Выступление «Профессиональное развитие педагога – приоритетная задача современного этапа модернизации образования»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА – ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Говорить о профессиональном развитии педагога без привязки к современным реалиям развития общества нецелесообразно. Необходимо понимание, как и в каком направлении развиваться для того чтобы соответствовать критериям, предъявляемым педагогу как специалисту на современном этапе.
Поэтому, немного о современном подходе к образованию и причинах модернизации этого самого образования глазами доктора исторических наук, профессора филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани Анисимовой Татьяны Семеновны и доктора психологических наук, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александра Асмолова.
Исследования основных направлений деятельности педагогов показывают, что, в основном, они озадачены поиском новых технологий, видов оценивания и измерения, методов мотивации. Однако у учеников иные ценности, связанные с личными увлечениями и развлечениями, поиском смыслов, освоением интерактивного коммуникационного пространства. И все, что интересно ученику, чаще всего находится вне системы образования. Учителя не могут противостоять стремительно меняющимся ценностям, новые технологии неизбежны. Но система образования обязана управлять инновациями, чтобы предвидеть риски и сдерживать негативные явления. Для решения этой проблемы педагогическая наука и образовательная практика должны отказаться от шаблонов прошлой эпохи и не объяснять уже случившиеся факты, а предвидеть их.
В 2016 году появились исследования, авторы которых предлагают выделить новую отрасль педагогики «антиципативную педагогику», чтобы не отставать от технологического прогресса, а предвидеть риски инноваций и минимизировать их. Антиципативная педагогика – это предвидение изменений систем образования, изменений в едином образовательном процессе под влиянием будущего на настоящее в условиях стремительных изменений и неопределенности.
Актуальность рассмотрения конструкта «антиципатия» трудно переоценить. Что видел в окне человек при рождении в давние времена? Он видел проезжающую телегу. А что видел в окне человек, когда он умирал? Он видел проезжающую телегу, т.е. из поколения в поколение жизнь не менялась. Практически не менялось и образование. Что мы видим сейчас? На наших глазах появляются новые информационные технологии, новые гаджеты, новые средства доставки информации и т.д. Об этом радикальном ускорении красноречиво свидетельствуют данные google: десять самых востребованных профессий в 2014 году в 2008 году еще не существовали и в последние 10 лет ускорение только нарастает. Отсюда вывод – мы должны сейчас готовить учащихся для работ, которые еще не существуют, использовать технологии, которые еще не изобретены для решения проблем, которых тоже пока нет.
Да, мы привыкли, что образование — это передача знаний и навыков от учителя к ученику. Но в мире, где каждый день появляются новые технологии, такая система становится неэффективной.
И что бы решать проблемы, которых еще нет и научить детей их решать, мы должны обладать готовностью к любым изменениям жизни и новым технологиям.
В образовании существует два конкурирующих подхода. Первый подход традиционный — тот, к которому мы все привыкли. Он рассматривает образование как классический процесс трансляции образцов, знаний, умений и навыков. Так люди могут передавать свой опыт друг другу, чтобы сохранить связь между поколениями. Один из ярких примеров традиционного подхода — классно-урочная система, созданная епископом Яном Амосом Коменским, великим дидактом. Но она эффективна только в стабильном мире, который не меняется, в котором человека можно вооружить рецептурным мышлением и стандартными решениями на все случаи жизни.
Второй подход сильно противоречит традиционному. Он связан с мотивационной установкой «учить учиться» и предполагает преадаптивные модели образования. В отличие от адаптивности, преадаптивность включает создание новых возможностей и инновационных решений. Преадаптивность это качество, которое нужно развивать в себе. Это умение воспринимать неопределенность не как наказание или источник стресса, а как источник новых возможностей.
В рамках этого подхода становится важным научить ребенка адаптироваться к любым условиям и изменениям жизни. Новый подход в образовании направлен на поиск модели, в рамках которой важно не передать конкретные знания или рецепт получения этих знаний, а научить человека самостоятельно находить информацию и пользоваться ею.
При таком подходе в школьном образовании на первый план выходит универсализация, а не ориентация на узкую специализацию знаний.
Вы наверняка сталкивались с одним из элементов этой системы, разработанным специалистами факультета психологии МГУ — универсальными учебными действиями (УУД). Рефлексия, постановка себя на место другого и прочие УУД позволяют ученикам уверенно осваивать самые разные предметные знания и прежде всего помогают учителю выстраивать совместно с ребенком ценностную и целостную картину мира. По большому счету концепция УУД — это концепция метапознания (вспомните наши метапредметные умения и навыки в программах). Все эти действия применимы для любых образовательных дисциплин — от чтения до математики. Они помогают ученикам объять необъятное.
И здесь не лишним будет вспомнить активировавшееся в последние годы стремление к развитию функциональной грамотности – способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Сегодня каждый человек сталкивается с вызовами неопределенности, сложности и разнообразия. В наше время нет никого, кто точно сказал бы, какие профессии будут нужны через пять, десять или пятнадцать лет, какие виды деятельности помогут развиваться человеку и человечеству. Именно поэтому даже в самых лучших школах и вузах мира есть ощущение глубокого кризиса смысла всей системы образования.
Несмотря на это на государственном уровне продолжается системная работа по развитию образования, как общего, так и дополнительного. На педсоветах и школах профроста мы рассматривали государственную программу «Развитие образования» до 30 года, Концепцию развития дополнительного образования до 30 года и другие документы предвещающие нам неотвратимые изменения.
Так уже в этом году в соответствии с планом реализации мероприятий по развитию образования в нашем учреждении начинает функционировать система наставничества (пока в контексте пары «Педагог-педагог»), внедряется новый документ, отражающий план развития педагога на основе его дефицитов «Индивидуальный образовательный маршрут», продолжается работа по повышению квалификации педагогов с помощью внутренних и внешних ресурсов и совершенствуется работа по продвижению информационной системы «Навигатор».
Думаю, что в контексте всего вышесказанного тема нашего заседания «Профессиональное развитие педагога – приоритетная задача современного этапа модернизации образования» становится аксиомой.
И содержание перечисленных документов диктует нам направления, в которых нам необходимо развиваться: работа с детьми с ОВЗ, цифровизация, повышение уровня профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, тиражирование лучших практик воспитания и развития детей, наставничество, работа с одаренными детьми, профориентация, решение задач гражданского образования и патриотического воспитания, формирования у обучающихся правовых, культурных и нравственных ценностей, содействие их научной и творческой активности.
Литература и источники
Анисимова Т.С., Маслак А.А., Лукьяненко М.А. Стратегия антиципативной педагогики и образовательной практики. Монография. М.: ИД Академии Естествознание, 2016. С.205.
Жамалова А.Р. Антиципация в управлении образовательными организациями Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (25–26 октября 2016 года). Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2016. С.32.
Государственная программа РФ «Развитие образования». Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701)
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства РФ № 678-р от 31.03.2022
Фильм «Асмолов. Психология перемен». Фильм I. «Школа неопределенности: будущее в настоящем» https://psy.su/feed/6852/
3