именно народному исполнительству.

В следующей сюжетной линии композитор представил песни разных стран. «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка». Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов. Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. Все эти номера представляют из себя яркие, колоритные зарисовки. В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке.

Пятый цикл «Вечерний»

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. Вечерний цикл, образуют пьесы – сказки. В альбоме их две… «Нянина сказка» и «Баба Яга», Мечтательность и детскую фантазию передают эти пьесы, словно летит в ступе под свист ветра Баба – Яга, настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры

И снова спокойная задумчивость мелодии в пьесе «Сладкая грёза», красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

Заключительный цикл:

«Песня жаворонка» - это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части пьесы появляется налёт грусти;

«Шарманщик поёт» - идея нерасторжимости жизни и смерти выражена в круговое повторение мелодии шарманки – это символ бесконечности движения самой жизни.

А ночь уходит и сны уводит…

День рождает новь…

Поёт шарманщик,

сулит обманщик,

всё вернётся вновь…

«В церкви» - заключительная пьеса цикла; - это снова обращение к молитве, как и в первой миниатюре. Музыка звучит достаточно строго и серьезно. Связано это с тем, что в ней маэстро использовал подлинную мелодию молитвы. Вероятнее всего, Чайковский специально не стал упрощать музыкальный язык, воплотив в таком довольно небольшом построении всю глубину чувств.

Глава III. Заключение

Тонкие смысловые связи, существующие между крайними пьесами сборника «Утренняя молитва» и «В церкви» (названия в первой редакции), способствуют композиционной стройности и завершённости «Детского альбома». Его 24 пьесы – это словно зарисовка пёстрых впечатлений дня.

«Детский альбом» направлен как на формирование исполнителя, так и на воспитание личности ребёнка. Произведения, понятные для детей, являются проводниками во « взрослую» музыку.

«Детский альбом» П.И.Чайковского – это первый русский фортепианный сборник, написанный специально для детей.

«Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

В одном из писем П. И. Чайковский писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского альбома». Через «Детский альбом» мы получили блестящие образцы пьес – как музыкально-образовательный материал для детей, но и мудрые уроки жизни для всех нас.







Список используемой литературы:

Вейдман П. Е. «Детский альбом»

Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М.: Академия наук СССР,1955 г.

П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М ,: Музгиз, 1955г.

А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988г.

А.Альшванг П.И.Чайковский – М,: Музгиз, 1959г.

Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.

Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.

П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г

Интернет – ресурсы:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLWJNN9sCP00H84Se2Y0zSEWm1OwvMwZeU

https://youtu.be/5YJ-_5ue3jY

https://youtu.be/NXIM6RAvkcg

https://youtu.be/ZT3G4wlFXss

















Приложения:

t1681623657aa.jpg

Интересные факты

Петр Ильич Чайковский с четырех лет занимался музыкой.

Родители композитора мечтали, чтобы он стал юристом, поэтому Чайковскому пришлось получить юридическое образование.

Чайковский начал заниматься музыкой только в 21 год.

Обучался музыкальному искусству Петр Ильич на курсах для дилетантов, которые открыли в Петербурге.

Чайковский любил не только музыку, но и стихи. С семилетнего возраста он писал стихотворения.

Преподаватели Чайковского вовсе не видели в нем таланта к музыке.

Композитор в возрасте 14 лет потерял свою мать, которую очень любил (умерла от холеры)

Выпускаясь из консерватории, самую низкую оценку Чайковский получил за дирижирование.

Ещё один интересный факт из жизни Чайковского касается его выпускного экзамена в Консерватории. Он не явился на выпускной концерт, где должны были исполнять его работу. Испугался провала. Директор — пианист и композитор Антон Рубинштейн — был очень зол на Чайковского. Он заявил, что вообще не выдаст ему диплом об окончании учёбы и выполнил своё обещание. Через несколько лет директором Консерватории стал Николай Заремба, и уже тогда композитор получил свой диплом.

Чайковский часто испытывал материальную нужду. Однажды он решил обратиться за помощью к русскому императору Александру III. На его имя он написал прошение с просьбой выдать ему в долг три тысячи рублей серебром. Ответ последовал незамедлительно: композитору выдали запрашиваемую сумму, но не в долг, а в качестве пособия.

Известно, что за свое сочинение «Детский альбом» Чайковский получил 240 рублей от издательства. Именно такую цену назначил сам композитор – по 10 рублей за каждую пьесу.

Несмотря на то, что изначально сборник предназначался именно для детей, он прочно вошёл в мировую музыкальную литературу

Весной 1891 года на открытие Карнеги-холла - одного из самых знаменитых концертных залов Америки - был приглашен великий русский композитор. Под управлением Чайковского в течение нескольких дней на симфонических концертах были исполнены его произведения: Торжественный коронационный марш, Третья сюита, хоры "Отче наш" и "Легенда", Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Петр Ильич Чайковский умер от холеры, которой он заразился от кружки сырой воды.



12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей