"Роль антонимов и их употребление в русском языке"
Автор публикации: С. Герасимова, ученица 5А класса
МБОУ «СОШ № 54» г. Чебоксары
Школьная научно-практическая конференция
«Шаги в науку»
Тема:
«Роль антонимов и их употребление в русском языке»
Работу выполнила ФИ,
ученица 5 «А» класса
МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары
Научный руководитель:
Алексеева Александра Владимировна,
учитель начальных классов
Чебоксары- 2024
1. Введение.
Актуальность данной темы характеризуется узким определением в школьных учебниках термина «антонимы». Этот проект поможет дать более широкое понятие об антонимах, которое вызывает довольно большой интерес к языкознанию и развивает грамотность учащихся. Я считаю, что родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Через язык мы осваиваем традиции своего народа, его мировоззрением. Речь – это канал для развития интеллекта. Именно поэтому большое значение придается тому, чтобы научиться выражать свои мысли, общаться друг с другом и правильно строить устные и письменные высказывания. Одним словом, развитие речи – одна из главных задач в обучении языку.
Цель. Выяснить роль антонимов и их значение в русском языке.
Задачи работы:
- изучение литературы;
- познакомиться с понятием «антонимы», их виды;
- анализ собранных данных;
- изучить, как часто употребляют школьники в речи антонимы;
- провести анкетирование учащихся, интервью с заведующий кафедрой - Бычковой Ольгой Анатольевной, кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ ;
- представить результаты исследований в форме буклета.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение
2. Основная часть.
2.1. Что такое антонимы.Из толкового слова Ожегова я узнала, что антонимы ‒ это слова с противоположным значением. Слово имеет греческое происхождение и состоит из двух корней: anti (анти) – «против», onima (онима) – «имя» [1]. Они обозначают противоположные свойства (твердый ‒ мягкий), действия (поднимать ‒ опускать), состояния (ненавидеть – любить), пространственные и временные отношения (внизу – наверху, ночью – днем), называют количество (мало ‒ много). То есть характеризуют предмет, признак или явление, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
В русском языке антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют прямо противоположное лексическое значение.
Приведу примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Таблица 1.
Существительные-антонимы лето — зима; друг — враг; грусть — радость; болтун — молчун; храбрость — трусость. | Глаголы-антонимы молчать — говорить; бежать — стоять; радоваться — огорчаться; ругать — хвалить; взять — отдать. |
Прилагательные-антонимы громкий — тихий; широкий — узкий; длинный — короткий; сильный — слабый; далекий — близкий. | Наречия-антонимы утром — вечером; пешком — бегом; интересно — скучно; рано — поздно; глубоко — мелко. |
А также деепричастия, причастия, междометия, союзы.
Не имеют антонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи (например, южный и север).
2.2. Виды антонимов.
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- отнести — принести;
- вставить — выставить;
- загадать — отгадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — невеселый вид;
- близкий — неблизкий путь;
- мало — немало вопросов.
По значению антонимы делятся на:
↓ ↓ ↓ ↓
временные пространственные качественные количественные
конец - начало далеко – близко любовь - ненависть много - мало
днем - ночью налево - направо злость - доброта дорого - дешево
ранний - поздний внутри - снаружи молодой – старый избыток –
недостаток.
В лексической системе языка можно также выделить и антонимы-конверсивы (лат. Conversio (конверсио ‒ изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию ‒ Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера ‒ Стажер сдает зачет профессору.
У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям, например:
- в значении «недавно испечённый»: свежий хлеб ‒ чёрствый хлеб;
- в значении «только что появившийся»: свежий журнал ‒ старый журнал;
-в значении «не бывший в употреблении»: свежий воротничок ‒ грязный воротничок;
- в значении «чистый, ясный»: свежий воздух ‒ тяжелый воздух.
Не все слова могут быть антонимами, а только те, которые противопоставлены друг другу по определенному существенному признаку: качество (добро – зло, быстро – медленно), ориентация (спереди – сзади, вниз – вверх) и другие. Соответственно, слова с отсутствующим оценочным значением, то есть не выражающие противоположного, не имеют антонимов: зонтик, лицо, чайник и т.д.
2.3. Сфера употребления антонимов.
На уроке русского языка наш учитель Алексеева Александра Владимировна рассказывала нам, где встречаются и используются антонимы:
1) художественная речь, публицистика как выразительное средство создания контраста (антитезы) и соединения в целое противоположных по смыслу единиц разных частей речи. Например, «Да здравствует солнце! Да скроется тьма!» или «Взрослые дети» [2];
2) многие пословицы и поговорки заключают в себе антонимы. Например, «Ученье – свет, а не ученье – тьма» [2].
3) заголовки произведений, построенные на сопоставлении антонимов. Например, «Отцы и дети»; «Война и дети»; «Тощий и тонкий»; «Дни и ночи» [3].
4) широко используются в фольклоре. Например, в поговорках: «В шутку сказано, да всерьез задумано»; «Летом готовь сани, а зимой ‒ телегу»; в зачинах сказок: «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли» [3];
5) могут служить и средством создания иронии. Например, М. Горького: «…Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники» [4];
6) используются в загадках: «Вверх – вниз, вверх – вниз, кататься хочешь – на нас садись (качели)»; « Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (баран)»;
7) применяются в литературных произведениях: оксюморон (от греч. - остроумно-глупое) - стилистическая фигура, состоящая из соединения двух противоречащих друг другу понятий: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин.
2.4. Интервью с заведующей кафедрой - Бычковой Ольгой Анатольевной, кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ.
По итогам интервью с Бычковой О.А. можно сделать выводы о том, зачем же нам нужны антонимы:
1) они придают ясность и выразительность речи;
2) являются одним из способов выражения лексического значения слова;
3) обогатить речь. Наш родной русский язык отличается от всех других языков. Богатство речи, если интерпретировать это понятие упрощенно, выражается в способности говорить одно и то же сотней разных способов;
4) необходимы для передачи различных оттенков значений того или иного понятия в речи. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к рассматриваемому предмету.
2.5. Результаты проведения анкетирования учащихся 5 «А» класса школы №54.
Я провела анкетирование учащихся в 5 «А» классе, чтобы выяснить знают ли они, что такое антонимы и употребляют ли их в речи.
В опросе принимало участие 24 человека.
Диаграмма1.
К сожалению, что такое антоним не смог верно ответить 1 человек. Все, опрашиваемые знают, что такое антонимы и положительно относятся к употреблению их в речи.
Диаграмма 2.
Большинство отпрашиваемых с легкость употребляют антонимы в своей речи и смогли привести их примеры.
Диаграмма 3.
Ребята также указали, в каких литературных произведениях встречаются антонимы: «Война и мир» Л.Н.Толстой, «Красавица и чудовище» Ш.Перро, « Что такое хорошо, а что такое плохо» В. Маяковский, « Толстый и тонкий» А.П.Чехов.
С легкостью ребята справились и со следующим заданием, где нужно было написать об антонимах в пословицах и поговорках: «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Труд кормит, а лень портит», « Умей взять, умей отдать», Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», « Сытый голодного не разумеет».
2.6. Вывод. В результате изучения определенной литературы и анализе собранных данных, я углубленно познакомилась с понятием, видами антонимов. В беседе с учителем русского языка Алексеевой А.В. я узнала, где антонимы используются. Мной было проведено анкетирование одноклассников, итог которого очень порадовал: ребята знают, что такое антонимы и легко могут привести их примеры. Интервью с заведующей кафедрой - Бычковой О.А., кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ помогло мне понять, зачем же нужны антонимы в нашей речи.
3. Заключение.
Основываясь на результатах исследовательской работы, я могу сделать вывод, что антонимы являются единицами лексикологии, которые требуют дополнительных исследований.
Без антонимов наша речь не была бы такой полной, яркой и эмоционально окрашенной. Русский язык отличается от других языков богатством словарного запаса. Кроме того, антонимы придают речи ясность, выразительность и являются одним из способов интерпретации лексического значения слова. Антонимы необходимы для передачи различных оттенков значений того или иного понятия в речи, для более тонкой передачи отношения говорящего к этому объекту или явлению.
Таким образом, основываясь на результатах исследовательской работы, я могу утверждать, что изучение антонимов как особых единиц лексикологии актуально в современном русском языке.
4. Список литературы.
1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М.: Издательский дом ЮНИТИ, 1988. –216 с.
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 365 с.
3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 232 с.
4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник. 1999. – 302 с.
5. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.
6. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоватет. Организаций. В 2 ч./Т.А. Ладыженская и др. -3-е изд. – М..: Просвещение, 2021.- 201с.
5. Приложения.
5.1. Интервью с заведующей кафедрой - кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ.
5.2. Помогай-ка для 5 класса. Сложные антонимы.
город | деревня |
смеяться | плакать |
колючий | пушистый |
жарко | холодно |
5.3. Анкета.
8