"Современные подходы к образованию обучающихся и их профессиональное воспитание"
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Образование – это социальная деятельность, обеспечивающая передачу базовых ценностей старшим поколением младшему, от одного человека к другому. Ценности существенны, когда они принимаются совместной деятельностью. Принятие ценностей – ключевой фактор человечества, обеспечивающий стабильность и личного существования. Поскольку ценности являются смыслами, и их принятие придает определенный смысл жизни человека и открывает ему новые профессиональные горизонты. Особенно это заметно на протяжении последнего периода, когда в жизнь мирового сообщества вначале ворвалась пандемия, за ней экономический спад в экономике, а далее международные санкции и специальная военная операция. Несмотря на эти потрясения, мы убедились в прочности и справедливости, собственных правил и необходимости реформирования системы образования под наши внутренние особенности и требования. Образовательная отрасль является одной из самых мобильных и реформируемых. Уже сегодня российское образование не удовлетворяет потребности общества и экономики, не только из-за недостаточного финансирования, но и из-за несоответствия сложившейся структуры образовательных программ актуальным требованиям экономики и производства. Российская модель образования должна основываться именно на российских реалиях: культуре, институтах в той части, которая поддерживается массовым поведением людей, организаций и ресурсах. Но сегодня есть реальный риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня.
В последнее время была проведена соответствующая аналитическая работа, результаты которой отражены в ряде документов. Среди них:
- отчет Общественной палаты РФ «Образование и общество, готова ли Россия инвестировать в свое будущее»;
- аналитические материалы Минобрнауки РФ и Национального фонда подготовки кадров по итогам Национальный проект «Образование»;
- отчеты, семинары по научному, технологическому и образовательному форсайту Высшей школы экономики.
Некоторые инновационные практики возникают как реакция прогрессивных элементов образовательной системы на изменения в российской экономике и обществе, но, как правило, это негосударственные организации. Это авторские школы, интеграция корпоративных учебных центров в колледжи и университеты, отделы довузовской подготовки и онлайн-школы, которые заполняют методологические и содержательные пробелы между начальным образованием и профессиональным.
Другие практики являются результатом попыток клиентов образовательной системы восполнить «провалы образования» собственными силами. Таким образом, в последние годы внутри предприятий сформировался значительный сектор учебных центров, которые постепенно стали работать не только на внутренние нужды предприятия, но и на внешний рынок.
В Интернете появилось множество справочных и образовательных ресурсов, которые дополняют официальный набор учебных материалов.
В ряде учебных заведениях возникли группы взаимопомощи при обучении, где успевающие студенты помогают отстающим освоить материал в условиях дефицита внимания или нехватки педагогического состава. Каковы пути выхода из данной ситуации.
В процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин и ПМ следует применять компетентностно-деятельностный подход. Это позволит значительно усилить практическую направленность изучаемых предметов, развить умственную деятельность, а также сформировать практические навыки. При таком подходе необходимо увеличение количества самостоятельной работы поискового, развивающего и системно – деятельностного подхода исследовательского и экспериментального характера.
Основная модель поискового подхода – это модель обучения как творческого поиска. Процесс начинается с видения и постановки проблемы и заканчивается продвижением предположений и гипотез, их проверкой и когнитивным размышлением о результатах познания. Структура урока при таком подходе должна быть следующей: включать такие этапы учебной деятельности, как постановка учебной задачи, непосредственные учебные действия, самооценка и самоконтроль. Обеспечить прохождение таких этапов получения знаний, как мотивация, создание ориентировочной основы для действия, внешняя и внутренняя речь, реализованное действие, а также мысленное действие.
Системно-деятельностный подход является основным для основной образовательной программы профессионального образования. Его содержание раскрывается в ФГОС. При таком подходе принятие ценностей студентом происходит непосредственно через его личную деятельность.
Развивающий подход позволяет понять многослойную системно-деятельностную технологию духовно-нравственного развития студента.
В основе такой программы:
система моральных ценностей и взглядов;
комплексность программы, охватывающей различные виды образовательной, социальной и педагогической деятельности. Содержание в программах технологий обучения и социализации по характеру и количеству их основных ценностей. Развивающий характер образования достигается, если ценности формулируются как вопрос, поставленный преподавателем, обязательно принимаемый студентом и адресованные содержанию образования, производственной и общественной жизни.
Профессиональное обучение – это целенаправленный процесс, способствующий успешной социализации, гибкой адаптации обучающихся к требованиям современного общества и профессионального сообщества, формированию готовности обучающихся к эффективному самоопределению, развитию, самовоспитанию и реализации в будущей профессии, с ее деятельностными формами наполненными ценностями, традициями, общественными и личностными смыслами.