Самооценка на уроках литературного чтения как средство речевого развития младших школьников

1
0
Материал опубликован 8 November 2019

Автор публикации: В. Пулейкис, студентка 4 курса

Самооценка на уроках литературного чтения как средство речевого развития младших школьников

Пулейкис Валерия Дмитриевна, 4 курс, специальность: преподавание в начальных классах, ГБПОУ СО НТПК №1.

Аннотация. В статье раскрывается теоретическое и методологическое обоснование процесса речевого развития с использованием самооценки на уроках литературного чтения. Показана целесообразность речевого развития, его характеристика и особенность организации, анализ результатов практической деятельности по организации процесса речевого развития младших школьников на уроках литературного чтения.

Ключевые слова. Речевое развитие, речь, самооценка.

В настоящее время в психологии и других науках, имеющих отношение к познанию человека, проблема самооценки, связанная с определением человека как субъекта и как личности, приобретает в настоящее время особую остроту и смысл. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, в том числе, коммуникативных, познавательных и регулятивных [2, c.5].

В современном мире почти вся деятельность обучающихся строится на общении. Межличностные коммуникации в организации несут на себе большую психологическую нагрузку, определяя успешность каждого ученика. Известно, что большинство учебного времени приходится на речевое развитие. Отсюда, среди важных качеств любого обучающего, определяющих успешность в дальнейшей профессиональной деятельности, особо следует выделить коммуникативные качества, точнее, коммуникативную культуру, обеспечивающую эффективное деловое взаимодействие.

Фраза является главным инструментом для решения многих задач, поскольку именно слова, организованные в речь, исполняют роль орудия труда в деятельности по управлению другими людьми. Процесс обсуждения мнений и выработки какого-либо решения - это, прежде всего, процесс общения. Однако общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Система уроков литературного чтения одна из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников, помогающая развивать речь учащихся. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.

Исходя из выше сказанного, нам представляется важным определить, каким образом самооценка на уроках литературного чтения влияет на речевое развитие младших школьников. И насколько данное развитие является важным составляющим в процессе обучения.

Диагностика и описание результатов уровня речевого развития младших школьников. Диагностика была проведена в ходе производственной практики «Практика пробных уроков» на базе МБОУ СОШ «ЦО №1» в 1Б классе. На уроках литературного чтения.

Речевое развитие младших школьников стимулирует искреннее и оптимистическое отношение педагога к его успехам и неудачам. Темпы и уровень речевого развития показали и определили необходимость оптимизировать условия, приёмы организации особой среды, в которой и должно происходить интенсивное речевое развитие учеников.

На основании выше изложенного материала была проведена диагностика на речевое развитие младших школьников. Была выбрана диагностика «Программа логопедической диагностики учащихся с 1-4 класс» [1], разработанная учителем-логопедом Захаровой А.Л., которая представлена в виде заданий, результаты оцениваются по представленным критериям.

В ходе диагностического исследования была использована методика А. Л. Захаровой, направленная на выявление уровня техники речи, как важнейшей составляющей речевого развития младших школьников.

Для проведения диагностики использовались вопросы, которые устно были заданы каждому ученику в ходе речевой разминки перед чтением текста. Методика состоит из диагностических заданий, направленных на выяснение возможностей обучающихся в части технической организации речи.

Методика содержит следующие задания:

1. Повтори слова, предложения:

- Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, регулировщик.

- У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

2. Как называют мастера, который подстригает людей?

3. Прочитай прямые слоги:

Са, шу, ха, ну, ры, да.

Для оценивания уровня речевого развития обучающихся диагностируемой группы к занятиям по литературе были предложены следующие критерии:

- правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

- замедленное послоговое воспроизведение;

- искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова):

- сокращение слогов;

- упрощение, опускание слогов;

- уподобление слогов (антиципации);

- соединение частей двух слов;

- повторить, ответить не удаётся.

В процессе обобщения результатов диагностики обучающихся были выделены следующие показатели:

С первым заданием «Повтори слова, предложения» 15 учащихся правильно и точно смогли повторить в темпе предъявления, что составляет 15 баллов. 10 учащихся повторили с замедленным воспроизведением, что составляет 10 баллов. 5 обучающихся исказили звуко-слоговую структуру слова, что составляет 5 баллов.

Таблица 1 «Результаты первого задания»

t1573196787aa.gif

На второй вопрос «Как называют мастера, который подстригает людей?» 11 обучающихся ответили правильно, что составляет 11 баллов. 6 учащихся назвали профессию с замедленным воспроизведением, что составляет 6 баллов. 9 обучающихся исказили слово, что составляет 9 баллов. 4 обучающихся ответить не смогли.

Таблица 2 «Результаты второго задания»

t1573196787ab.gif

С третьим заданием «Прочитай прямые слоги» справились 20 обучающихся, что составляет 20 баллов. 10 обучающихся прочитали с замедленным воспроизведением, что составляет 10 баллов.

Таблица 3 «Результаты третьего задания»

t1573196787ac.gif

Данные результаты определили вывод по практической деятельности: чтобы повысить уровень речевого развития школьников, а также интереса к литературе, необходимо использовать на предмете, на уроке литературного чтения разнообразные приёмы организации речевого развития, использовать на разных этапах урока скороговорки, чистоговорки, способствующие повышению уровню интереса, увлечённости в различных видах литературного чтения. Задача педагога является грамотная и целесообразная организация процесса использования речевой разминки на уроке, что сделает его успешным по результатам и увлекательным для школьников.

Список литературы:

Захарова А.Л. Программа логопедического обследования младших школьников (с 1 по 4 класс) / Статья учителя-логопеда. — https://infourok.ru/programma-logopedicheskoy-diagnostiki-uchaschihsya-s-klassi-416831.html

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: от 29.12.2014 № 1644/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Екатеринбург: Ажур, 2014. – С. 5.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.