12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аменова Людмила Владимировна61

Кt1605688051aa.jpg ГУ «Юбилейная средняя школа

отдела образования Есильского района

Акмолинскойая области»













t1605688051ab.png





«Психологические факторы

старения»


Направление: Здоровая природная среда-основа реализации

"Стратегии Казахстан-2050

Автор проекта:

Мухаметова Лиана

ученица11 класс


Научный руководитель:

Аменова Людмила Владимировна,

педагог-психолог





г.Есиль

2020 год


Содержание

1. Абстракт…………………………………………………………..…….3

2. Актуальность……………………………….…………………………..6

3. Введение ………………………………………………………………..7

3. Исследовательская часть………………………………………………9

4. Заключение ……………….……………………………………………12

5. Приложение ……………………………………………………………14

6. Список использованной литературы ………..…………………….….21


































Абстракт


Менің ойымша, сіз бір күні қартайып, әлсіз, науқас және жалғыз болатындығыңызды, содан кейін бәрі тоқтайтынын біліп, өмір сүру өте қиын деп ойлаймын.

Сондықтан менің жобамның мақсаты.


ЖОБАНЫҢ МАҚСАТЫ:

Адамның қартаюы туралы идеяны жүйелеу, жалпылау және осы кезеңді бақытты ету мүмкіндігі.


ЖОБАНЫҢ МАҚСАТЫ:

1. Іс-шаралар жоспарын әзірлеу және іске асыру.

2. Жоба тақырыбы бойынша материалдарды іріктеу.

3. Ауыл тұрғындары мен мұғалімдерді тергеу.

4. Қорытындылау, нәтижелерді талдау.


Жаңалығы: әр түрлі буындардың - қарттар мен жастардың қарым-қатынасын ұйымдастыру арқылы әлеуметтік белсенділікті қалыптастыру арқылы ұрпақтар арасындағы кедергілерді жеңу.


ЖОБАНЫҢ ТӘЖІРИБЕЛІК НҰСҚАУЛЫҒЫ: Көмекші қол бөлімшесінің қарт күштеріне практикалық көмек


Гипотеза: Егер біз әлеуметтік белсендібіз, онда өмір сүру жағдайлары мен адамның ішкі әлеміне тәуелді қартаю факторларының көрінісін азайтуға болады.


Зерттеу әдістері:

зерттеу

сауалнама

аналитикалық

сипаттамалық

практикалық


Қорытынды: Құпия - қартайуды жеңіп, «мәңгі жас» болып қалу емес, қартайған кездегі өмірдің кез-келген кезеңіндегідей өзінің сұлулығында әдемі болуға мүмкіндік беру.

Abstraction I think it’s very difficult to live, knowing that one day you will become old, which means weak, sick and lonely, that then everything will stop. Therefore, the goal of my project OBJECTIVE OF THE PROJECT: To systematize, generalize the idea of ​​human aging and the ability to make this stage happy. PROJECT OBJECTIVES: 1. Development and implementation of an action plan. 2. A selection of material on the topic of the project. 3. Investigate villagers and teachers. 4. Summing up, analysis of the results. Novelty: Overcoming the intergenerational barrier through the formation of social activity through the organization of communication of different generations - the elderly and young people. PRACTICAL SIGNIFICANCE OF THE PROJECT: practical assistance to the elderly forces of the «Helping Hand» unit. Hypothesis: If we are socially active, then it is possible to reduce the manifestation of aging factors dependent on living conditions and the human inner world. Research Methods: research survey analytical descriptive practical Conclusion: The secret is not to overcome old age and remain “forever young”, but to allow old age to be beautiful in its beauty, where its characteristics, its advantages and, yes, its flaws - as in any period of our lives.

Абстракт


Я думаю, очень трудно жить, зная, что однажды ты станешь старым, а значит слабым, больным и одиноким, что тогда всё остановится.

Поэтому цель моего проекта


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Систематизировать, обобщить представление о старении человека и возможности сделать этот этап счастливым.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Разработка и реализация плана мероприятий.

2. Подборка материала по теме проекта.

3. Исследовать жителей села и учителей.

4. Подведение итогов, анализ результатов.


Новизна: Преодоление межпоколенческого барьера посредством формирования социальной активности через организацию коммуникации различных поколений - пожилых и молодежи.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕКТА: практическая помощь пожилым силами отряда «Рука помощи»


Гипотеза: Если быть социально активным, то возможно уменьшить проявление факторов старения зависимых от условий жизни и внутреннего мира человека.


Методы исследования:

исследовательский

опроса

аналитический

описательный

практический


Вывод: Секрет не в том, чтобы преодолеть старость и остаться «вечно молодым», а в том, чтобы позволить старости быть красивой своей красотой, где свои особенности, свои преимущества и, да, свои изъяны - как и в любой период нашей жизни.








Актуальность


По мнению ученых, скорость старения зависит в первую очередь не от наследственности (вклад генетики составляет лишь 20%), а от внешних факторов.

По статистике в последнее время (в нашей стране) происходит увеличение доли пожилых людей и пенсионеров в общем составе населения. Повышен пенсионный возраст. Поэтому становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

Необходимо найти и разработать пути для преодоления и нейтрализации тех дисгармоний, которые возникают между биологической и социальной сторонами человеческой природы, между желаниями и возможностями старого человека служить общественным интересам и участвовать в жизни своих близких.

Актуальность заключается также в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности, формирование гуманизма, нравственных качеств молодежи. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Особенностью предлагаемого проекта является коммуникация школьников с людьми пожилого возраста, направленная на преодоление межпоколенческого барьера.

Социально активная деятельность сообщества в рамках данного проекта готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, переданный от старшего поколения, формируется умение самостоятельно планировать время и реализовать жизненные цели, нести ответственность за свои действия.

Ожидаемый результат:

Возросшая активность подростков по разработке и реализации социальных проектов межпоколенческой коммуникации; обращения граждан для адресной помощи нуждающимся.

Сбор и распространение информации о социальном и психологическом благополучии людей пожилого возраста.


На 1 этапе была изучена теоретическая база, проведена подборка материалов по теме проекта, составлен план, анкеты, вопросы для интервьюирования.


Второй этап (практический этап).

предусматривал организацию работы по опросу жителей села, учителей.


Третий этап (заключительный этап) заключал в себе подведение итогов проекта, анализ результатов.



Введение

Мне старость была интересна, наверное, всю жизнь, потому что большую часть своей жизни я провела среди старых людей, меня вырастили дедушка и бабушка. Мне кажется, я очень рано оценила, что они для меня делают. А делали они много: делились своей жизнью, заставляли меня спорить с ними, учили меня, показывали свои любимые фильмы, читали книги, всегда со мной разговаривали. Они уходили от меня (по понятным причинам), и от этого я ценила их и время, которое у нас есть, еще больше. Это были мои первые друзья, мы понимали друг друга. И мне всегда хотелось как-то выразить, что я чувствую к ним. Показать им, что они сделали для меня как для ребенка. А потом мне захотелось рассказать вообще всем, всему миру, как это бывает, когда старик и ребенок живут вместе или рядом. Я даже в школьные годы думала, что надо написать книгу про такой дом, куда будут приходить старики и дети. В моем воображении это был очень счастливый дом


Облегчи седому путь.

Помоги хоть малость!

Сам поймешь когда – нибудь,

Что такое старость…


Старостью занимается геронтология и гериатрия. Геронтология изучает социальную сторону старения, гериатрия - клиническую. Это очень молодые науки, так же как и старость - очень «молодой» возраст. Есть еще причина, почему геронтология возникла так поздно (первые исследования начались в первые годы XX века, сам термин и появился в 1903 году): человечество очень сложно воспринимает конечность, смерть, а старость - это всегда так или иначе про смерть, и из-за табуированности темы смерти и мифов, с ней связанных, тема старости долго находилась в тени.

Если просто, геронтология - это наука, которая изучает биологические, социальные и психологические изменения, связанные со старением. Где-то в 30-х годах XX века начались исследования, посвященные возрастным изменениям здоровья. В 1945 году возникло Американское общество геронтологии, а 5 лет спустя начала работать Международная ассоциация геронтологии.

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности.

Указанный в паспорте возраст не всегда является показателем реального физического и психологического состояния человека: иногда пожилые люди полны сил и энергии, а представители более молодого поколения, наоборот, быстро устают после занятий спортом и не желают делать ни единого лишнего движения.

По мнению ученых, скорость старения зависит в первую очередь не от наследственности (вклад генетики составляет лишь 20%), а от внешних факторов.


По результатам изученной информации по теме проекта был сделан

вывод о том, что ускоренные темпы старения зависят не только от биологических, но и от социальных факторов.


Ими оказались следующие факторы:

наличие и удовлетворенность работой

бытовые и жилищные условия

наличие детей и общение с ними

финансово-материальные блага


В свою очередь неудовлетворенность выше перечисленными факторами приводит к появлению симптомов старения:


симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»;

симптом «неудовлетворенности собой»;

симптом «тревоги и депрессии»;

симптом «расширения сферы экономии эмоций» (проявляется в ограничении общения с родными и знакомыми);

симптом «личностной отстраненности» при котором происходит утрата интереса к профессиональной деятельности.






















Исследовательская часть

В продолжении работы над проектом, нами было проведено исследование.


ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ:

1 группа - среди учителей сельских школ, в возрасте 50–65 лет и со стажем более 25 лет.

2 группа - неработающие жители села, того же возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты опроса согласно критериям показали:

Критерий

Учителя

Неработающие


Мотивация к достижению успеха

Более 70 % «возрастных» учителей отличаются высокой замотивированностью на успех с опорой на накопленный стаж и опыт педагогической деятельности, демонстрируют активность и настойчивость в достижении поставленных целей.

Неуверенность в себе, отсутствие веры в возможность достижения успеха

Степень физической и эмоциональной нагрузки

Высокие физические и эмоциональные нагрузки, приводящие к необходимости быть в тонусе, заниматься здоровьем. Для большинства характерны ярко выраженное стремление к совершенству, к саморазвитию.

Для большинства характерны отсутствие ярко выраженных эмоций. Отсутствует стремление к  саморазвитию, привязанность к стереотипному опыту выполнения действий (хозяйство, телевизор, еда) неготовность к изменениям и - при этом - страх неудач и их избегание. Пониженная двигательная активность.

Наличие тревоги из-за наблюдаемых признаков старения

Большая ответственность за воспитанников и своих членов семьи,

желание влиться в коллектив, быть в ногу со временем, быть современным в глазах детей – не позволяют акцетироваться на возрастных изменениях

Обособленность от общества и одиночество дают неуверенность, беспокойство и сопротивление из-за наблюдаемых признаков старения

Уровень владения ИКТ

Постоянная работа над совершенствованием владения информационно-коммуникационными технологиями, в силу требования времени

Умение пользоваться программой Google, общение в одноклассниках и WhatsApp.


Наличие хобби


творческих мотивов и желания более разнообразной, интересной

деятельности.

Интересы ограничиваются телевизором, вязанием.

Личная оценка здоровья по 10 бальной шкале

Средний балл-8

Средний балл-5

Личная оценка

уровня удовлетворенности жизнью по 10 бальной шкале

Средний балл-9

Средний балл-5


Приложение

Как показывают результаты исследования, несмотря на сложности работы, уровень удовлетворенности жизнью у работающих педагогов предпенсионного и пенсионного возраста значительно выше, чем у неработающих: они востребованы обществом, поддерживают привычный социальный статус и образ жизни, более благополучны материально. Поэтому такие учителя не спешат уходить из профессии, игнорируя - в отличие от неработающего населения, завершивших карьеру - последствия естественного физиологического и психологического старения, отказываясь адаптироваться к ним или негативно переживая их.

Также я провела интервью с пожилыми людьми от 65 до 85 лет, было 5 вопросов: про жизнь, про смерть, про то, о чем жалеют, чего боятся, о чем мечтают, что больше всего любят в жизни. Когда я спрашивала их, что им нравится больше всего в этой жизни, они говорили: еда и (иногда) одежда. А когда я их спрашивала про то, чего они боятся, они говорили, что они ничего не боятся, потому что самое страшное с ними уже случилось. Все ответили, что старость - удивительное время в том плане, что жизненное напряжение спадает, тебе больше не нужно чего-то достигать, ты наконец можешь, учитывая прожитую жизнь, понять, кто ты на самом деле есть и что ты хочешь. Интересным является тот факт, что некоторые из опрошенных еще продолжают мечтать - это люди позитивные, бодрые. А некоторые уже ничего не ждут от этой жизни, при чем, от возраста это не зависит. Главной ценность пожилого возраста становится жизненный опыт и оставшееся время.


ВЫВОД: Таким образом мы доказали выдвинутую гипотезу о том, что проявление факторов старения зависит от условий жизни и внутреннего мира человека.

Мы поддерживаем идею активного успешного старения, когда старый человек продолжает развиваться, основывает новые деятельности, претерпевает изменения личностные и социальные. Старость может быть очень разной, и мне кажется, вот здесь очень важный баланс - видеть и ценить старость не только когда люди ее преодолевают, занимаются спортом, хорошо выглядят, они здоровы, но и когда всего этого нет. Материалы проекта доказывают, что секрет не в том, чтобы преодолеть старость и остаться «вечно молодым», а в том, чтобы позволить старости быть счатстливой. Таким образом, проблемы людей пожилого возраста можно считать всеобщими. Они нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы.




























Заключение.

Практическое примение результатов работы над проектом:

Ввиду доказанного факта о влиянии психологических факторов на темп старения человека, у меня возникло желание изменить качество жизни пожилых людей в лучшую сторону, сделать весомой и признанной ценность вклада пожилых людей в социальную, экономическую и культурную жизнь сельского сообщества.

Предлагается разработать и внедрить проект «Молодежь + Пожилые».

Проект поможет реализовать специально созданный молодежный отряд «Рука помощи». В рамках года волонтера объявленного в РК в 2020г. Благодаря диалогу поколений и совместной творческой деятельности пожилых людей и молодежи, проект будет способствовать разрушению межпоколенческого барьера, осмыслению пожилых людей и молодежи того, какую пользу, опыт и интересы они могут раскрыть друг для друга. Огромную роль сыграет совместная деятельность молодежи и пожилых людей. Только в этой общей деятельности можно изменить часто встречающееся отрицательное отношение молодежи к пожилым людям и наоборот.

По моему мнению стоит запланировать такие мероприятия как:

1.Обучение людей пенсионного возраста членами молодежного отряда работе с компьютером. Так как пожилые люди относятся к категории «маломобильного» населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Кстати, обмен знаниями при обучении может быть и двусторонним. Думаю, курсы, на которых подростки помогали бы пожилым людям подтягивать компьютерные навыки, реально сближали бы разные поколения.

2. Приглашение пожилых на все школьные мероприятия. Так как главными проблемами пожилых людей являются социальная невостребованность и одиночество.


3. Информирование пожилого населения о психологических факторах старения. Исследователи также заявляют, что биологический возраст можно контролировать при помощи занятий спортом, правильного питания, регулярных медицинских обследований и отказа от курения. Несмотря на то что польза всего перечисленного давно и хорошо известна, многие люди по-прежнему не уделяют здоровому образу жизни должного внимания. Между тем соблюдение рекомендаций способно существенно продлить человеческую жизнь.


4. Объявить фотоконкурс «Старость на фотографиях» среди членов отряда.

Общение молодых и пожилых людей оказывает благоприятное воздействие на пожилого человека, помогает развивать способности, творческие наклонности, поддерживать общение, мышление и интеллект, поднять жизненный тонус и наконец, дать возможность радоваться жизни и понять как значима их роль в обществе.

Несомненно, что реализация данных мероприятий может улучшить «качество» и увеличить «количество» жизни людей пожилого возраста. Уверена, что благодаря этому проекту пожилые люди нашего села, передавая свои знания и опыт ребятам, будут чувст­вовать свою нужность, а это позитивно отразится на их психологическом состоянии и здоровье.

Подводя итоги, хочется сказать: «Вечной молодости не бывает. Все когда-нибудь состарятся». Старость может быть разной - счастливой и не очень, часто это результат прожитой жизни. Иногда диктуют обстоятельства. Пожилые люди нуждаются в физической помощи. И в душевной поддержке. Взамен делятся бесценным жизненным опытом. Как человек относится к старикам, так и его дети будут относится к нему в старости. Поэтому считаем этот проект востребованным, важным и необходимым к применению.


Моя исследовательская работа «Психологический фактор старения» была представлена на дистанционном республиканском онлайн конкурсе «Дарабоз», где получила хорошие отзывы и награду 1 место и звание «Лучшая научная работа» (Приложение 2)



Для того чтобы жизнь пожилых людей, близких нам бабушек и дедушек, не превратилась в бессмысленное существование, необходимо сделать всего одну вещь - показать, как они нам дороги!!! Берегите себя и своих близких! И помогайте старикам, не считая это трудной обязанностью.


Так как геронтология абсолютно междисциплинарная область, по-другому она не может существовать, есть очень большой выбор, чем заниматься. Я занимаюсь психологией и культурной геронтологией. Я поддерживаю идею активного успешного старения, когда старый человек продолжает развиваться, основывает новые деятельности, претерпевает изменения личностные и социальные. Мне очень интересна старость и искусство, и то, как с помощью искусства можно увидеть эстетику старости. Я искренне считаю, что старость красива, но в обществе сильно восприятие старости как слабого, некрасивого, беспомощного возраста, в том числе, у самих старых людей (не говоря уже про эйджеизм). Я верю, что искусство, на определенном уровне, могло бы победить подобное отношение. Старость может быть очень разной, и мне кажется, вот здесь очень важный баланс - видеть и ценить старость не только когда люди ее преодолевают, занимаются спортом, хорошо выглядят, они здоровы, но и когда всего этого нет. Потому что мне кажется, что секрет не в том, чтобы преодолеть старость и остаться «вечно молодым», а в том, чтобы позволить старости быть красивой своей красотой, где свои особенности, свои преимущества и, да, свои изъяны - как и в любой период нашей жизни.



Приложение 1



t1605688051ac.png





t1605688051ad.jpg




Приложение 2


t1605688051ae.gif

t1605688051af.gif

15


Автор материала: Л. Мухаметова (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.