Проект «Образ весны в стихотворениях русских поэтов»
Автор публикации: Ю. Тараненко, ученица 5Б класса
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №90»рпЧунский
Проект
«Образ весны в стихотворениях русских поэтов»
Выполнила Тараненко Юлия,
ученица 5 класса б
Учитель-Жиган М.Н.
апрель,2018
Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. Тютчев
Во все времена актуальной темой для изображения является образ природы. И неважно, это живопись, литература, музыка. В искусстве природа наделена человеческими качествами, она жива, она имеет свои чувства и характер.
Весна, пробуждение природы – одно из прекраснейших времен года. Я очень люблю весну. Поэтому мое исследование связано с этим временем года.
Объект исследования – стихи русских поэтов (ф.И.Тютчева,а.А Фета)
Предмет исследования – поэтический образ весны в стихах русских поэтов.
Цель исследования - на основе изучения пейзажной лирики разных поэтов, составить поэтический образ весны;
Задачи:
на основе изучения пейзажной лирики (а именно «весенних» стихов) разных поэтов, составить поэтический образ весны.
Вступление
Все люди по-разному смотрят на природу. Кто-то в ней видит источник материальных благ, а кто-то черпает духовные силы.
А поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в образы, пишет стихи, с помощью которых рассказывает нам о сложных законах жизни человеческой души. Так природа помогает человеку лучше понять самого себя.
Отличие поэтического отношения к природе от научного, практического заключается прежде всего в том, что поэт в своих стихах наделяет её переживаниями, свойствами и чертами живого существа, иными словами - одушевляет.
Мне нравятся стихи русских поэтов о пробуждении природы. В них они описывают всю красоту весны. Прежде всего, меня поразили стихи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Это утро, радость эта
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
А. Фет
А.Фет в этом стихотворении хотел сказать, что после всех зимних холодов с наступлением весны потихоньку начинает оживать природа, и поэт называет очень много примет весны. Все они связаны с весенними звуками, наполняющими природу. Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа – это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь её, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом. А самое главное, в это время пробуждается и душа человека, способная на большое чувство. Образ весны в этом стихотворении то в виде берёзки, то птицы, такой светлый, солнечный, наполненный свежестью и теплотой.
Какая весна без первых цветов!.Весенний образ может быть представлен и в виде первого ландыша.
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает —
О чем — неясно ей самой, —
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
〈1854〉
Поэт говорит о первом ландыше, вырвавшемся из-под снега. О пробуждении природы после зимней спячки. Стихотворение начинается с риторического обращения: « О первый ландыш!». Поэт сам радуется этому цветку и хочет обратить внимание читателя на это проявление весны. Ведь как прекрасно начало весны, когда природа просыпается, птицы радостно щебечут, сидя на деревьях!
Время цветения ландыша так же быстротечно, как и время, отведённое человеку на период его юности. И поэтому, люди должны уметь учиться радоваться каждой минуте своей жизни и быть благодарными Богу за такой подарок, как человеческая жизнь.
Человек ждёт весны и радуется , слыша, как журчит ручей, видя, как распускаются первые цветы на проталинах. Вся природа просыпается и ждёт появления весны и много солнца.
А вот как выглядит весна в стихотворении Ф.И Тютчева
«Зима недаром злится»
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Стихи Тютчева об уходящей зиме – удивительно точные, понятные. Время царствования Зимы проходит. Молодая Красавица-Весна вступает в свои права.
В своих стихах Ф.И.Тютчев стремился понять природу, превратить в часть внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в человеческую душу объясняется страсть Тютчева к олицетворению. И зима, и весна наделены человеческими качествами и даже речью. Поэт изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он старается понять душу природы. Тем более, что природа у Ф.И.Тютчева – живое существо, ведь « в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…».
Разнообразны эмоции в стихах о весне. В них описано противостояние двух времён года- весны и зимы. Весна несёт радость. Всё вокруг ликует, радуется, веселится. Но как только зима берёт верх -настроение меняется. Приходит грусть, печаль.
Но всё в природе радостно встречает весну, потому что с приходом весны происходят перемены. Природа обновляется, прилетают птицы, просыпаются звери. Весну ждут люди, потому что без неё не настанет лето.
По данным примерам можно сделать вывод - поэты любят весну.
Чтобы узнать мнение читателей о весне, я обратилась к своим одноклассникам. Они все читали стихи о весне. Ребятам были заданы три вопроса:
нравится ли вам весна?
Чем вам нравится это время года?
Какой вам представляется весна?
Результаты анкеты показали, что весна нравится почти всем детям _____, не нравится _____.
Нравится детям весна по разным причинам:
Весной красиво-
Солнечно и тепло-
Можно гулять с друзьями-
Не нравится весна, в основном, потому что весной грязно, мокро_____
На вопрос, какой вам представляется весна, дети её описали так:
И поэты, и дети представляют весну живым существом
Результаты исследованияИсследования показали, что поэты (Ф.Тютчев и А.А.Фет) в своих стихах представляют весну как живое существо. (олицетворение)
Поэтам нравится это время года.
Выводы
Пробуждение природы воодушевляет поэтов и читателей, несёт в себе особое настроение, чувства и мысли, любовь к родине, восхищение её красотой.
Свою работу хочется закончить своим стихотворением и картиной, на которой я показала пробуждение природы.
Сияет солнышко,
И всё весной согрето.
В душе я чувствую покой.
На улице так хорошо и тихо,
И всё согрето теплотой.
Деревья, словно женщина, весной
Стоят спокойно и красиво
И ждут, когда весна подарит им
Наряд красивый и зелёный.