12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена797
Россия, Волгоградская обл., Калач - на - Дону
Материал размещён в группе « Педагогический мир»
3

Проектно-исследовательская работа «Русские богатыри: правда и вымысел» в формате буклета

 

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №4» г. Калача – на – Дону

Волгоградской области

«Русские богатыри:

правда и вымысел»

 

 

 

2018 г.

 

 

Содержание

О проекте …………………………………………………… 

Вступительное слово Шевченко Е.С.

(руководитель проекта) ………………………………………………………………..………….

О богатыре Добрыне Никитиче

Карпов Виктор 6в класс

…………………………………………………………………………….

О богатыре Алёше Поповиче

Ивченко Данил 6в класс

…………………………………………………………………………….

О богатыре Илье Муромце

Балобанов Иван 6в класс

……………………………………………………………………………

О богатыре Святогоре

Харченко Никита 6б класс

……………………………………………………………………………

Заключительное слово (итоги проекта)

…………………………………………………………………………….

Источники

……………..………………………………………………

 

***

О проекте.

Проект «Русские богатыри: правда и вымысел».

Тип - долгосрочный, групповой, информационный.

Авторы: ученик 6б класса Харченко Никита, ученики 6в класса Карпов Виктор, Ивченко Данил, Балобанов Иван.

Руководитель проекта: учитель истории Шевченко Е.С.

***

 

Вступительное слово Шевченко Е.С.

(руководитель проекта)

Издавна на Руси почитались мужчины и женщины невероятной силы, добрые, честные, всегда готовые заступиться за обиженных, обездоленных, взятых в полон, потерявших надежду простых людей – БОГАТЫРИ и БОГАТЫРШИ. Кто они, богатыри? В словаре Даля* мы встречаем такое определение слова «БОГАТЫРЬ – /слово монголо – татарского происхождения/ человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. БОГАТЫРКА, женщина-богатырь. БОГАТЫРЕНОК, маленький мальчик». Похожими характеристиками наделяет БОГАТЫРЕЙ Ожегов*. Он называет БОГАТЫРЕЙ героями русских былин, совершающими воинские подвиги, наделённые очень большой силой, стойкостью, отвагой. До наших дней дошло
немало эпических преданий о таких воинах. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место в истории. О богатырях пишут поэмы, сказки, снимают художественные и мультипликационные фильмы. Им посвящены сотни художественных полотен. Богатырей любят и чтут. Но не просто разобраться, что - правда, а что вымысел?

Основной целью участников проекта было собрать доказательства, подтверждающие или опровергающие сведения о существовании богатырей Ильи Муромца, Алёши поповича, Добрыни Никитича, Святогора в реальной жизни. Как они справились с ней, судить Вам, дорогой читатель!

______

*https://glosum.ru/Значение-слова-Богатырь

***

 

БОГАТЫРЬ ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

      Биография богатыря Добрыни Никитича частично описана в летописях. «Повесть временных лет» Нестора гласит, что Добрыня является братом Малуши. Последняя была приближенной княгини Ольги. Малуша имела связи со Святославом (сыном Ольги) и родила от него Владимира Красное Солнышко. Отца Добрыни, согласно летописи, звали Малко. И отчество у него звучит иногда как Малкович. Однако в былинах он представлен только как Добрыня Никитич.

    Иногда Добрыню называют боярином. Это упоминается и в летописях из-за большой близости его к князю. Он также участвовал в разделе земель между сынами Святослава в 970 году. Во время Крещения Руси Добрыня помогает князю Владимиру, особенно в Новгороде. Есть данные, что язычники даже решили мстить богатырю, ограбив его двор. Но в итоге им самим пришлось просить мира. До конца жизни князя богатырь верно ему помогал: и по личным вопросам, и по военным. Умер богатырь Добрыня Никитич в битве под Калкой. Похоронили его на кургане, который сегодня именуют Добрыниным.

           Добрыня Никитич – один из былинных богатырей. Он по праву считается вторым после Ильи Муромца. Жил он в то же время (при князе Владимире). Если верить былинам, то он долгое время служил при дворе. Он выполнял указания князя, поручения. Добрыня был близок к Владимиру и его семье. По характеру богатырь изображается очень смелым, храбрым и сговорчивым. Кроме того, он был достаточно умным, образованным, умелым. Также русский богатырь Добрыня Никитич владеет многими ремеслами и способностями: стрельба, плавание, пение, игра на гуслях. Женой Добрыни Никитича была дочь Микулы Селяновича – Настя. А отец его был воеводой.

           Добрыня упоминается более чем в пятидесяти былинах, но лишь в шести из них он – главный герой. Я пришёл к выводу о том, что он действительно существовал. Во-первых, есть его гробница (захоронен он был в приделе главного храма Киевской Руси - Софии Киевской). Во-вторых, есть его оружие (меч и шит). В – третьих, упоминание в летописях (ЛЕТОПИСНЫЕ ИЗВЕСТИЯ О КИЕВСКОМ ВОЕВОДЕ ДОБРЫНЕ) и былинах (Добрыня и змей, Добрыня и Василий Казимирович, Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру, Добрыня и Маринка, Женитьба Добрыни), свидетельствуют о том, что о нём знал народ.

        Русский богатырь Добрыня Никитич – главный былинный змееборец, второй по силе и удали из знаменитой троицы. Прошел огонь и воду плечом к плечу с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем. В летописях нашлось подтверждение прототипу богатыря: Добрыня приходился близким родственником князю Владимиру. Бесстрашный воин блистал образованием, умом и качествами дипломата, в сказаниях отмечено еще одно яркое его качество – вежливость. Народные предания рассказывают о персонаже с теплотой и в возвышенных тонах. Судя по летописям, Добрыня Никитич – вполне историческая личность. Годы жизни древнерусского полководца приходятся на середину 10 века. Прототипом богатыря называют Добрыню, родного дядю по материнской линии и наставника князя Владимира Красное Солнышко. Правда, Никитич – отчество видоизмененное: исследователи предполагают, что раньше к имени добавлялось название села Низкиничи, родины персонажа. А его отца звали Малко. Некоторые источники утверждают, что герой по происхождению еврей, но эта информация хранилась под грифом «секретно», а разглашение каралось избиением батогами… . Этот факт также подтверждает его реальное существование. Следовательно, богатырь Добрыня Никитич – не вымышленный персонаж, а реально существовавший исторический деятель.

***

 

БОГАТЫРЬ АЛЁША ПОПОВИЧ

Алеша Попович - русский былинный богатырь. Алешу Поповича можно назвать собирательным образом русского фольклора. Если брать в сравнении, то он стоит на третьем месте, после Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Если брать за основу былины, то жили эти три богатыря в одно время. Алеша Попович не отличается особой силой (конечно, в сравнении с другими богатырями), но он обладает мужеством, удалью, ловкостью, настырностью (или упорством), находчивостью, но одновременно он хвастлив, лукав, увертлив. живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове. Наиболее распространена былина об Алеше Поповиче под названием "Алеша Попович и Тугарин Змеевич". Она нашла отражение и в мультфильме студии «Мельница».

         Среди других былин про этого богатыря, можно отметить следующие: «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и сестра братьев Петровичей (Збродовичей)», «Алеша Попович едет в Киев». Также Алеша Попович упоминается в былине "Добрыня Никитич и змей". В былине “Алеша Попович и Тугарин - змей” Алеша защищает честь княжьей семьи. Он бросает вызов Тугарину Змеевичу. В битве Алеша одерживает победу за счет своей хитрости. Он использует отвлекающий маневр и побеждает Тугарина. В этом его основное отличие от своих “собратьев” - Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Таким образом, я думаю, что Алёша Попович не один человек, а образ реально существовавших героев, обладающих схожими чертами, проживавших в разных местностях Руси примерно в 13 веке.

 

***

БОГАТЫРЬ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

         Легендарный герой русского эпоса Илья Муромец - самый знаменитый былинный богатырь. Любопытно, что он является главным героем не только множества русских былин, но и германских эпических поэм XIII века, которые, в свою очередь, основаны на более ранних сказаниях. В них он представлен как могучий витязь Илья Русский.

           Его имя до сих пор не найдено в летописях, неизвестно ни место его рождения, ни день смерти. Возможно, упоминания о нём попросту не сохранились, поскольку Русь переживала тогда не самые легкие времена: орды завоевателей не раз полностью сжигали и разрушали города. Между тем богатырь реально существовал, а похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры как один из 69 святых угодников.

          Известно описание гробницы Ильи Муромца в богатырском приделе Софийского собора, которое составил посланник римского императора Эрих Лассота, посетившийКиев в 1594 г. Для знаменитого героя и его товарища Добрыни Никитича был сооружён специальный придел, то есть им была оказана такая же честь, как и великим князьям. Позднее гробница была разрушена. Останки Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печёрского монастыря, где они покоятся и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей "Илья из Мурома". В 1638 г. мощи Ильи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил в конце XII века. Сейчас считают, что Илья родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом в семье крестьянина Ивана Тимофеева и его жены Евфросиньи.

        Русская православная Церковь почитает Илью Муромца как святого (он канонизирован в 1643 г.). По церковному календарю день памяти Ильи Муромца - 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Таким образом, Илья Муромец - не мифологический персонаж, не собирательный образ русского богатыря, а реальная историческая личность.
 

***

 

БОГАТЫРЬ СВЯТОГОР              В мифах и былинах о русских богатырях, Святогор предстает перед нами человеком, рост которого превышает деревья (десять саженей – примерно 216 метров). Живет он на высокой Святой Горе (отсюда и его имя). Стоит ему покинуть ее пределы и поехать куда-нибудь, Земля начинает трястись, леса колыхаться, а реки выходить из берегов. Русский богатырь Святогор обладал такой огромной силой, которая прибывала с каждым днем. Как ни странно, но она была проклятьем для Святогора. Он очень мало передвигался, потому что приносил неудобства своей небывалой массой.

        Есть еще одна причина «неподвижности» Святогора. Якобы он находился на границе подземного мира и земного. Но решил Святогор покинуть свой пост. Проложил он лестницу к небу, к Богу. Последний разрешил Святогору придумать желание, которое будет исполнено. И задумал богатырь силы да мудрости, чем и был награжден сполна. Появление богатыря Святогора в древнеславянском фольклоре относится еще к дохристианской эпохе

            По мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события

           Герой русских былин богатырь Святогор был самый сильный, самый великий среди всех русских богатырей. Но он любил хвастать, говорил, что если бы было кольцо на небе, то, ухватившись за него, притянул бы небо к земле. Увы, сила его была никчемная, за свою долгую жизнь он не совершил никаких достойных подвигов. Однажды похвалился Святогор тем, что если бы в земле и на небе было кольцо, он бы справился и с этим: смог бы перевернуть небо и землю. Эти слова Святогора услышал Микула Селянинович, бросил на землю свою суму - "тягость земную", чтоб богатырь вытянул ее из земли. Святогор не смог одолеть "тяги земной", при каждой попытке вытянуть суму богатырь все глубже уходил в землю. Так он и погиб.

          По другой версии, все случилось так. Во время пути под дубом Илья Муромец нашел какую-то богатырскую постель и заснул в ней на 3 дня. После этого к нему явился Святогор на коне, с хрустальным ларцом, внутри которого была его жена. Жене Илья Муромец понравился, и она взяла его с собой, посадив в карман Святогора. Коню Святогора стало тяжело, и Святогор так обнаружил Илью Муромца. По пути богатыри встретили гроб с надписью «Кому суждено судьбой, тот в него и ляжет». Гроб оказался впору как раз Святогору. Напрасно пытался Святогор выйти из него. Святогор дал свой меч Илье Муромцу и сказал рубить крышку, но с каждым ударом гроб покрывался железным обручем.

          Таким образом, утверждать, что богатырь Святогор существовал в реальной жизни, я не могу. Я склонен думать о том, что, всё-таки, это вымышленный собирательный образ народного заступника. Значит, он вымышленный народный герой!

***

Заключительное слово.

Быль и небыль и в наши дни идут рука об руку, поэтому неудивительно, что «предания старины глубокой» за столетия обросли чудными подвигами, фразами, делами. Что же наши богатыри?

Карпов Виктор: «Следовательно, богатырь Добрыня Никитич – не вымышленный персонаж, а реально существовавший исторический деятель».

Ивченко Данил: «Таким образом, я думаю, что Алёша Попович не один человек, а образ реально существовавших героев, обладающих схожими чертами, проживавших в разных местностях Руси примерно в 13 веке».

Балобанов Иван: «Таким образом, Илья Муромец - не мифологический персонаж, не собирательный образ русского богатыря, а реальная историческая личность».

Харченко Никита: «Таким образом, утверждать, что богатырь Святогор существовал в реальной жизни, я не могу. Я склонен думать о том, что, всё-таки, это собирательный образ. Значит, он вымышленный народный герой».
Вот и приоткрылась немного завеса над преданиями старины глубокой.

 

***

 

Виктор Васнецов. «Богатыри на конях». 1896.

«С победой шли домой богатыри»

С победой шли домой богатыри,
воздав врагу сполна в кровавой сече.
Как верный пёс лизало солнце плечи,
чтоб раны чудотворно заросли,
зарубцевавшись в памяти навечно.
И расстилалась степь рекою млечной,
и тучи мимо киселём текли.

С победой шли домой богатыри.
Седой Баян резные гладил гусли –
звенели струны. Cтруги жались в устье,
на пир горой купцы дары везли.
Котлы дымились, предлагая снеди.
И, на плетень закинув руки-плети,
глядела мать на пыльный столб вдали.

С победой шли домой богатыри.
К хлебам солонки ладили невесты,
а на пригорке, что лежит одесно
у стен детинца, дети-снегири,
разгладив кумачовые рубашки,
толпились тесно. Пенные баклажки
отцы из погребов на свет несли.

С победой шли домой богатыри.
Бренчали брони, заглушая топот.
"Ты жив ли, милый?" – уст горячий шёпот.
Баян завёл протяжно: "Гой-еси..."
... Раздался посвист ханский, соловьиный.
Разбойная взлетела в небо сила
и пала игом на хребет Руси...

С победой шли домой богатыри
в свои степные дымные улусы,
мир покорив, где храбрецы и трусы
влачили гнёт века под свист камчи.
Но пел Баян – слепой и вдохновенный,
вскрывая словом подневольных вены,
и Муромцы вставали в бой с печи!

Молчанов Виталий*

* http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/10066-stixi-pro-bogatyrya-bogatyrej

***

Источники

1. Аникин В. П. Русский богатырский эпос. М., 1999.

2. Базанов В. От фольклора к народной книге. М., 2000.

3. Калугин В. И. Былины. – М.: Современник, 1986.

4. Капица Ф. С. Тайны славянских богов. М., 2008.

5. Кравцов Н. И, Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 2001.

6. Круглова Ю. Г. Былины. – М.: Просвещение, 1993.

7. Путилов Н. Б.  Застава богатырская. М., 2000.

8. Рыбаков Б.  Русские былины. М., 2005.

9. Селиванова Ф. М. Былины. – М.: Современная Россия, 1988.

10. Членов  А. М. По следам Добрыни. М., 1994.

11. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство). М., 2005.

Интернет-ресурсы:

http://welemudr.mirtesen.ru/blog/43279875287/Den-pamyati-bogatyiryaSvyatogora

https://www.syl.ru/article/183495/new_svyatogor---bogatyir-velikan-geroi-russkih-byilin

ttp://fb.ru/article/122016/svyatogor-bogatyir-ogromnogo-rosta-i-neveroyatnoy-silyi

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://znanija.com/task/10038954

https://otvet.mail.ru/question/80535073

http://fb.ru/article/369933/kakie-podvigi-sovershil-alesha-popovich-pervyiy-podvig-aleshi-popovicha

http://www.rulit.me/series/alyosha-popovich https://schci.ru/Alesha_Popovich.html

 

Опубликовано в группе « Педагогический мир»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.