Автор публикации: Н. Ядров, ученик 8А класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутское районное муниципальное образование
«Бутырская средняя общеобразовательная школа»
Иркутский район
Деревня Бутырки
«Спилс карта Иркутской области и её применение»
Автор: Ядров Никита Михайлович,
ученик 8а класса
Руководитель: Пименова Юлия Васильевна,
учитель географии
первой квалификационной категории.
2024 год
Содержание:
1. Почему выбрана эта тема? | 3 |
2. Моё исследование 2.1 Анкетирование. 2.2 История возникновения спилс – карты. 2.3 Практическая часть. Создание спилс- карты. | 4 5 |
Практическая часть. Составление заданий к игре 2.5 Анкетирование итоговое | 6 |
2.6. Советы из Интернета | 6 |
3. Заключение | 6 |
Приложение | 8 |
Список литературы | 13 |
Почему выбрана эта тема?
«География начинается и завершается картой»
Н.Н. Баранский
Согласно высказывания, Николая Николаевича Баранского, известного географа, сохраняется актуальность работы учащимися с географической картой. В учебном процессе используются различные варианты учебно-наглядных пособий с изображениями карт: атласы, настенные карты, карты-плакаты, контурные карты, глобусы. В образовательном процессе широко используются географические карты на бумажном носителе, в электронном варианте, в географических моделях (глобусы, модели). В последние годы особое место среди новых учебно-наглядных пособий картографического содержания заняли спилс-карты.
Я заинтересовался данной темой после беседы с педагогом по географии. На уроках мы постоянно работаем с атласами и контурными картами. Мне нравиться в свободное время собирать пазлы, причём количество деталей не имеет значения. Учитель предложил мне заняться данным вопросом, чтобы совместить моё увлечение и знания.
Я подумал, что это хорошая идея и после воплощения можно будет с пользой проводить время с друзьями, собирая спилс – пазл- карту.
Для начала опросил ребят класса о данной идеи. Получил следующие результаты: из 32 человек получил одобрение от 30 учеников.
Далее стал заниматься историей появления спилс – карты и способами её создания.
Цель исследования: изучить историю происхождения спилс-карты и заинтересовать одноклассников в её применении на уроках и переменах.
задачи: 1. Изучить историю появления спилс –карты
2. создать спилс – карту Иркутской области
3. приготовить игру с использованием спилс – карты для одноклассников.
При выполнении работы были использованы следующие методы:
Интевьюирования
Анкетирования
Сравнения
Предмет исследования – спилс – карта Иркутской области
Моё исследование
2.1 Анкетирование.
Провел опрос учеников 8-9 классов. Ответы были «Да» или «Нет» и не заняли для опрашиваемых много времени.
Вопросы:
1. Вы собирали пазлы?
2. Вам понравилось собирать пазлы?
3. Пытались собрать пазл карту?
4. Знаете что такое спилс – карта?
Получил следующий результат (Приложение 1)
Оказалось мне мнения разделились пазлы некоторым показались слишком легким занятием, а вт вопросы по спилс – карте заинтересовали ребят и они попросили меня объяснить им эту затею. Я с удовольствием узнаю об этом, затем расскажу и покажу.
2.2 История возникновения спилс – карты.
«Спилс» - производное от фамилии английского учёного картографа Джона
Спилбери, создавшего в конце 18 века первый в мире пазл. Он был сделан из географической карты, поделенной по границам стран.(3)
В 1760 году он распилил чёрно-белую бумажную географическую карту, предварительно наклеенную на деревянную основу, по линиям государственных границ. Он предлагал собрать карту заново.
Ещё к началу XIX века пазлы использовали и как учебное пособие, на картон как основу клали подходящие друг к другу картинки. А к 1909 году в США было открыто первое фабричное производство пазлов со скрепляющими частями. Таким образом, в результате начавшегося массового производства головоломок пазлы стали дешевле, что повысило популярность игры.
В России в XIX веке настольные игры приобрели большую популярность. Пазлы были салонным развлечением и мели название «пузеля». Пузеля состояли не более чем из 100 деталей. В советский период пазлы не использовали, но в конце XX века их также стали использовать в учебном процессе.
В настоящее время под пазлами понимают игру-головоломку, которая включает изображение или фотографию, разделенную на отдельные элементы, которые предназначены для сборки. Иногда собранная картинка имеет объёмную форму.
Спилс-карта — это инновационная разработка, представляющая собой набор магнитных игровых элементов, выполненных в форме территориальных единиц государств и регионов. Детали спилс-карт выполнены из прочных древесных материалов в форме российских регионов (или их территориальных единиц) и обладают магнитными свойствами. Детали спилс – карты собираются в карту России на магнитной доске или другой металлической поверхности. [2] С момента создания спилс – карт в 2014 году и далее в рамках Федеральной программы "Знаю Россию" в России проводятся соревнования по скоростной сборке спилс-карт Российской Федерации и ее субъектов.
Задача участников – собрать спилс-карты за максимально короткое время. Сотни проведенных по всей стране мероприятий показали, что 2/3 участников затрудняются собрать спилс-карту страны без подсказок. Первый официальный рекорд скоростной сборки спилс-карты РФ - 3 мин. 58 с. принадлежит Даниле Подколозину - ученику Мокеевской школы Ярославской области. [2]
Собрать спилс-карту России за 10 минут - задача для настоящих знатоков страны. Справившихся ожидает награда - нагрудный знак "Знаю Россию" за отличное знание федеративного устройства РФ. Наградная система программы схожа с таковой во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО: участникам выдается удостоверение и значок участника, если выполняется временной норатив (не более 10 минут, количество попыток не ограничено).
Практическая часть. Создание спилс- карты.
Изучив историю возникновения нового вида карты нужно было создать самому спилс - карту. С учителем обсудили возникшую проблему: у нас нет опыта в сборе карты России, значит сначала будем собирать карту Иркутской области. Провели анкетирование среди 7-8 классов: получили в результате правильность нашего решения – будем учиться собирать спилс – карту области.
У меня не большие навыки работы с инструментами, поэтому мы обратились к педагогу по технологии. В ходе интервью с учителем технологии понял, что для производства нужна фанера определённой толщины и специальные инструменты для вырезания.
Мой папа сейчас служит на СВО и не может помочь советом и делом.
С мамой посетили строительные магазины, но найти нужный материал у на не получилось. С руководителем работы обратились к завхозу школы, но выданный материал так, же не подошел.
Мама решила сделать заказ у профессионалов, обладающих станком. Мастера нашли в селе Оёк. Он с радостью согласился нам помочь. Для него эта идея создания пазла на заказ была первой за весь период работы.
Через неделю с небольшим мы получили коробку с спилс – картой Иркутской области.
Я начал собирать сначала просто, затем на скорость. Моему брату затея то же понравилась. Мы стали проводить минитурниры на скорость.
Я посоветовался с руководителем и принял решение, что нужно провести игру между командами в школе, итоговым конкурсом будет собирание спилс – карты.
Практическая часть. Составление заданий к игре.
Я долго думал, как интересно провести мероприятие с использованием пазла карты.
Рассматривал различные идеи.
Решил пересчитать количество деталей в пазле, и меня посетила интересная идея.
Правила:
1. Игрок команды выкидывает кубик;
2. Ведущий зачитывает вопрос, по Иркутской области;
Верный ответ и команда получает то количество пазла, которое выпало на кубике;
В завершении команда складывает пазл.
Анкетирование итоговое
С помощью педагога провёл мероприятие по сбору спилс – карты. По итогу провёл анкетирование.
Вопросы:
1. Вам понравилось собирать спилс – карту Иркутской области? (Да/Нет)
2. Вы сможете собрать спилс – карту Российской Федерации (Да/Нет) (Приложение 4)
Полученные результаты вдохновили меня. Большинство ребят понравилось мероприятие и скорее всего мы постараемся принять участие в сборе спилс – карты Российской Федерации
2.6 Советы из Интернета.
Регулярное использование данного пособия способствует развитию учеников:
Позволяет быстро и эффективно запомнить не только перечень территориально-административных единиц области, но и их территориальное расположение.
Развивает координацию глаз и рук. Чтобы собрать карту, учащиеся используют метод проб и ошибок. Занятие это требует концентрации внимания и хорошей координации глаз и рук.
Учит решать проблему, добиваться поставленной цели.
Развивает когнитивные навыки. Спилс-карты помогают развить мышление, память, т.к. учащиеся пытаются вспомнить административную карту Иркутской области, взаимное расположение субъектов и составить карту из пазлов.
Развивает словарный запас, способствует запоминанию географической номенклатуры. Одним из наиболее значительных преимуществ спилс-карт является развитие словарных навыков. Ученики, которые еще не проходили экономическую географию Иркутской узнают новые названия субъектов федерации, их взаимное расположение.
Улучшает память. Во время сборки спилс-карты у человека работает зрительная и тактильная память. Если устроить турнир по скоростной сборке карты, то, потренировавшись несколько раз для выполнения норматива, ребёнок в увлекательной форме запоминает расположение регионов и их масштаб.
Развивает навыки мелкой моторики, что способствует развитию речи.
Развивает социальные навыки, так как можно использовать в групповой работе.
Развивает уверенность в своих возможностях, так как ребята работают самостоятельно, то сами достигают намеченного конечного результата.(1)
3.Итоги работы
В ходе работы я научился брать интервью и проводить анкетирование, собирать спилс- карту. Узнал много интересного об её авторах. Составил игру для ребят из нашей школы и привлёк внимание к данной идее. Думаю на будущее увлечь школьников нашей школы к сбору спилс- карты Российской Федерации на скорость. Потому что это интересно, потому что это моя Родина, которую мы обязаны изучать и знать.
Приложение 1
Таблица анкетирования
вопрос | ответы | |
«Да» | «Нет» | |
1. Вы собирали пазлы? | 42 | 8 |
2. Вам понравилось собирать пазлы? | 25 | 25 |
3. Пытались собрать пазл карту? | 2 | 48 |
4. Знаете что такое спилс – карта? | 3 | 47 |
Приложение 2
Вопросы к игре
Столица нашей области?(Иркутск)
Вставь пропущенные слова не изменяя слова- помощники
___________коварная, ________, сумасбродная,
Родная дочь ________-старика,
Ты по_________меж гор течешь, свободная,
Могучая _________ река.
Слова помощники: Сибирь, тайга, Ангара, Байкал, лихая
Ответ: Ответ:
Ангара коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала-старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река.
Местные жители сложили о этом озере такую поговорку «Сколько ни приносят богатства его сыновья- разоряет дочка старца».
(Байкал)
Река; вытекающая из Байкала. (Ангара)
Как зовут жителей разных городов России?
(Москвичи) - Москва;(Омичи) - Омске;(Иркутяне) –Иркутске
Назовите два субъекта Российской федерации, в которых находится озеро Байкал?
(республика Бурятия и Иркутская область)
Назовите поселок, в котором еще в 1920-х гг. был открыт стационар (институт) по изучению озера Байкал.(Листвянка)
Назовите научный термин, синоним слова озероведение(Лимнология)
От названия какой реки Иркутской области получили названия хребет и зверь? Как называются хребет, зверь?(река Баргузин, Баргузинский хребет, баргузинский соболь)
Какое название получил образованный в результате землетрясения залив на озере Байкал?(Провал)
Перечислите ветра на озере Байкал?(Баргузин, Култук, Сарма)
Перечисли эндемиков озера Байкал(нерпа, рачок эпишура)
Легендарный «камень на озере Байкал»(Шаман)
Названия этих городов в Иркутской области совпадают с названием рек (Иркут – Иркутск, Ангара - Ангарск)
В переводе название этой деревни в Иркутском районе Иркутской области переводится как «Дом на окраине»(д. Бутырки)
В переводе название деревни звучит как «Медвежий угол» (Хомутово, Коты)
Название этой реки в Иркутском районе Иркутской области повторяется в названии деревни, только добавляется размер (Большой Кот)
Приложение 3
Задания со звёздочкой
Прочитай цитату Движение по спирали от клетки со звездочкой
К | А | Ч | Е | Р | Е | М | Х | О | В | О |
Н | С | Т | Ь | - | И | Л | И | М | С | Т |
Я | У | О | В | У | С | О | Л | Ь | К | У |
Д | К | Х | С | К | З | И | М | Е | К | Л |
Ю | С | Е | Т | Р | К | У | А | - | И | У |
Л | Р | Л | А | И | * | Т | Б | С | Р | Н |
С | А | Е | Р | Б | К | С | О | И | Е | Б |
К | Г | Ш | О | Б | Й | А | Д | Б | Н | О |
С | Н | А | Е | О | К | С | Р | И | С | Х |
Н | И | Д | У | Е | Н | Ж | И | Н | К | А |
| | | Й | А | Д | Н | Я | А | Б | Н |
Прочитай цитату. Движение диагональное от клетки со звездочкой
| | А | М | Г | О | Й | У | А | Ж |
| С | А | У | Л | А | С | Д | И | А |
О* | М | Ч | Ь | М | Т | Р | Г | Д | Ч |
А | А | Х | А | Ь | О | А | У | У | Т |
К | О | З | - | - | Л | - | Н | Е | Х |
Н | Л | К | Ь | О | Ь | С | Ш | У | |
А | У | Т | В | Т | К | Й | Ж | | |
Т | С | С | С | И | А | И | | | |
У | К | У | Й | Т | Р | | | | |
Приложение 4
Таблица анкетирования
вопросы | ответы | |
Да | Нет | |
1. Вам понравилось собирать спилс – карту Иркутской области? | 25 | 5 |
2. Вы сможете собрать спилс – карту Российской Федерации ? | 19 | 11 |
Список литературы:
https://scienceforum.ru/2022/article/2018030200
https://scienceforum.ru/2022/article/2018030200
13