Конспект урока «История физической культуры»
Учебное задание 1. Составить таблицу по Олимпийским играм в Древней Греции по сл. форме:
Хронология Олимпийских Игр (ОИ) |
Место проведения ОИ |
Виды физических упражнений в программе Игр |
Участники ОИ |
Имена победителей ОИ |
Общественное и культурное значение ОИ |
Общность традиций древних и современных ОИ |
Приме-чание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
776 год до н.э. Первые Олимпийские игры, хотя есть мнения что в 776 году состоялись уже 28-е Игры |
Игры проводились в 350 км от Олимпа в западной части Пелопоннеского полуострова на территории города-Полиса, в местечке Олимпия у подножия горы Крона в долине реки Алфей |
Бег на одну стадию 192 м. 27 см. Стадии измерялись ступнями жреца служившего богу в месть которого проходили соревнования. |
Участниками Игр могли быть только свободнорождённые греки. Рабы и варвары а также женщины к Играм не допускались. Каждый участник должен был 10 месяцев готовиться к Играм дома а затем проходить подготовку в Олимпии. |
Победители на Играх назывались олимпиониками и награждались венком из оливковой ветви. Никаких материальных наград на Играх они не получали. На родине их встречали как героев. Первым Олимпийским чемпионом был Корсибос. Большую известность имели Леонидас и Диагор с острова Родос. 80 лет семья Диагора выступала на О.И. и принесла на родину 9 оливковых венков. Легендарный Милон из Кротона, 6 раз становился победителем Игр по борьбе |
В жизни Греции Олимп. праздники имели большое общественное и культурное значение. Здесь поэты читали свои стихи, ораторы произносили речи, музыканты исполняли свои произведения. С наступлением праздника объявлялось священное перемирие. Олимпия превращалась в центр политической и культурной жизни Греции. Торговля, знакомство гостей с представителями других стран. Развитие ремесла и земледелия а также обычаями и религиозными обрядами. Игры неоднократно посещали математик Пифагор, философы Платон и Аристотель, историк Геродот. |
Объединение в своих рядах людей, не зависело от их социального положения политических и религиозных взглядов, расового происхождения, пола и возраста, способствующих развитию спорта, гимнастики, игр. Дружба и сотрудничество спортсменов всех стран и континентов. Воспитание молодёжи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы. Подготовка и проведения раз в 4 года О.И. Игры объединяют сильнейших спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей. Захватывающая спортивная борьба, разворачивающаяся на олимпийских стадионах и водных дорожках воспитывает у спортсменов: силу, мужество, ловкость, выносливость, волю, быстроту и смелость. О.И. имеют огромное воспитательное и образовательное значение |
О.И. Древней Греции прово- дились без перерыва 1160 лет. 290 раз собир. жители Эллады на свои олимп. праздники. Последний раз это было в 393 году нашей эры. А через год, в 394 году в связи с больш. распростран. христианства римский император Феодосий 1 запретил олимпийские праздники. В Древней Греции наряду с О.И. были широко распростран. агоны : Немейские игры провод. в честь Зевса 1 раз в 2 года, Пифийские игры провод. в честь Аполлона в окрестностях гор Дельфи. Панафиний- ские игры являлись главным торжеством в Аттике. Проводились в Афинах каждые 4года продолжит. игр 5 дней. Истмийские игры провод. на Коринфс- ком перешей- ке в сосновой роще в честь владыки морей Посейдона каждые 2года весной. |
724 год до н.э. 14-ая Олимпиада |
В местечке Олимпия на территории Города Элида. |
Бег на две стадии туда и обратно 384 м. 54см. |
С 4 века до н.э. в Играх Олимпиад стали приним. участие представители средних и низших слоёв общества. |
||||
15-ая Олимпиада |
Бег на длинные дистанции, длина которых составляет 8, а затем 10,12,24 стадия |
Появились спортсмены из грекоязыч районов не относящ. к Древней Греции. После завоевания Греции римлянами в середине 2 в. до н.э. право участия в О.И. имели и Римляне. |
|||||
708 год до н.э. |
В Греции в местечке Олимпия |
Дополнились пентатлоном состоявшим из прыжков, бега, метания диска, копья или дротика, борьбы. |
Игры становятся многонациональными. На играх могли выступать представители народностей населявших гиганскую Римскую империю. |
||||
В середине 7 века. |
Был включён панкратион-борьба. |
Начинают допускать женщин к состязаниям на колестницах . А также к Играм начинают допускать молодёжь |
|||||
632 год до н.э. 37-ая Олимпиада |
В Греции |
Соревнования по кулачному бою, панкратиону, верховой езде, состязания на колесницах в отдельных вид |
Учебное задание 2. Составить таблицу развития физической культуры и спорта в разных регионах мира в средние века по сл. форме:
Регион мира |
Основные виды физической культуры и спорта |
Характерные особенности и черты развития физической культуры |
Основные труды гуманистов эпохи Возрождения, ученых и мыслителей |
Общая оценка. Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Европа |
Езда верхом (рысью, галопом, на скаку поднимать предметы с земли); плавание и прыжки в воду; стрельба (из арбалета, ружья и лука); взбирания по шесту и канату; сражения на турнирах; схватка рыцарей один на один верхом; фехтование; танцы; шахматы |
Система военно-физической подготовки рыцарей сложилась в эпоху классического феодализма. С раннего детства мальчиков закаливали, а в возрасте 7 лет начиналось их систематическое обучение. В домашних условиях они получали знание языков, представление о придворных играх, музыкальное образование. Кроме того, они должны были уметь бегать, прыгать, лазать, бросать тяжелые камни, плавать, бороться, стрелять из лука, охотиться, рыцарские турниры. В состав рыцарских турниров входили бухурт, тьост и игры. Самая известная игра из которых была игра в кольцо. Проводилось три разновидности турниров: турниры для разрешения юридических споров, турниры за честь, турниры в честь прекрасных дам |
В условиях эпохи Возрождения оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре. Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Иероним Меркуриалис, Томмазо Кампанелла. Л. Кун отмечает следующие общие черты их идей:они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;в их теории и практике воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли и др.) и танцам;они воскресили и распространяли опыт методик физического воспитания древности;под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;они пришли к пониманию необходимости использования в физической подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также … на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий».Также Л. Кун определяет общие недостатки их идей:они подразделяли игры на достойные и недостойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций;они пренебрежительно относились к физической культуре женщин;большинство из них считали грехом состязания между детьми [там же].В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики. |
развитие физический культуры не остановилось вместе с уходом с исторической арены античности, с ее культом красоты и гармонично развитого физического тела. И хотя последующие столетья Средневековья были пропитаны христианскими ценностями, малопитательными для физического тела, тем не менее, развитие физической культуры не остановилось. Оно приобрело новые акценты и было вызвано новыми условиями, прежде всего — изменившимися условиями ведения войны |
Азия |
Древняя практика развития физ. культуры средневековой Индии расширилась за счёт упражнений в борьбе, стрельбе из лука, конных игр. Наряду с национальными танцами большой популярностью стала пользоваться хатка-йога, в основе которой лежали нормы движения телом, ритуальные упражнения, связанные с бегом и играми. В Китае развивалась техника своеобразной гимнастики ушу. Её основным содержанием были захваты голыми руками, удары кулаком и ладонью в сочетании с ударами ногами. В Китае также получили распространения игры в конное поло, соревнования по бегу. В Японии была система физ. воспитания самураев (бусидо) которая содержала разнообразные виды борьбы, искусство фехтования с одними или двумя мечами, владение копьями, стрельба из лука в пешем и конном состоянии. Всевозможные ритуальные сострадания, разновидности игры в мяч. |
У наиболее развитых народов средневековой Азии — Индия, Китай, элементы феодального общества возникли раньше, чем в Европе, и отличались от европейских, но развивались медленнее и с гораздо меньшими потрясенями. Здесь не отбросили, а преобразовали институты, систему движений и идеалы физической культуры древности. Державшаяся в секрете система физической подготовки, обеспечивавшая власть самураев, имела точно такую же общественную ценность, как и упражнения, применявшиеся в персидских “цитаделях”, или же игры с преследованием у степных народов, имитировавшие похищения женщины или животного. |
Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического, физического воспитания. Занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Франца Рабле (1494-1553)-видный французский гуманист, крупнейший учёный и писатель. Он высказывал ряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений. Рабле был сторонником наглядности обучения, рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений. Пероним Меркуриалис (1530-1606) доктор философии и медицины, автор книг об искусстве гимнастики. Он делил все физические упражнения на 3 группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и атлетические (ложные). Он отдавал предпочтения тем упражнениям которые имели оздоровительно-гигиеническое значение и способствовали выполнению военных обязанностей. |
Развитие физической культуры в средние века в Азии происходило под влиянием самобытной национальной культуры. Система физических упражнений, имела своеобразную и неповторимую форму и окраску движений, гимнастики дыхания, ловкости и быстроты. Зажиточные слои города стали строить специальные помещения для своих занятий физическими упражнениями и играми. В этот период возникают теории о физическом воспитании сыгравшие в дальнейшем значительную роль в развитии физической культуры народных масс. |
Америка |
В существовавших школах учащиеся занимались играми и другими физическими упражнениями. Много внимания уделялось военно-физической подготовке: стрельбе из лука, метанию пращи, умения пользоваться мечом и щитом, борьба напоминающая карате. Особо следует отметить подготовку бегунов курьеров у инков и ацтеков, что было обусловлено их жизненной необходимостью. Много игр у этих народов было связанно с религиозными ритуальными обрядами. Проводились межплеменные игры, священные церемонии, атлетические состязания. Все системы физического воспитания. |
В Америке до её колонизации к числу наиболее развитых цивилизаций относились государства инков, майя и ацтеков. В XII-XV веках у этих народов сложились определённые системы физического воспитания, включавшие в себя семейные и государственные формы. Все системы физического воспитания занимали военное дело в трудовой, военной и бытовой жизни аборигенов Американского континента. Вторжение европейских колонизаторов сопровождавшееся грабежами, убийствами и насилием, на многие годы затормозили дальнейшие развитие самобытной физической культуры у народов. |
Итальянский учёный инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи (1452-1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. Англичанин Уильям Гарвей (1578-1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреас Везалий (1514-1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела. Гуманизм зародился в Италии, а затем распространился во Франции, Англии, Чехии и некоторых других странах. Витторина да Фельтре (1378-1446) представитель раннего гуманизма в Италии. Он организовал школу и назвал её Дом радости. В школе он применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистов. |
В этот период истории в Америке система физического воспитания имеет военно-физическую подготовку и направленность из-за вторжения колонизаторов европейских стран. Развитие физической культуры тормозилось и не прогрессировало. |
Африка |
Большинство физических упражнений африканцы выполняли в соревновательной форме, например стреляли из лука и метали копья в цель, лазали по столбу на результат. Вместе с плясками были развиты упражнения, связанные с военными действиями. У домов вождей или родовых старейшин проводились праздники, служившие своеобразной формой проверки физической и военной подготовки молодёжи. Соревнования проходили по борьбе, бегу, метанию копья и диска. В систему подготовки юношей и девушек входили ритуальные танцы, различные подвижные игры, акробатические упражнения и пляски под звуки тамтама. Ни один обряд не обходился без состязаний в силе, выносливости, ловкости, смелости, красоте танцевальных движений. |
Воспитание осуществлялось в семье, домах охотников, вождей племени и общины. Разнообразные игры и физические упражнения, в форме состязаний в то время были единственным средством мирного общения, между различными племенами и общинами Африки. С проникновением в Африку колонизаторов национальная культура в целом, и физическая культура в частности, пришли в упадок. |
Ян Амос Коменский (1592-1670) крупнейший славянский мыслитель и педагог гуманист. В своих педагогических сочинениях: Великая дидактива, Мир чувствительных вещей в картинах, много внимания уделял физическому воспитанию детей. В Материнской школе составленной Коменским были заложены основы физического развития ребёнка. Занятия играми и физическими упражнениями по мыслям Коменского, призваны готовить детей к труду реальной жизни. Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639) в своих сочинениях Утопия и Город Солнца подвергли острой критике не только феодальное общество и его систему воспитания, но и зарождавшиеся в то время новые буржуазные отношения. Мор и Кампанелла считали, что физическое воспитание является необходимым элементом гармонического развития человека и забота о здоровье и физическим воспитании всех членов общества должна быть государственным делом. Они утверждали что занятия гимнастикой и военные упражнения могут подготовить человека к труду, воспитать красоту. Педагогические идеи Мора и Кампанеллы имели большое значение для развития педагогической мысли в области физического воспитания. |
В средние века в Африке физическое воспитание и её формы носили военный, трудовой и бытовой характер. С появлением колонизаторов национальная культура континента пришла в упадок |
Учебное задание 3. Составить таблицу основных систем физического воспитания в новое время по сл. форме:
Название системы |
Авторы системы |
Цели и задачи системы |
Средства физического воспитания |
Методы физического воспитания |
Снаряды, оборудование, инвентарь |
Формы проведения занятий |
Общая оценка системы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Французкая система |
Иоганн Генрих Песталоцци(швейцарец) Ж.-Ж. Руссо Франциско Аморосо |
своей книге «Элементарная гимнастика» Иоганн Генрих Песталоцци сгруппировал аналитическим способом (в зависимости от подвижности суставов) составленные им вольные упражнения. Он не считал систему вольных упражнений единственно благотворной, а представлял ее средством, при помощи которого можно облегчить здоровое функционирование внутренних органов, приобретение учащимися правильной осанки, усвоение ими комплексных движений (в фехтовании, беге на коньках, танцах, борьбе, спортивных играх) |
Систематические педагогические идеи Руссо изложены в его романе «Эмиль, или О воспитании», где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка. |
достигать четырех результатов: гигиенического, эстетического, экономического (зависящего от качества выполнения упражнения и от его полезности), нравственного. все это должно, по мнению Руссо, достигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использовать соревновательный метод. Его идеи способствовали созданию новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам нарождающегося буржуазного общества. Естественность и военная направленность – основные черты системы Амороса. В этой системе было немало ценных методических указаний для проведения занятий гимна- стикой. |
В качестве снарядов применяли канаты, мосты, заборы, лестницы. Цель – научить солдата преодолевать пространство и препятствия. Кроме того, Аморос включал в свою гимнастику подготовительные упражнения, сопровождающиеся пением и музыкой, танцы и ручной труд. |
физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание включало в себя поднятие тяжестей, борьбу, бег, метание и т.д. Песталоцци делил все упражнения и игры (в зависимости от движений в суставах) на элементарные (движения в суставах плеча, бедра и т.п.) и сложные (бег, прыжки, метания, лазанье, плавание, верховая езда, танцы и игры). Разработанная им система упражнений получила название суставной гимна- стики Песталоцци. |
Начальные формы машинной промышленности членили трудовой процесс на операции, однородные движения, что стало причиной развития исследований физиологических и биомеханических процессов, связанных с двигательными функциями человека. Наибольшая вероятность внедрения гимнастики возникла в странах: а) где уже имелись традиции использования отдельных форм движений и где их внедрили в педагогическую практику; б) где зрелищные спортивные мероприятия и рекорды еще не отвлекли внимания от гимнастики; в) где анализ физической деятельности дошел до стадии признания преимуществ компенсации телесных недостатков, вызванных монотонными трудовыми операциями.2.Произошла перестройка военной техники и тактики; появилась возможность предварительной военной подготовки молодежи.3.Проявились национальные устремления к единству и независимости. 4.Передовая общественность считала, что физическая культура может проявить свое здравоохранительное, воспитательное и эстетическое значение лишь при наличии организационно оформленной структуры, а также включением физического воспитания в число учебных предметов.5. Имелся опыт деятельности преподавателей-энтузиастов» |
Немецкая система |
Иоганн Бернхард Базедов, Иоганн Кристоф Гутс-Мутс, Г. Фит Фридрих Ян |
Филантропы задавались целью воспитать всесторонне образованного и физически развитого гражданина, живущего в согласии с людьми разных социальных групп. В их школах обучались ученики трех категорий: академисты (представители аристократии), педагогисты (выходцы из средних слоев, будущие учителя), фамулянты (дети простого люда – будущие слуги) |
В основу классификации упражнений в немецкой гимнастике была положена внешняя форма движений |
В методике не было разработок связанных с вопросами физической нагрузки и дозировки упражнений, врачебного контроля и педагогики |
Гимнастическая площадка, с перекладиной брусьями, качелями и другими снарядами |
Много внимания уделялось туризму, экскурсиям и военноигровым упражнениям |
Создан первый кружок любителей гимнастики |
Шведская система |
Пер Линг, Альмар Линг |
Основная цель шведской гимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе |
Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения,подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эсте- тическую гимнастику |
Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др. Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на зна- ниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил – каждое занятие – замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие при- вычными упражнениями на расслабление. |
Работу отца продолжил его сын Ялмар Линг (1799 – 1881). Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из 14 – 16 серий поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе,беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды – шведскую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц. |
Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики. |
Отсуствие индивидуального подхода к занимающимся, узловатость статичность выполняемых упражнений |
сокольская система, |
Мирослав Тырш, |
Сокольские организации играли культурно просветитетьльную роль, поднимали национальный дух, помогали укреплению единства и одновременно осуществляли физическую подготовку. Также преследовали задачи образовательного характера, формирование навыков, умений для борьбы, воли и мужества |
Упражнения без снарядов, на снарядах, групповые упражнения, боевые упражнения |
Булавы, кольца, палки, флажки, гири, перекладина, брусья, конь, лестница, шест, бревно |
Форма обращения «брат» , «сестра» |
Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. |
|
Клуб национальной гимнастики |
Жорж Демени |
Создание научных основ физического воспитания |
Упражнения выполняемые на занятиях должны быть динамичными |
Естественные общеразвивающие упражнения |
Перенос тяжестей, бег, ходьба, метание, прыжки |
Выполняемые упражнения нужно делать легко и непринужденно |
Досихпор применяется в практике |
Гимнастическая система Жоржа Эбера. |
Жорж Эбер |
Был против спорта, превращенного в самоцель, обращал внимание на пагубное влияние профессионализма в спорте. Написал книгу «Спорт против физкультуры» |
Военная подготовка |
Ходьба, прыжки, поднимание тяжестей, метания, плавание. Упражнения в защите и нападении |
Владение винтовкой, пистолетом, шпагой, ездить верхом, управление мотоциклом, грести на лодке. Использование рабочих инструментов |
На открытом воздухе, в полевых условиях |
Считал, что одни и теже упражнения могут выполнять как мужчины, так и женщины, ссылаясь при этом на опыт дрессировки животных. |
Гимнастическая система Нильса Бука (1880 – 1950) |
Нильс Бук (1880 -1950) |
Продолжатель шведской гимнастики Н. Бук разработал первоначальную ступень гимнастики, которую назвал «примитивной», или «основной». При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утратили эластичность и мягкость, а потому человек не способен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этого и служит «основная» гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких деревенских парней так «обработать» гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению военной службы.
|
Как и в шведской системе, упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения. В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией. Упражнения систематизировались по следующим принципам: 1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боковых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упражнения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бегом; 9) упражнения в прыжках и ловкости. Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных положений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимуму. |
Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы: 1-я часть урока – упражнения без снарядов (12 – 30 упражнений); 2-я часть урока – упражнения на шведской стенке и буме (6 – 22 упражнения); 3-я часть урока – ходьба, упражнения в ловкости (9 – 20 упражнений). Для женщин игра с пением. |
Гимнастические снаряды (шведская стенка, скамейка, бум и др.) |
Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упражнение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. «Кривая нагрузки» урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непрерывным, слитным. Наиболее характерными чертами являлись усиленный темп и плотность нагрузки, последовательная смена одного упражнения другим. Пока выполнялось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод). Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой. |
Н. Бук довел моторную плотность урока до предела, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях. Его идеи встретили поддержку в первую очередь со стороны преподавателей физвоспитания Австралии, Центральной и Южной Америки. Его влияние распространилось не только на страны Западной и Центральной Европы, но и на физическое воспитание в Советском Союзе. Однако господствующим направлением оно не стало ни в одной стране. Причину этого следует искать прежде всего в том, что в рамках этого направления нельзя было удовлетворить ни требования рекреации, ни требования постепенно развивавшейся военной подготовки. |