«Роль семьи в формировании духовно-нравственных ценностей подростков»
Автор публикации: Е. Крауз, ученица 11Б класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №2 пгт. Карымское»
Индивидуальный проект:
Тема: «Роль семьи в формировании духовно-нравственных ценностей подростков»
Автор: Крауз Елизавета Андреевна
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское», 11 Б класс
Научный руководитель:
Куликова Татьяна Александровна,
Педагог-психолог
МОУ «СОШ №2 п. Карымское»
п. Карымское 2023г
Аннотация
Данная работа рассматривает роль семьи в духовно-нравственном воспитании подростка.
Цель данной работы – рассмотреть какую роль играет семья в формировании духовно-нравственных качеств подростка.
Специфика материала исследования и поставленные задачи определили выбор методов исследования: теоретический метод: анализ научной литературы; эмпирический метод: тестирование, метод количественного анализа.
Область применения определяется практической и теоретической значимостью исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты представляются значимыми для дальнейшего изучения данной темы.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные данные представят интерес для работы с подростками. Материал можно использовать для создания индивидуального проекта.
В ходе исследования получены следующие результаты:
1. В результате анализа научной литературы зарубежных и отечественных исследователей выявлено, что семья является важнейшим средством воспитания и формирования духовных и нравственных основ личности.
2. Путем анкетирования мы выявили на сколько развиты духовные и нравственные качества учащихся 7-х классов МОУ СОШ №2 п. Карымское.
3. Изучили условия эффективного развития личности и формирования духовно-нравственных качеств подростков в семье.
4. Разработали рекомендации для родителей, чтобы повысить их компетентность в вопросах воспитания.
Ключевые слова: подросток, семья, нравственность, духовность, отношение, подрастающее поколение, подростковый возраст.
Введение
На современном этапе развитие российского общества можно кратко охарактеризовать двумя словами: «время перемен». И эти перемены кардинальны практически в каждой сфере: социальной, политической, экономической, духовно-нравственной. Сложившаяся в нашем отечестве социокультурная ситуация отличается множеством противоречий, прагматизмом, агрессивностью, но самое главное — это духовно-нравственный кризис, коренная ломка системы ценностей. Одно из ярчайших ее отражений - кризис семьи и семейных отношений. Факторы развития российского общества, которым мы обязаны столь кардинальными переменами, породили негативные тенденции, обусловившие поистине критические масштабы падения нравственности и духовного нездоровья. И едва ли не в первую очередь эти деформации претерпела первичная ячейка общества - семья. В создавшихся специфических условиях наиболее уязвимыми оказались подростки. Из-за особенностей возраста, мировоззрения и психологии они не могут справляться с чувством социальной заброшенности, депрессивными состояниями, лицемерием и конформизмом взрослых, а, следовательно, не могут адекватно адаптироваться к окружающей действительности. Семья является своеобразным средоточием всей совокупности отношений в социуме, именно она представляет собой важнейшее средство воспитания и сферу формирования духовных и нравственных основ личности. В семье не только формируются фундаментальные основы человеческой личности, но и происходит становление личности во всех аспектах: духовном и физическом, нравственном, эстетическом, трудовом. Актуальность развития духовности и положительных нравственных качеств личности останется неизменной во все времена.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить проблему формирование духовно-нравственных качеств подростков.
Рассмотреть роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств подростков
Выявить уровень духовно-нравственного воспитания подростка в семье.
Разработать рекомендации для родителей.
Гипотеза: мы предполагаем, что именно в подростковый период семья играет важную роль в воспитании духовно-нравственных качеств подростка.
Объект исследования: духовно-нравственные качества подростков
Предмет исследования: значение семьи в формировании духовно-нравственных качеств подростков.
В результате исследования были сделаны выводы:
Именно в подростковый период происходит формирование нравственного идеала и стереотипа поведения.
Семья играет важнейшую роль в формировании духовно-нравственных качеств подростков.
Необходимо повышать педагогическую компетенцию родителей в вопросах воспитания.
Основное содержание
§ 1. Формирование духовно-нравственных качеств подростка
Подростковый возраст весьма сложный и болезненный период становления личности. Именно на этом этапе взросления происходит формирование нравственного идеала и стереотипа поведения. Ученые выделяют специфическую активность этого возраста, ключевая характеристика которой восприимчивость к усвоению ценностей, норм и способов личностного поведения. И в основном подросток воспринимает именно те ценности и стереотипы, которые формируются в его ближайшем окружении: в семье.
Главной психологической особенностью подросткового возраста считается личностная нестабильность, то есть сосуществование противоположностей черт, тенденций, стремлений, вступающих в борьбу друг с другом и тем самым определяющих противоречивость как поведения, так и характера взрослеющего человека. Именно поэтому необходимое условие воспитания возникновение позитивных нравственных идеалов. Среди подростков намного чаще, чем в иных возрастных категориях, наблюдается падение социально-психологических и нравственных норм поведения. Результат этого - негативные тенденции общественного развития, а причины - социальная незрелость и особенности физиологии растущего организма (стремление к независимости, тяга к новым ощущениям, любопытство, необходимость утвердить собственную значимость и неумение прогнозировать последствия собственных поступков).
В настоящее время нравственная ориентация подростков направлена далеко не на познание и творчество, которые были ранее основными духовными ценностями. Вернуть их приоритеты способна только семья, определяющая основной фактор, которая влияет на ценностные ориентации подрастающего поколения. Внутрисемейные отношения являются сильнейшим, доминантным воспитательным фактором, но одновременно могут выступать и фактором разрушительным. При отрицательном характере эмоциональных контактов семьи, она утрачивает воспитательные возможности и становится микросредой, искажающей и задерживающей положительное воздействие на духовно-нравственное формирование личности. Следует также помнить, что по данным социальных опросов всего лишь 7 % современных подростков видят своими кумирами родителей.
§ 2. Понятие нравственность и духовность
Нравственность и духовность неразрывно связаны, но эти понятия не являются тождественными.
Нравственность - это составляющая духовности, но духовность без нее невозможна. Нравственный мир человека (его моральное сознание) включает три уровня:
1. Уровень мотивационно-побудительный, содержащий мотивы поступков личности, ее нравственные убеждения и потребности. Именно этот уровень определяет истоки личностного поведения, которые другие люди и общество в целом одобряют или осуждают, которые приносят пользу и добро или вред и зло. Правильное нравственное воспитание возможно лишь тогда, когда оно базируется на побуждении подростка к нравственному развитию, когда он сам активно участвует в нем.
2. Уровень чувственно-эмоциональный, в составе которого нравственные чувства и эмоции, важнейшие компоненты доброты. Они не являются врожденными, а приобретаются посредством воспитания, и в этом отношении заменить семью невозможно ничем.
3. Уровень рациональный (умственный), содержащий моральные знания, то есть идеалы и принципы, моральные оценки и нормы поведения, собственно понятия о «хорошем» и «плохом», о смысле жизни, достоинстве, долге. По мнению В. А. Сухомлинского, средоточие нравственности - это долг: сыновний и родительский, перед другими людьми, перед родиной и обществом, перед высокими нравственными принципами и идеалами. Верность такому долгу не связывает человека, а возвышает его. Воспитанию подлежат все компоненты нравственного мира подростка - только так можно обеспечить гармонию, но нравственные потребности - направляющие. Семейное влияние на формирование этих потребностей результативно в тот момент, когда они зарождаются, когда возникает интерес к соответственной стороне действительности. Подросток накапливает опыт, его устремления меняются в силу общения с близкими, и интерес или погаснет, или превратится в устойчивую потребность. Субъектная позиция, система эмоционально-оценочных отношений как источник нравственности формируется в семье, в дальнейшем воздействуя на правильность выбора человека на уровне мотивации.
§ 3. Роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств подростка
Иные воспитательные институты воздействуют на отдельные грани личности, семья воздействует на все без исключений. В социально-философском смысле семью можно назвать микросистемой социальных отношений, микромоделью общества, реализующей одновременно потребности личности и потребности общества. По мнению одного из крупнейших педагогов XX века, А. С. Макаренко, корни и причины трудновоспитуемости ребенка берут свое начало в семье, безусловно являющейся сферой духовно-нравственного становления индивида. Семья многогранна: помимо диады «родитель - ребенок» в ней присутствует взаимопроникновение взрослого и детского мира. Благодаря этому у подростка может сформироваться как позитивный, так и негативный образ семьи. Заметим также, что все психологические и социальные аспекты поведения подростков зависят от условий, создавшихся в его семье, и, соответственно, не рассматривая семью человека (а равно ее отсутствие), невозможно исследовать становление личности.
Семейное воспитание представляет собой наиболее адекватную форму духовно-нравственного становления индивида в силу своих характеристик: согласованности личностных качеств родителей; представлений о ролевых установках и ключевых ценностях; межличностного общения в семье, на основе которого у подростка складывается отношение к миру и обществу.
Специфические особенности семьи - это положительная эмоциональная направленность взаимоотношений; сплоченность семейной общности, ее задач и целей; разнообразие семьи по возрасту, полу, профессиям, интересам, социальному статусу; постоянное непосредственное общение. Но основной характеристикой семьи, благодаря которой она становится доминантным фактором нравственного воспитания, является общение, основанное на брачных и родственных отношениях, то есть спектре интимно-эмоциональных связей. Главные духовные ценности семьи - это любовь и привязанность, возникающие как результат органического синтеза социально-психологического и биологического, начал человеческой жизни. Они преобладают над прочими, и при этом рамки семьи их не ограничивают. По мере взросления подросток переносит эти ценности на других людей. В современных условиях традиционная модель семьи меняется, но, тем не менее, ее роль в нравственном воспитании подростков возрастает. Поэтому необходимо повышать уровень духовной, нравственной, правовой и эстетической культуры семьи, чтобы стали возможными преобразование культуры как системы нравственных ценностей в индивидуальную, личностную и поведенческую культуру подрастающего поколения, формирование высокой нравственной позиции и постоянного стремления к духовному самосовершенствованию.
Выводы: исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы о том, что подростковый возраст весьма сложный и болезненный период становления личности. Нравственная ориентация подростков направлена далеко не на познание и творчество, которые были ранее основными духовными ценностями. Вернуть их приоритеты способна только семья, определяющая основной фактор, которая влияет на ценностные ориентации подрастающего поколения.
§ 4. Проведение диагностики учащихся седьмых классов
Для проведения диагностики, духовно-нравственных ценностей у учащихся седьмых классов были взяты 3 методики:
1. «Диагностика нравственной мотивации» (Приложение 1)
2. «Диагностика нравственной самооценки» (Приложение 2)
3. Диагностика отношения к жизненным ценностям (Приложение 3)
В опросе приняли участие учащиеся 7 «а», 7 «б», 7 «в» класса МОУ «СОШ №2 п. Карымское» в общем количестве 57-ми человек. Данный возраст 13-14 лет, который соответствует 7-му классу, был взят по причине того, что именно в этом периоде подросткового возраста происходят психологические изменения, формирование своего «Я» и собственных взглядов на мир, самоутверждение.
Участники были осведомлены о правилах опроса и им была зачитана инструкция.
§ 5. Результаты диагностики духовно-нравственных ценностей
По результатам проведённых методик полученных данных у учащихся 7 «а» класса выявлено:
1. Диагностика нравственной мотивации: высокий показатель выявлен у 5 человек, средний - у 9, а низкий - у 3 человек. Результаты опроса по нравственной мотивации отображены в диаграмме (Приложение 4).
2. Диагностика нравственной самооценки: высоких показателей выявлено у 5 человек, средних - у 7 и низких показателей - 5. Результаты опроса по нравственной самооценке отображены в диаграмме (Приложение 5).
3. Диагностика отношения к жизненным ценностям: высоких показателей выявлено у 4 человек, средних - у 16 и низких показателей - 2. Результаты опроса по отношению к жизненным ценностям отображены в диаграмме (Приложение 6).
У учащихся 7 «б» класса выявлено:
1. Диагностика нравственной мотивации: высокий показатель наблюдается у 2 человек, средний -19, низкий -1. Результаты опроса по нравственной мотивации отображены в диаграмме (Приложение 7).
2. Диагностика нравственной самооценки: высоких показателей выявлено у 5 человек, средних показателей - 10, низких - 7. Результаты опроса по нравственной самооценке отображены в диаграмме (Приложение 8).
3. Диагностика отношения к жизненным ценностям: высоких показателей выявлено у 3 человек, средних - у 12 и низких показателей - 6. Результаты опроса по отношению к жизненным ценностям отображены в диаграмме (Приложение 9).
У учащихся 7 «в» класса выявлено:
1. Диагностика нравственной мотивации: высоких показателей выявлено у 2 человек, средних - у 22, низких - у 1 человека. Результаты опроса по нравственной мотивации отображены в диаграмме (Приложение 10).
2. Диагностика нравственной самооценки: высокие показатели отсутствуют, средних показателей выявлено у 15 человек, низких показателей - у 10. Результаты опроса по нравственной самооценке отображены в диаграмме (Приложение 11).
3. Диагностика отношения к жизненным ценностям: высоких показателей выявлено у 3 человек, средних - у 17 и низких показателей - 5. Результаты опроса по отношению к жизненным ценностям отображены в диаграмме (Приложение 12).
Результаты показателей духовности и нравственности учащихся трёх 7-х классов отображены в таблице №1 (Приложение 13)
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что учащиеся имеют средний показатель духовно-нравственных ценностей, высоких показателей меньше, чем низких. При сравнении высоких и средних показателей, приходим к следующим выводам: среди учащихся 7-х классов наблюдается очень малое количество детей с высокими духовно-нравственными жизненными принципами, а также хорошо прослеживается большее количество учеников со средним уровнем духовно-нравственных принципов. Среди 7-х классов наиболее большой показатель высоких моральных и нравственных норм наблюдается у 7 «А» класса, средний - у 7 «Б» и низкий уровень - у 7 «В» класса.
Заключение:
В данной работе мы изучили научную литературу о роли семьи в формировании духовно-нравственных ценностях. Узнали, что семья является главным звеном по мнению одного из крупнейших педагогов XX века, А. С. Макаренко, корни и причины трудновоспитуемости ребенка берут свое начало в семье, безусловно являющейся сферой духовно-нравственного становления индивида. Провели диагностику среди учащихся седьмых классов. Результаты показателей были получены следующие: низких показателей духовности и нравственности у учеников было выявлено намного больше, нежели высоких. В основном наблюдался средний уровень духовности и нравственных принципов у учащихся 7 - х классов, что не очень хорошо.
Именно эти полученные нами данные мотивировали нас разработать нужные рекомендации родителям для повышения духовно-нравственных ценностей школьников. Особенно в сегодняшнее нелёгкое время. (Приложение 14).
В данной работе цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Список используемой литературы
Петрова, М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях / М. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 675-677. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14536/ (дата обращения: 20.11.2022)
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — 3-е изд. — М.:МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352
Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. — С. 95–97.
Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. — 2007. — № 8. — С. 232.
Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. — 2001. — № 6. — С. 11.
Чепурных Е. От культуры полезности к культуре достоинства / Е. Чепурных // Воспитание школьника. — 2009. — № 5. — С. 2.
Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996 г. 9.
М. Хонекер «Семья как фактор формирования личности подростка». М., 1979 г. 10.
В. А. Сухомлинский «Избранные педагогические сочинения. Педагогика». Том 1–
Патрушева, И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности / И. Н. Патрушева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).
Приложения
Приложение 1
Методика №1: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
Если кто-то плачет, то я.
10. Пытаюсь ему помочь.
11. Думаю о том, что могло произойти.
12. Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
13. Я скажу ему, чтобы он не приставал.
14. Отвечу, что не могу ему помочь.
15. Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
16. Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
17. Я не обращу внимания.
18. Скажу, что он размазня.
19. Объясню, что нет ничего страшного.
20. Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
21. Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
22. Обижусь в ответ.
23. Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
24. 4 бала - высокий уровень
25. 2, 3 бала - средний уровень
26. 0, 1 бал - низкий уровень
Приложение 2.
Методика №2: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас).
Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;
если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;
если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
1. - 3;
2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
8. Мне приятно делать людям радость
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
1. Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
2. в 3 балла - 2 единицы,
3. в 2 балла - 3 единицы,
4. в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение 3
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть» Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят
2. Иметь много денег
3. Иметь самый современный компьютер
4. Иметь верного друга
5. Мне важно здоровье родителей
6. Иметь возможность многими командовать
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
8. Иметь доброе сердце
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
10. Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Приложение 4
Приложение 5
(Приложение 6).
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Таблица №1
Показатели духовно-нравственных ценностей учащихся 7-х классов МОУ «СОШ№2 п. Карымское», исходя из результатов диагностик.
Класс | Высокий | Средний | Низкий |
7 «а» | 5 чел. (29,5%) | 8 чел. (47%) | 4 чел. (23,5%) |
7 «б» | 4 чел. (18,1%) | 10 чел. (45,5%) | 8 чел. (36,4%) |
7 «в» | 2 чел. (8%) | 16 чел. (64%) | 7 чел. (28%) |
Приложение 14
Рекомендации родителям воспитательный процесс семьи и пути его повышения
Семья имеет большое значение для развития личности. Дети, которые лишены возможности участвовать в жизни семьи, многое теряют. В формировании мира ценностей ребёнка непосредственно участвуют родители, показывая собственным примером. В каждой семье складывается система воспитания, однако она не всегда правильная. В данном случае речь идёт о понимания целей и методах воспитания. Можно выделить 4 тактики воспитания: диктат. опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Проявление диктата в семье происходит, когда родители систематически подавляют инициативу и чувства достоинства у ребёнка. Конечно требования от родителей должны быть в сторону ребёнка, исходя из целей воспитания, духовно-нравственных норм. Когда же родители используют насилие и приказы, то получают в ответ от ребёнка ярое сопротивление. И даже если ребёнок будет подчинён воле родителя, то сломаются многие его личностные качества такие, как самостоятельность, вера в себя, инициативность. В конечном итоге, всё это приведёт к неудачно сформировавшейся личности или вообще к тому, что ребёнок так и не станет личностью.
Система отношений, при которой родители ограждают ребёнка от любых забот, делаю всё за него – это опека. В этой ситуации вопрос о формировании личности отходит на задний план. Родители не дают ребёнку возможностей ребёнку подготовиться к реальной, суровой жизни. В итоге опеки получается, что чадо пассивно, несамостоятельно. Есть понятие как гиперопека, то есть, безразличное отношение родителей к ребёнку, вседозволенность, отсутствие родительского контроля. В результате таких отношений ребёнок вырастает эгоистичным, циничным, требуя от всех выполнения его прихотей.
Тактика «невмешательство» строится на признании двух миров с чёткими границами: взрослые и дети. Эту линию переходить категорически запрещено; каждый в своём мире. Основой таких межличностных отношений является пассивность родителей в качестве воспитателей и педагогов.
Высокие нравственные ценности, совместную деятельность, общие цели и задачи подразумевает в себе сотдрудничество как тип взаимоотношений в семье. В семье с такими межличностными отношениями будет высокое качество - коллективность.
Таким образом мы можем сделать следующий вывод:
Для полноценного и позитивного формирования ребёнка как личности необходимо следовать тактике сотрудничество. Ведь самостоятельность подростка выражается в отдаление от взрослых, освобождении от опеки и контроля. Нуждаясь в любви и заботе родителей ребёнок стремиться быть самостоятельным, быть равным им. От отношений, сложившихся в период пубертации и зависящих от стиля воспитания и от возможности и желания родителей престроиться, приняв чувство взрослости своего ребёнка, последует дальнейшее взаимодействие родителей с ним.