12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра Алексеева57
Учитель начальных классов. Педагогический стаж -30 лет. Почётный работник общего образования РФ, Заслуженный Учитель Чувашской Республики.
Россия, Чебоксары

МБОУ «СОШ № 54» г. Чебоксары

Школьная научно-практическая конференция

«Шаги в науку»













Тема:

«Роль антонимов и их употребление в русском языке»















Работу выполнила ФИ,

ученица 5 «А» класса

МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары

Научный руководитель:

Алексеева Александра Владимировна,

учитель начальных классов



Чебоксары- 2024

1. Введение.

Актуальность данной темы характеризуется узким определением в школьных учебниках термина «антонимы». Этот проект поможет дать более широкое понятие об антонимах, которое вызывает довольно большой интерес к языкознанию и развивает грамотность учащихся. Я считаю, что родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Через язык мы осваиваем традиции своего народа, его мировоззрением. Речь – это канал для развития интеллекта. Именно поэтому большое значение придается тому, чтобы научиться выражать свои мысли, общаться друг с другом и правильно строить устные и письменные высказывания. Одним словом, развитие речи – одна из главных задач в обучении языку.

Цель. Выяснить роль антонимов и их значение в русском языке.

Задачи работы:

- изучение литературы;

- познакомиться с понятием «антонимы», их виды;

- анализ собранных данных;

- изучить, как часто употребляют школьники в речи антонимы;

- провести анкетирование учащихся, интервью с заведующий кафедрой - Бычковой Ольгой Анатольевной, кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ ;

- представить результаты исследований в форме буклета.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение


2. Основная часть.

2.1. Что такое антонимы.

Из толкового слова Ожегова я узнала, что антонимы ‒ это слова с противоположным значением. Слово имеет греческое происхождение и состоит из двух корней: anti (анти) – «против», onima (онима) – «имя» [1]. Они обозначают противоположные свойства (твердый ‒ мягкий), действия (поднимать ‒ опускать), состояния (ненавидеть – любить), пространственные и временные отношения (внизу – наверху, ночью – днем), называют количество (мало ‒ много). То есть характеризуют предмет, признак или явление, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.

В русском языке антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют прямо противоположное лексическое значение.

Приведу примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.

Таблица 1.

Существительные-антонимы

лето — зима;

друг — враг;

грусть — радость;

болтун — молчун;

храбрость — трусость.

Глаголы-антонимы

молчать — говорить;

бежать — стоять;

радоваться — огорчаться;

ругать — хвалить;

взять — отдать.

Прилагательные-антонимы

громкий — тихий;

широкий — узкий;

длинный — короткий;

сильный — слабый;

далекий — близкий.

Наречия-антонимы

утром — вечером;

пешком — бегом;

интересно — скучно;

рано — поздно;

глубоко — мелко.

А также деепричастия, причастия, междометия, союзы.

Не имеют антонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи (например, южный и север).


2.2. Виды антонимов.

В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:

- отнести — принести;

- вставить — выставить;

- загадать — отгадать.

Однокоренные антонимы создает приставка не-:

- веселый — невеселый вид;

- близкий — неблизкий путь;

- мало — немало вопросов.

По значению антонимы делятся на:

↓ ↓ ↓ ↓

временные пространственные качественные количественные

конец - начало далеко – близко любовь - ненависть много - мало

днем - ночью налево - направо злость - доброта дорого - дешево

ранний - поздний внутри - снаружи молодой – старый избыток –

недостаток.

В лексической системе языка можно также выделить и антонимы-конверсивы (лат. Conversio (конверсио ‒ изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию ‒ Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера ‒ Стажер сдает зачет профессору.

У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям, например:

- в значении «недавно испечённый»: свежий хлеб ‒ чёрствый хлеб;

- в значении «только что появившийся»: свежий журнал ‒ старый журнал;

-в значении «не бывший в употреблении»: свежий воротничок ‒ грязный воротничок;

- в значении «чистый, ясный»: свежий воздух ‒ тяжелый воздух.

Не все слова могут быть антонимами, а только те, которые противопоставлены друг другу по определенному существенному признаку: качество (добро – зло, быстро – медленно), ориентация (спереди – сзади, вниз – вверх) и другие. Соответственно, слова с отсутствующим оценочным значением, то есть не выражающие противоположного, не имеют антонимов: зонтик, лицо, чайник и т.д.


2.3. Сфера употребления антонимов.

На уроке русского языка наш учитель Алексеева Александра Владимировна рассказывала нам, где встречаются и используются антонимы:

1) художественная речь, публицистика как выразительное средство создания контраста (антитезы) и соединения в целое противоположных по смыслу единиц разных частей речи. Например, «Да здравствует солнце! Да скроется тьма!» или «Взрослые дети» [2];

2) многие пословицы и поговорки заключают в себе антонимы. Например, «Ученье – свет, а не ученье – тьма» [2].

3) заголовки произведений, построенные на сопоставлении антонимов. Например, «Отцы и дети»; «Война и дети»; «Тощий и тонкий»; «Дни и ночи» [3].

4) широко используются в фольклоре. Например, в поговорках: «В шутку сказано, да всерьез задумано»; «Летом готовь сани, а зимой ‒ телегу»; в зачинах сказок: «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли» [3];

5) могут служить и средством создания иронии. Например, М. Горького: «…Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники» [4];

6) используются в загадках: «Вверх – вниз, вверх – вниз, кататься хочешь – на нас садись (качели)»; « Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (баран)»;

7) применяются в литературных произведениях: оксюморон (от греч. - остроумно-глупое) - стилистическая фигура, состоящая из соединения двух противоречащих друг другу понятий: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин.


2.4. Интервью с заведующей кафедрой - Бычковой Ольгой Анатольевной, кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ.

По итогам интервью с Бычковой О.А. можно сделать выводы о том, зачем же нам нужны антонимы:

1) они придают ясность и выразительность речи;

2) являются одним из способов выражения лексического значения слова;

3) обогатить речь. Наш родной русский язык отличается от всех других языков. Богатство речи, если интерпретировать это понятие упрощенно, выражается в способности говорить одно и то же сотней разных способов;

4) необходимы для передачи различных оттенков значений того или иного понятия в речи. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к рассматриваемому предмету.


2.5. Результаты проведения анкетирования учащихся 5 «А» класса школы №54.

Я провела анкетирование учащихся в 5 «А» классе, чтобы выяснить знают ли они, что такое антонимы и употребляют ли их в речи.

В опросе принимало участие 24 человека.

Диаграмма1.

t1713808793aa.gif

К сожалению, что такое антоним не смог верно ответить 1 человек. Все, опрашиваемые знают, что такое антонимы и положительно относятся к употреблению их в речи.

Диаграмма 2.

t1713808793ab.gif

Большинство отпрашиваемых с легкость употребляют антонимы в своей речи и смогли привести их примеры.

Диаграмма 3.

t1713808793ac.gif

Ребята также указали, в каких литературных произведениях встречаются антонимы: «Война и мир» Л.Н.Толстой, «Красавица и чудовище» Ш.Перро, « Что такое хорошо, а что такое плохо» В. Маяковский, « Толстый и тонкий» А.П.Чехов.

С легкостью ребята справились и со следующим заданием, где нужно было написать об антонимах в пословицах и поговорках: «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Труд кормит, а лень портит», « Умей взять, умей отдать», Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», « Сытый голодного не разумеет».


2.6. Вывод. В результате изучения определенной литературы и анализе собранных данных, я углубленно познакомилась с понятием, видами антонимов. В беседе с учителем русского языка Алексеевой А.В. я узнала, где антонимы используются. Мной было проведено анкетирование одноклассников, итог которого очень порадовал: ребята знают, что такое антонимы и легко могут привести их примеры. Интервью с заведующей кафедрой - Бычковой О.А., кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ помогло мне понять, зачем же нужны антонимы в нашей речи.


3. Заключение.

Основываясь на результатах исследовательской работы, я могу сделать вывод, что антонимы являются единицами лексикологии, которые требуют дополнительных исследований.

Без антонимов наша речь не была бы такой полной, яркой и эмоционально окрашенной. Русский язык отличается от других языков богатством словарного запаса. Кроме того, антонимы придают речи ясность, выразительность и являются одним из способов интерпретации лексического значения слова. Антонимы необходимы для передачи различных оттенков значений того или иного понятия в речи, для более тонкой передачи отношения говорящего к этому объекту или явлению.

Таким образом, основываясь на результатах исследовательской работы, я могу утверждать, что изучение антонимов как особых единиц лексикологии актуально в современном русском языке.


4. Список литературы.

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М.: Издательский дом ЮНИТИ, 1988. –216 с.

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 365 с.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 232 с.

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник. 1999. – 302 с.

5. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.

6. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоватет. Организаций. В 2 ч./Т.А. Ладыженская и др. -3-е изд. – М..: Просвещение, 2021.- 201с.





5. Приложения.

5.1. Интервью с заведующей кафедрой - кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ.


t1713808793ad.jpg


5.2. Помогай-ка для 5 класса. Сложные антонимы.


город

t1713808793ae.jpg

деревня

t1713808793af.jpg





смеяться

t1713808793ag.jpg





плакать

t1713808793ah.png

колючий

t1713808793ai.jpg

пушистый

t1713808793aj.jpg


жарко

t1713808793ak.jpg


холодно

t1713808793al.jpg


5.3. Анкета.

t1713808793am.jpg

8



Автор материала: С. Герасимова (5 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.