УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Автор публикации: И. Канева, студентка 4 курса
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Канева Ирина Алексеевна
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж
имени И.А. Куратова»
Научный руководитель – Морозова Любовь Александровна
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Но за последние десятилетия урок претерпел значительные изменения (как и всё образование в целом).
Изменения эти связаны с целым рядом причин, но основной причиной является ухудшение здоровья детей. Большинство детей просто не могут выполнить нормы и требования, предусмотренные комплексной программой по физическому воспитанию, ФГОС.
В связи с тем, что урок физической культуры — основная форма организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания.
Переход на принципы системно - деятельностного подхода в образовании обусловил необходимость отказа от традиционной схемы проведения урока. Современному педагогу важно детально проработать план подготовки занятий такого типа, от которых во многом зависит уровень вовлеченности школьников в процесс обучения в целом.
Наиболее ответственным и трудным в работе педагога является определение и раскрытие задач предстоящей работы и вытекающих из них заданий. Каждая задача и каждое задание должны быть предельно конкретно сформулированы и доступно обоснованы с учетом состояния и возможностей занимающихся, а нередко и их настроения и потребностей. Только при этом условии будет обеспечено правильное отношение занимающихся к работе, целеустремленность в действиях, понимание их сути и необходимости, а, в конечном счете, успешное решение задач.
Разъяснение важнейших особенностей предстоящей работы необходимо главным образом тогда, когда намечено более или менее самостоятельное ее выполнение. Занимающиеся должны быть информированы о порядке и условиях выполнения заданий, иногда о целесообразных способах осуществления необходимых действий, об использовании учебного инвентаря, о контроле за своими действиями и результатами, о возможных ошибках и, особенно, об опасностях, которые могут возникнуть в процессе работы.
Требования к качеству работы и ее результатам чаще всего связаны с определением критериев полноценности выполняемых упражнений - образцовой техники движений, характера усилий, числа повторений, меры количественных достижений и т. п.
Все это должно послужить упорядочению действий занимающихся, повышению их сознательности и ответственности в работе, предупреждению возможных травм, потерь времени и интереса к занятиям и т. п.
Определение и регуляция нагрузок требует особого внимания со стороны педагога, так как от них зависит результат применения физических упражнений. От характера, величины и взаимосвязи нагрузок зависит создание у занимающихся благоприятного для педагогического процесса «психологического климата» - в виде приятного ощущения раскрывающихся в работе сил и способностей, радостного переживания самого процесса проявления усилий и воли, а также общего чувства бодрости, жизнерадостности.
Влияние физических упражнений на занимающихся зависит не только от нагрузок, но и от содержания и формы упражнений, особенностей и конкретного состояния занимающихся, применяемых методов обучения и воспитания, различных внешних условий, гигиенических и других факторов. Их многообразие чрезвычайно усложняет управление нагрузками.
Для этого педагогу необходимо обладать глубокими знаниями и достаточно богатым практическим опытом. Пользоваться методическими пособиями и указаниями, квалифицированными советами и предписаниями следует тщательно уточняя их применительно к возможностям своих воспитанников и особенностям работы с ними.
Таким образом, требования к уроку физической культуры неразрывно связаны с обучением и воспитанием. Они служат решению учебно-воспитательных задач. Поскольку обучение и воспитание должны быть процессом совместной работы педагога и учащихся, а главное — опираться на сознательную, достаточно активную деятельность занимающихся, крайне важно, чтобы педагог своевременно, с должной полнотой и тщательностью анализировал и подытоживал эту деятельность. Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту.
Библиографический список
Виленская, Т.Е. Теория и методика физического воспитания. Учебное пособие для вузов [Текст]/Т.Е. Виленская.-2-е изд.,доп.-М.,2020.-286 с.
Ерицян, Л.Г., Структура современного урока в соответствии с ФГОС. Методическое пособие [Текст]/ Л.Г.Ерицян. - С.: МБОУ гимназия №3 г.Ставрополя,2018.-66 с.
Литвинов, С.А. Методика обучения физической культуре: Учебное пособие для вузов.[Текст]/С.А.Литвинов.-2-е изд.-М.,2020.-414 с.
Матвеев, В.И. Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ В.И.Матвеев.- М. : «Просвещение», 2019. - 237 с.