Современное профессиональное образование
Автор публикации: А. Гаджиева, студентка 2 курса
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Гаджиева А.А.
«Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» Санкт-Петербургский медицинский колледж
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
В век высоких технологий люди постоянно совершенствуют и обновляют свои знания, проходят курсы повышения квалификации, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных кадров подходящего уровня и профиля, довольно конкурентоспособных на рынке труда и знающих свою профессию. Вдобавок способного к эффективной работе по своей квалификации на уровне пригодном известным стандартам, готового к постоянному профессиональному росту, общественной и профессиональной мобильности.
Суть темы:
Так как проблема современного профессионального образования в настоящее время крайне актуальна, необходимо рассмотреть пути её решения, заостряя внимание на содержании проблемы, её сущности и том, как она влияет на выбор будущей профессии современного поколения.
Цель работы:
- Составить чёткий список проблем, являющихся некими барьерами на пути к получению и должному использованию профессионального образования для обучающихся.
- Найти наиболее подходящие и способные урегулировать все возникающие вопросы пути решения проблем, касающихся сферы получения профессионального образования.
- Распространить готовый продукт, существующий в виде статьи о том, как стоит действовать, чтобы решить все возникшие проблемы и предотвратить повторное их возникновение.
Объекты и предметы изучения:
Главными объектами и предметами изучения в сверке современного профессионального образования становятся студенты, обучающиеся в определённых образовательных учреждениях, и преподаватели.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ:
- Сдвиг в сторону качественного профессионального образования для всех;
- Формирование партнерских отношений и сотрудничества в сфере образования;
- Гуманизация профессионального образования;
- Инновации в профессиональном образовании и сохранение национальных культурных традиций;
XXI век все чаще называют "веком качества". Государство сегодня имеет очень четкий мандат на получение высшего образования "самого высокого уровня".
РОЛЬ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
- Защита, распространение и формирование национальной культуры;
- Воспитание патриотов России и граждан страны, обладающих высокими нравственными качествами, уважающих права и свободы личности;
- Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование у них способности к самообразованию и самореализации;
- Формирование целостного мировоззрения и современного академического кругозора детей и молодежи, развитие культуры межнациональных отношений;
- Формирование целостного мировоззрения и современного академического кругозора детей и молодежи, развитие культуры межнациональных отношений;
- Регулярное обновление всех аспектов образования с учетом изменений в культуре, экономике, науке, технике и технологиях;
- Постоянство образования на протяжении всей жизни;
- Обеспечение индивидуальности образования за счет разнообразия облика и типа учебных заведений, разнообразия образовательных программ;
- Создание программ по внедрению информационных технологий в образование;
- Академическая мобильность учащихся;
- Формирование национальной традиции работы с одаренными детьми и подростками; участие педагогов в научной деятельности;
- Подготовка образованных кадров и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
- Экологическое образование: воспитание у населения бережного отношения к природе.
ПРОБЛЕМЫ:
Снижение мотивации студентов к обучению.
Одна из проблем современной системы образования — это нехватка мотивации к учебе у детей. Предшествующее поколение считало, что необходимо хорошо обучаться в школе, а дальше обязательно в высшем учебном заведении, чтобы в конце концов получить хорошую работу и добиться успеха в жизни.
Сейчас многое изменилось. С трудностями современной жизни, начиная с экономической нестабильностью, давние формулы и правила больше не работают. Концепция образования, что у нас сейчас есть, была основана в других условиях.
Она сформировалась в эпоху Первой промышленной революции и, в какой-то мере, под воздействием идей Просвещения. В этой науке, хорошо образованный человек обязан знать классику и думать дедуктивно. Словом, все, что мы можем окрестить академическими способностями. Это те особенности и признаки, какие различают образованных людей от прочих. Это довольно ясно, но в некоторых аспектах этот подход забывает многих умных людей за бортом.
Современные способы обучения, как правило, не предусматривают особенность учащихся. Неудивительно, что они теряют концентрацию и интерес, если принять во внимание, что они просто вынуждены учить отдельные темы и дисциплины, которые они не могут использовать в настоящей жизни. Так что это сейчас основная причина отрешенности многих детей.
Традиционный подход к образовательному процессу.
Серьезную обеспокоенность вызывает возможность реализации компетентностного подхода, ориентированного на развитие профессионально-ценностных установок, самообразование и саморазвитие студентов и основанного на проведении занятий с использованием электронных образовательных ресурсов, таких форм организации образовательного процесса, как индивидуальные и групповые проекты, деловые и ролевые игры, психологические и иные тренинги, анализ производственных ситуаций, групповые дискуссии. Педагог должен являться не просто «транслятором» знаний, а творцом новых технологий.
Однако в системе образования наблюдается крайне медленное изменение организации учебного процесса, вследствие чего информатизация не влияет значительным образом на учебный процесс и традиционный подход, ориентированный на формирование знаний, умений и навыков, остается приоритетным. Преподаватели все так же «начитывают» лекции обучающимся, а учебник и конспект являются основными и практически единственными учебно-методическими материалами.
Таким образом, система мотивации преподавателей к использованию инновационных технологий – слабое звено в системе образования
Развитие культуры профессиональных соревнований и расширение творческих связей.
В настоящее время требуется вовлечение большего числа учащихся высших образовательных учреждений в профессиональные соревнования. Развитие культуры профессиональных соревнований и расширение творческих связей в системе образования возможно посредством подготовки студентов к участию в чемпионатах профессионального мастерства.
Несовершенство системы расчёта нагрузки преподавателей.
Жесткая регламентация образовательной деятельности, большой объем учебной нагрузки и отчетности практически не оставляют преподавателям вузов времени для полноценной индивидуальной работы со студентами, дипломниками и аспирантами.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ:
Вовлечение студентов и преподавателей в конкурсы разного уровня, проведение демонстрационных экзаменов делают профессиональную подготовку практико-ориентированной, соответствующей новым условиям социально-экономического развития, важным ресурсом обновления системы подготовки кадров. Образовательные организации могут объективно оценить содержание и качество образовательных программ, квалификацию преподавателей, материально-техническую базу, наметить точки роста и дальнейшего развития на основании актуальных требований рынка труда.
Социально-экономические трансформации в обществе способствуют формированию запроса на специалистов, ориентирующихся в области информационно-аналитических систем. Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся является приоритетным и будет более эффективным:
- если акцентировать внимание на усовершенствовании профессиональных компетенций преподавательского состава;
- определить педагогические условия, позволяющие достичь наибольшей эффективности деятельности педагога в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Подводя итоги, необходимо отметить, что для качественного развития образовательной инфраструктуры следует использовать как внутренний потенциал средних профессиональных учреждений, так и потенциал работодателей. Именно это позволит сбалансировать спрос и предложение рабочей силы и значительно улучшит ситуацию с трудоустройством и занятостью молодежи.