Автор публикации: С. Бедалова, ученица 8А класса
Исследовательский проект
на тему
«Природа – бесценный дар, один на всех»
Выполнила: ученица 8 «а» класса Бедалова Сабина
Руководитель : учитель химии Шамилова И.Г.
2020г.
Содержание
Введение.
Теоретические основы проблемы исследования.
Методы исследования.
Результаты исследования.
Выводы .
Заключение .
Список литературы.
Введение.
Охрана природы - это дело людей всего мира. Как бы государство не организовало эту работу, оно не в состоянии полностью обеспечить сохранение природных ресурсов. Каждый человек в какой-то степени влияет на окружающую природу, постоянно пользуется ею. Поэтому каждый из нас должен отнестись к ней бережно, чувствовать ответственность за ее сохранность.
Земная атмосфера, сформировавшаяся в ходе длительной геобиохимической эволюции, - это та часть природной среды, которой человек (и почти все живые аэробные организмы) больше всего пользуется. В сутки человеку необходимо не менее 12кг воздуха (в 8 раз больше, чем воды, и в 12 раз больше, чем пищи).
Природа и человек – право, это одно и то же!
Человек – часть природы, он един с ней и неотделим от нее. Отчуждение человека от природы поставило его на грань экологической катастрофы. Нравственное совершенствование самого человека есть непременное условие выживания человеческого рода! Если мы не будем беречь природу – мы, значит, не бережем себя людей вокруг. Вот и получается, боремся за чистоту окружающей среды, а в сущности – за здоровье человека.
Теоретические основы проблемы исследования .
Воздух – один из самых нужных компонентов для жизни человека (недаром о чем-то жизненно важном говорят: необходим как воздух), ведь если без пищи человек может прожить 30 дней, без воды 10 дней, то без воздуха – лишь считанные минуты. Поэтому необходимо всем нам позаботиться об охране окружающей среды, - воздуха, океана из газов, на дне которого живут люди, животные и растения.
Так как экологическое состояние окружающей среды является одним из актуальных вопросов, то решила провести ряд исследований. Несмотря на наличие большого количества научных работ по экологии, многие вопросы еще недостаточно исследованы. В последние годы появилось очень много машин на автодорогах села и, соответственно, очень много выбросов в атмосферу выхлопных газов. Воздух на 70% загрязняется от транспорта. Свинец и тяжелые металлы за последние 10 лет четыре раза превышают норму в воздухе. Это приводит к увеличению различных заболеваемостей.
Так как наша школа расположена возле автодороги, я решила провести исследования экологического состояния окружающей среды близлежащей местности.
Цель: изучить степень запыленности воздуха, его загрязненности выхлопными газами.
Одна из самых острых проблем – загрязненность атмосферы. Загрязненная выбросами воздушная среда, более, чем другие факторы, наносит вред здоровью человека. Техногенное загрязнение атмосферы в наши дни приобрело невероятные масштабы. Достаточно сказать, что каждый автомобиль выбрасывает в год 1т свинца, легковой автомобиль сжигает за каждый 1-1,5 тысяч км пробега 1т кислорода. В этих условиях особую роль приобретает фильтрационная функция зеленых насаждений. Деревья и кустарники могут механически задерживать пыль и химические соединения и усвоить их из окружающей среды. Только одно дерево способно поглотить в течение вегетации до 12кг сернистого газа. Токсические соединения серы – едва ли не главный компонент загрязненности атмосферного воздуха. Зеленые растения способны очищать воздух за счет способности некоторых деревьев и кустарников окислять пары бензина, керосина, ацетона.
Один из наиболее опасных техногенных загрязнителей воздуха и почвы – свинец, главным источником которого являются выхлопные газы автомобилей. Некоторые зеленые растения способны поглощать свинец. И вообще, велика роль зеленых насаждений в улавливании из воздуха радиоактивных веществ, в частности, до 50% радиоактивного иода.
При загрязнении воздуха у растений отмечаются различные изменения(необычная окраска листьев, некрозы, опадение листвы, изменение формы роста и ветвления). Наблюдая, можно констатировать избыточное присутствие в атмосфере какого – либо газа.
Признаки повреждений растений под влиянием химических веществ.
Воздействующий газ | Растения | Внешние признаки повреждения |
Диоксид серы | Сосна обыкновенная Ель обыкновенная Лишайники | Побурение кончиков хвоинок Хвоя буреет и опадает Массовая гибель |
Фтористый водород | Абрикос | Края листьев обесцвечиваются, узкая красно-бурая полоса отделяет отмершую часть листа от живой. |
Озон | Редис, картофель, томаты Табак | Появление белых и беловато-серых точек и пятен на листьях. Серые, металлического оттенка пятна на верхней стороне листа. |
Методы исследований.
Изучение степени запыленности воздуха.
Мною были собраны листья растений в различных местах(у жилых домов, у дороги). Приложила к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку. Сняла пленку и, стороной, где отпечатался контур листа со слоем пыли, прикрепили на белую бумагу, подписав место сбора. Сравнила степень запыленности листьев растений различных мест обитания, сделала соответствующие выводы.
Определение степени загрязнения воздуха выхлопными газами.
Подсчитала, какое количество автомобилей проходит по дороге за 1 час. Известно. Что один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает в атмосферу до 1кг выхлопных газов(в их составе до 30г угарного газа, 6г оксида азота, соединения свинца, серы и другие загрязняющие вещества).
Влияние автотранспорта на растительность, определение наличия свинца в растительности.
Собрала 100г растительной пробы на расстоянии 2-3м, 500м от автодороги, пронумеровала собранные пробы. Измельчила собранную растительную и добавила строго определенное количество смеси этилового спирта и воды. Затем кипятила экстракт, чтобы свинец перешел в раствор. Сульфид натрия растворила в воде и по каплям добавляла в изучаемый экстракт. Катионы серебра соединяясь с анионами серы образуют черный осадок сульфида свинца ()
Провела учет растущих вблизи школы, вдоль автодороги растений – фильтров, наиболее устойчивых к загрязнению воздуха.
Результаты исследований.
Сравнив степень запыленности листьев растений различных мест обитания(у дорог, у жилых домов), выяснила, что наибольшая запыленность характерна для придорожных растений.
Подсчитав количество автомобилей за час, установила приблизительное количество выхлопных газов за это же время. Так как один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает 1кг выхлопных газов, то за 1 час приблизительно 42г. подсчитав количество проезжающих по автодороге автомобилей за один час , выяснила, что проезжало 220 автомобилей. Умножив количество автомобилей (220) на количество выхлопных газов каждого автомобиля за 1 час(42г), получаем приблизительное количество выхлопных газов за 1 час на данной автодороге, равное приблизительно 9кг240г..
Проведя качественное определение наличия свинца в растительности, было установлено выпадение черного осадка сульфида свинца разной степени концентрации, что свидетельствует о наибольшей концентрации свинца в растительных пробах у дорог.
Выводы
На основании проведенных исследований пришла к выводу, что:
На школьном участке, вблизи автодороги следует посадить деревья и кустарники с высокими фильтрационными, поглотительными, газоустойчивыми способностями.
Вести пропаганду бережного отношения к природе среди жителей села.
Заключение
Оттого, что хищнически истребляются леса (дубовые, ореховые), особенно в южных районах, воздух не очищается. Посчитайте, сколько только ели срубается на новый год! Кроме того, этому способствуют и проблемы опустынивания земель, и незаконные мусоросвалки. Поэтому правильное решение – посадить как можно больше зеленых насаждений.
В мире существует более 1 миллиарда автомобилей, на долю которых выпадает около 70% загрязнений окружающей среды. Разумное решение – переход на кары, использующие электроэнергию или экологически чистое топливо. В Европе и США, во избежание большого количества выбросов вредных веществ в атмосферу, люди делают выбор в пользу экомобилей. В Китае уже несколько лет идет реализация программ по развитию «зеленого» транспорта.
Чистый воздух – это наш билет в долгую счастливую жизнь. Если большая часть человечества задумается о чистоте воздуха и начнет бороться с проблемой загрязнения атмосферы, в будущем у нас появятся все шансы не стать свидетелями глобальных катастроф и полного уничтожения экологии.
Литература
С. Г. Макевнин, А. А. Вакулин «Охрана природы».1996г.
Г. С. Пименова «Роль зеленых насаждений». Биология в школе №3 1994г.
А. Г. Фадеева «Химия и экология».
В. М. Назаренко Интегрированный курс «Экология и цивилизация» Химия в школе №6 1992г.
О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя химии» 2003г.
В. И. Артомонов «Растения и чистота природной среды».1986г.