Урок 1 по проектированию «Что такое проект. Гибкие навыки. Виды проектов. Как найти тему проекта»
Индивидуальный проект
Урок 1. Что такое проект. Гибкие навыки. Виды проектов. Как найти тему проекта.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием проект, с видами проектов, с принципами и правилами организации проектной деятельности, формировать умение видеть и формулировать проблему, тему проекта.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Уч-ль: найдите противоречие в позициях героев, сформулируйте проблему, разрешение которой снимет данное противоречие. Как можно решить данную проблему?
Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…
С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень…
Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
— Что, умираешь?
— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
— Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»
Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами…
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..»
И предожил он свободной птице: «А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии».
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.
Уч-ся: Противоречие между двумя жизненными позициями. Кто-то выбирает тихую жизнь, где «тепло и сыро», а кто-то постоянно рвется к звездам, покоряет новые вершины. Решить данную проблему можно, объяснив Ужу пагубность его позиции. Для этого необходимо запланировать целый комплекс мероприятий, их реализация позволит переубедить, перевоспитать Ужа.
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Должны сформулировать тему урока | Найдите противоречие в позициях героев, сформулируйте проблему, разрешение которой снимет данное противоречие. Как можно решить данную проблему? | Высказывают предположения |
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что комплекс многих мероприятий, тщательно спланированных и продуманных, могут изменить ситуацию, изменить мировоззрение Ужа, не дать возможности процветать его одноклеточной потребительской идеологии. Комплекс подобных мероприятий, способных качественно изменить что-то, решить возникшую проблему, и есть проект.
3. Первичное усвоение знаний (Лекция учителя с элементами беседы, учащиеся составляют конспект).
-Знакомо ли вам слово проект? Что оно означает? С какими проектами вы знакомы?
Проект – это целый комплекс различных мероприятий, реализация которых позволяет достичь запланированного результата.
Проектная деятельность в школе - это активная современная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков.
Гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или наукой. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность. Эти навыки важны при трудоустройстве, они помогают быстро построить карьеру, быстро достичь материальных благ.
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии: умение решать комплексные задачи, критическое мышление, творческое мышление, умение управлять людьми, умение работать в команде, способность распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими, умение формировать суждения и принимать решения, клиентоориентированность, ведение переговоров, переключение с одной задачи на другую.
-Ребята, подумайте, обладаете ли вы названными навыками и в какой степени? Считаете ли нужным их развивать? Каким образом?
Уч-ся: высказываются, обсуждают, приходят к выводу, что проектной работой заниматься нужно, потому что она играет большую роль в жизни современного человека.
Выбор темы проекта - очень важный этап, ведь существуют проекты, по которым можно создать оригинальный и интересный продукт, а есть и такие, по которым это сделать трудно по объективным и субъективым причинам. Можно выбрать любое направление проектной деятельности (иногда проект затрагивает сразу несколько направлений), например: технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. В школьной практике чаще всего выделяют следующие виды проектов:
1) информационные проекты направлены на сбор информации и массовое распространение сведений о каком – то объекте или явлении, это могут быть публикации в СМИ, создание (обновление) стендов, заметки для школьной прессы, обновление школьных экспозиций,
2) практико-ориентированные проекты предполагают создание какого-либо материального изделия (макеты, памятки, буклеты, модели),
3) творческие проекты направлены на создание произведений искусства (сценарий, флешмоб, театральная постановка, сборник собственных стихов или произведений других жанров, произведения декоративно-прикладного искусства),
4) исследовательские проекты предполагают доказательство или опровержение какой-нибудь гипотезы (статья, брошюра, описание экспериментов, собственно исследование),
5) игровые направлены на создание и организацию игры, экскурсии, викторины, исторических реконструкций и т.д.
6) социальный проект – проект, направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе такого противоречия лежит столкновение интересов и потребностей социальных групп,
7) технологический проект (инженерный, конструкторский) нацелен на освоение общих элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.
Виды проектных продуктов: WEB-сайт, блог, видеофильм (рекламный ролик, буктрейлер, видеоклип), справочник, атлас, учебное пособие, выставка, журнал (устный журнал, школьная газета), карта, законопроект, деловая игра (образовательная игра, интеллектуальная игра), исследовательская статья, праздник (фестиваль, турнир, концерт, посиделки, ток-шоу), экскурсия (экскурсионный маршрут), бизнес-план.
4. Проверка понимания.
Заполните таблицу. (Учащиеся заполняют, обсуждают с классом, аргументируют свою позицию)
№ п/п | Название проекта | Проектный продукт |
1. | Дневник путешествия по умирающим деревням средней полосы России начала 21 в. | |
2. | Покупать или продавать? Выявление взаимосвязей между финансовыми рынками и новостным потоком. | |
3. | Экскурсия по улицам героев. | |
4. | «Ты не прав, если не знаешь своих прав». (Пособие для четырнадцатилетних). | |
5. | Главы из учебника истории 2100 года издания. | |
6. | Архитектурные стили в Брянске. | |
7. | Как защитить растения от засухи. | |
8. | Создание powerbank с функцией подзарядки от колебательных движений при ходьбе | |
9. | Как оптимизировать систему водоснабжения в гимназии. |
Для справок: сборник иллюстраций с комментариями, макет, устройство, дневник с рисунками и комментариями, концерт, памятка, видеофильм с комментариями автора, рекламный ролик, экспериментальная работа, модель, викторина, аналитический сервис, экскурсионный маршрут, сценарий, параграфы из учебника (или сам учебник), устройство.
Ключи
Название проекта | Проектный продукт | |
1. | Дневник путешествия по умирающим деревням средней полосы России начала 21 в. | Дневник с рисунками и комментариями. |
2. | Покупать или продавать? Выявление взаимосвязей между финансовыми рынками и новостным потоком. | Аналитический сервис. |
3. | Экскурсия по улицам героев. | Экскурсионный маршрут. |
4. | «Ты не прав, если не знаешь своих прав». (Пособие для четырнадцатилетних). | Видеофильм с комментариями автора. |
5. | Главы из учебника истории 2100 года издания. | Параграфы из учебника (или сам учебник). |
6. | Архитектурные стили в Брянске. | Сборник иллюстраций с комментариями. |
7. | Как защитить растения от засухи. | Экспериментальная работа. |
8. | Создание powerbank с функцией подзарядки от колебательных движений при ходьбе. | Устройство. |
9. | Как оптимизировать систему водоснабжения в гимназии. | Памятка. |
5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Определить и сформулировать интересующую проблему, ответить на вопрос, почему эта проблема актуальна, сформулировать тему проекта, определить вид проекта, проектный продукт. (Практическая работа № 1). https://урок.рф/library/prakticheskaya_rabota_1_po_predmetu_individualni_205640.html
Использованная литература
1. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. - СПб. : КАРО, 2019. - 104 с.
2. Как оценить soft skills на собеседовании и помочь разработчику их развить. [Электронный ресурс]. URL: https://forum-edu.ru/soft-i-hard-skills-cto-eto.html (дата обращения: 09.08.2022).
3. Проектная деятельность в школе: цели, задачи и виды. [Электронный ресурс]. URL: https://media.foxford.ru/project-work/ (дата обращения: 09.08.2022).
Наталья