Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся

0
0
Материал опубликован 9 November 2020

Автор публикации: В. Токарева, воспитанница 7А группы




Республика Саха (Якутия)

Хангаласский улус

МБОУ «Покровская СОШ №3-ОЦ с УИОП».










«Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся»








Подготовил: Токарева Вика

ученица 7«а» класса

МБОУ «ПСОШ №3-ОЦ с УИОП»


Руководитель: Гоголева М.А,

учитель физической культуры





г. Покровск. 2020 г.



Актуальность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что стратегия реформирования отечественной системы образования в современных социально-экономических условиях требует поиска новых подходов и совершенствования методов профессиональной подготовки. Важность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что физическая культура предъявляет специфические требования к индивидуальности субъекта деятельности.

В теории и методике физического воспитания принцип индивидуализации предполагает учет возрастных, половых, физиологических, физических и индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательной деятельности.

Решение проблемы системного подхода к развитию индивидуальности и развития волевых качеств особенно актуально в сфере физической культуры учащихся предъявляющей специфические требования.

В работах по  теории и методике физического воспитания де­тей школьного возраста отмечается, что активные занятия раз­нообразными физическими упражнениями,  подвижными и спортивны­ми играми способствуют формирование у детей жизненно важных фи­зических и волевых качеств. Воспитания положительных нравственно-во­левых черт личности,  активности,  самостоятельности в процессе занятий физической культурой четко сформулирована в программе по физической культуре.

Объект и предмет исследования.  Исследовались  особенности проявления в процессе воспитания волевых качеств - целенаправленность и настойчи­вость, учащихся школ г.Покровска.

Гипотеза исследования.  Систематическое применение на за­нятиях определенной группы физических упражне­ний,  осознанное достижение детьми поставленных целей   выпол­нения упражнений,  а также активное преодоление возникающих при этом трудностей путем продолжительного непрерывного напряжения физических и психических сил позволит эффективно развивать у детей важные волевые качества - целенаправленность и настойчи­вость. Развитие волевых качеств у старшеклассников  возможно,  окажет поло­жительное влияние на улучшение показателей их физической подго­товленности.

Цель: Исследовать психолого-педагогические приемы - волевых качеств на уроках физической культуры.





Задачи исследования:

1.  Разработать способы оценки целенаправленности и настой­чивости у учащихся 6-7 классов в условиях двигательной деятельности с помощью физических упражнений.

2. Изучить взаимосвязь между волевыми качествами и общим физическим развитием учащихся.

Методы исследования. Для выявления состояния исследуемого вопроса применялся педагогический эксперимент:  В работе были использованы педагогиче­ские наблюдения, результаты анкетирования и индивидуальных бесед;  ознакомление с медицинской документацией; мониторинг состояния физического развития и физической подготовленности.

Для обработки количественных результатов исследования привлекались общеизвестные методы математической статистики.

Методологической основой исследования явились положения о влиянии уроков физической культуры на формирование волевых качеств, силы воли; 

Научная новизна исследования заключается в том,  что раз­работана методика объективной оценки уровня развития волевых качеств старших школьников по результатам выполнения двига­тельных заданий;  выявлены и проанализированы индивидуальные особенности проявления волевых качеств, силы воли у учащихся в условиях двигательной деятельности;  исследована степень взаимосвязи изучаемых ка­честв воли с разными сторонами физического развития.

Теоретическое значение работы состоит в  том,  что  ее резуль­таты расширяют представления о разносторонней взаимосвязи фи­зического и волевого воспитания учащихся старшего школьного воз­раста; доказана возможность  эффективного развития волевых ка­честв под влиянием целенаправленных педагогических воздействий в процессе двигательной деятельности.

Практическое значение заключается в  том,  что на основе результатов исследования разработаны практические ре­комендации по  отбору и использованию двигательных заданий для оценки уровня развития целенаправленности и настойчивости,  по воспитанию этих качеств воли путем применения комплекса физи­ческих упражнений,  преимущественно направленных на развитие вы­носливости;   представлена методика воспитания  ведущих качеств воли на физкультурных занятиях.

Понятие  "воля" отражает сознательную целеустремленность к дея­тельности в избранном направлении,  устанавливающую способ и ха­рактер действий человека.  Отсюда с неизбежностью следует вывод, что ведущим и жизненно важным качеством воли в любой сфере дея­тельности человека выступает целеустремленность. С позиции психологии воля и волевые качества не являются врожденными, развиваются под влиянием условий жизни на всем протяжения становления личности индивида по мере усвое­ния социального опыта и разнообразных видов деятельности.  Ут­верждение единства сознания и деятельности является важным по­ложением советской психологии (С.Л. Рубинштейн,  Д.Б. Эльконин).


Исполнительные этапы волевого действия:

t1604929172aa.gif



t1604929172ab.gif



t1604929172ac.gif





t1604929172ad.gif







Организация и методы исследования – сформулированы в цели и в задачи исследования, рассмотрены органи­зации.

Основные этапы метода работы. Работа проводилась с сентября по октябрь месяц этого года в городе Покровске, в трех общеобразовательных учреждениях школы №1, №2, №3. Исследованием было охвачено 18 учащихся 6-7 класса, среди которых 9 учащихся занимаются спортом, а 9 не занимаются спортом. Работа проходила в два этапа. На первом этапе,  с сентября по октябрь 2019 года решались первые две задачи исследо­вания. В начале первого этапа в ходе поискового эксперимента на основе анализа опубликованных данных разрабатывалась и прове­рялась экспериментальная методика оценки целенаправленности и настойчивости в процессе выполнения физических упражнений. В поисковой части эксперимента обследовалось 18 учащихся. В конце первого этапа с по­мощью разработанной методики и выбранных двига­тельных заданий было проведено массовое обследование особенно­стей проявления и развития изучаемых качеств воли.

Контрольные упражнение

Норматив

Прыжки через скакалку(за 30мсек. )

Прыжки через скакалку(за 1мин )


40 – 50раз.

90 – 130 раз.

Многоскоки (за 30 сек.)

Многоскоки (за 1 мин.)

30- 50 раз.

60 – 100 раз.

Поднимание туловища(15 сек.)

Поднимание туловища(30 сек.)

Подтягивание (количество раз)

Подтягивание из виса лежа (количество раз)

Приседание(30 сек.)

Приседание(1 мин.)

10-20 раз.

20 – 40 раз.

10-16раз.

14 – 25 раз.

30-50 раз.

45 – 70 раз.

Прыжки в длину с места (см)

175 – 240 см.

Кросс: 2000м

3000м

8.48 9.20 10.00

12.20 13.00 13.50

Сравнение упражнений всех серий показало, что наиболее эффективным для оценки целенаправленности и настойчивости ока­зались многократно повторяемые длительные упражнения, т.е прыжки через скакалку, приседание, поднимание туловища. Если для первой группы, т.е для не занимающихся спортом учащихся выполнение упражнений намного ниже стандарта, а  для второй группы он существен­но выше стандарта ,возросли средние значения показателей  (на­пример,  челночного бега)  и значительно повысилось поведение учащихся.

  Второй этап: 4 вида анкетирования:

Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции.

Методика «Социальная смелость»-это многофакторное исследование.

Тест на самооценку силу воли.

Анкета уровня развития волевых качеств.

Участники анкетирования учащиеся 6-7 классов ПСОШ №1 - 6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;

Таблица 1: Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

61балл

22 балла

сила воли большая

высокий

2.

56 баллов

26 балла

сила воли средняя

низкий

3.

81 балл

23 балла

Сила воли средняя

высокий

Таблица 2:Не занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

62балла

24 балла

сила воли средняя

высокий

2.

76 баллов

20 балла

сила воли слабая

низкий

3.

41 балл

18 балла

Сила воли средняя

низкий


Участники учащиеся 6-7 классов ПСОШ №2 6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;

Таблица 3:Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

30 баллов

20 балла

сила воли средняя

высокий

2.

63баллов

21 балла

сила воли средняя

высокий

3.

63 баллов

23 балл

Сила воли большая

высокий

Таблица 4:Не занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

37 баллов

23 балла

сила воли слабая

низкий

2.

80 баллов

22 балла

сила воли большая

высокий

3.

69 баллов

21 балл

Сила воли средняя

низкий

Участники учащиеся 6-7 классов ПСОШ №3, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;

Таблица 5:Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

баллов

балла

сила воли слабая

низкий

2.

баллов

балла

сила воли большая

высокий

3.

баллов

балл

Сила воли средняя

низкий


Таблица 6:Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

баллов

балла

сила воли слабая

низкий

2.

баллов

балла

сила воли большая

высокий

3.

баллов

балл

Сила воли средняя

низкий

Была изучена возможность опреде­ления волевых качеств у старших школьников по результатам анкетирования и тестирования. Такими признаками рассматривались способность про­должительное время концентрировать внимание на достижение по­ставленной цели, умение мобилизовать свои возможности для прео­доления трудностей,  стремление добиваться положительных резуль­татов. Всесторонний учет индивидуальных особенностей по всему комплексу показателей выполнения физических упражнений позво­лил с большой надежностью выявить уровень развития целенаправ­ленности и настойчивости каждого учащегося условно распределить на три группы - с высоким,  средним и низким уровнем раз­вития.  Анализ показал, что из 18 обследованных учащихся   (0%)-имеют средний,  (25%) - низ­кий и   (66%)-высокий уровень развития волевых качеств, Самооценки силы воли (41%)-средний, (50%)-большая, (8%) – слабая.  Полученные в эксперименте результаты позволили сделать вывод о наибольшей эффективности многократно повторяе­мых длительных упражнений в качестве контрольных, а также воз­можности использования аналогичных упражнений в виде основного средства развития целенаправленности и настойчивости в процес­се двигательной деятельности старших школьников.

В качестве основного средства формирования целенаправлен­ности и настойчивости в проведенной работы использовались физи­ческие упражнения. Для достижения положительных результатов в развитии волевых качеств важно, чтобы   выбор  движения   опре­деленной группы физических упражнений отвечал необходимым; пе­дагогическим требованиям: упражнения должны быть хорошо знако­мы по способу выполнения,  достаточно освоены;  их целе­сообразно использовать на этапе совершенствования двигательных навыков,  чтобы можно было проводить упражнения как в игровой, так и соревновательной форме.  Важными критериями отбора упраж­нений явилось соответствие результатов выполнения физических упражнений основным показателям проявления изучаемых качеств воли в условиях двигательной деятельности.

Из результатов исследования видно,  что действенными фак­торами воспитания волевых качеств могут служить условия,  по­буждающие к преодолению трудностей.  С учетом этого в пе­дагогическом эксперименте проводилось усложнение упражнений пу­тем постепенного увеличения   числа повторений и длительности их выполнения,  повышения их интенсивности  (например,  Выполнение  в разном темпе),  вариативности условий проведения  (напри­мер,  с отягощающими пособиями и без них,  в привычной позе или необычном положении тела и т.д.). Опыт показал,  что основным методом воспитания волевых ка­честв является метод упражнений:

1.Многократное повторение дви­гательных действий осуществляется при этом в двух режимах рабо­ты - непрерывном и интервальном.

2. Для повышения отношения к проявлению волевых качеств наиболее эф­фективными являются приемы,  направленные на достижение умствен­ной и моральной основы волевых действий. 

Обнаружено,  что дети с 5-ти лет способны воспринимать  общую и конкретные цели занятий физическими упражнениями,  если расширить  их представления и зна­ния о пользе этих занятий,  о разных параметрах движений. 

Боль­шое значение в обеспечении успешной работы имеет:

1.Применение таких методов и приемов стимулирования волевых усилий:  как кон­троль и учет степени развития волевых качеств;

2. Наглядная демон­страция результатов выполнения упражнений и др. 

Сравнение результатов,  полученных в  экспериментальной группе, осуществлялось на основе анализа данных выполнения контрольных упражнений и анкетирования.  При этом была учте­на разница исходных уровней развития изучаемых волевых качеств у учащихся занимающихся спортом и не занимающихся спортом.


Выводы.

1.  В процессе двигательной деятельности под влиянием педа­гогических воздействий создаются благоприятные условия для про­явления и развития у старшего школьного возраста таких ведущих волевых качеств как целенаправленность и настойчивость, развитие с воли связанных с  преодолением трудностей объективного и субъективного  характера.

2.  Для оценки волевых качеств в условиях двигательной деятельности целесообразно использовать  физические упражнения,  основанные на длительном и многократном повторении однотипных двигательных действий. При этом возникает необходи­мость  проявлять волевые усилия для преодоления постепенно  нара­стающего физического и эмоционального напряжения. Основными по­казателями проявления волевых качеств являются длительность, число повторений и интенсивность выполнения физической работы.

3.  Эффективным средством воспитания целенаправленности и настойчивости на физкультурных занятиях являются физические упражнения,  выполняемые в непрерывном и интервальном режимах работы и связанные с преодолением трудностей разного  характера.

4. Ведущим методом при воспитании волевых качеств явля­ется метод упражнения, основанный на повторении двигательных действий, побуждающих учащихся к сознательному и активному выпол­нению двигательных заданий. Для стимуляции волевых усилий важно использовать приемы самоконтроля и учета степени развития волевых качеств, оценки достигнутых результатов, игровые и со­ревновательные формы выполнения движений, например, поощрения.











Список литературы:

Ананьев Б.Г. «Проблемы психологии личности» Москва, 1997.

Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания» Москва, 1977.

Бодалев А.А. «Личность и общение» Москва, 1983.

Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Москва, 1988.

Леонтьев А.Н, «Деятельность, сознание, личность» Москва, 1975.

Немов Р.С. «Общие основы психологии в 3 томах» том 1. Москва, 1995.

Рубинштейн С.Л. «Теоретические вопросы психологии и проблемы личности. Психология личности» Москва, 1982.

Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000.

Осмолов А.Г. «Культурно-историческая психология и конструирование миров» Москва-Воронеж, 1996.































Хангаласское районное управление образования

МОУ Покровская Средняя Общеобразовательная Школа №2

XVI Научно-Практическая Конференция «Шаг в будущее».










«Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся»








Подготовила: Архипова Алла

ученица 10 «б» класса

МБОУ «ПСОШ №2»


Руководитель: Гоголева М.А,

учитель физ.воспитания

МБОУ «ПСОШ №2».




г. Покровск. 2012 г.



Актуальность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что стратегия реформирования отечественной системы образования в современных социально-экономических условиях требует поиска новых подходов и совершенствования методов профессиональной подготовки. Важность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что физическая культура предъявляет специфические требования к индивидуальности субъекта деятельности.

В работах по  теории и методике физического воспитания де­тей школьного возраста отмечается, что активные занятия раз­нообразными физическими упражнениями,  подвижными и спортивны­ми играми способствуют формирование у детей жизненно важных фи­зических и волевых качеств.

Объект и предмет исследования.  Исследовались  особенности проявления в процессе воспитания волевых качеств - целенаправленность и настойчи­вость, учащихся школ г.Покровска.

Цель: Исследовать психолого-педагогические приемы - волевых качеств на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

1.  Разработать способы оценки целенаправленности и настой­чивости у учащихся 10-11 классов в условиях двигательной деятельности с помощью физических упражнений.

2. Изучить взаимосвязь между волевыми качествами и общим физическим развитием учащихся.

Методы исследования. Для выявления состояния исследуемого вопроса применялся педагогический эксперимент:  В работе были использованы педагогиче­ские наблюдения, результаты анкетирования и индивидуальных бесед;  ознакомление с медицинской документацией; мониторинг состояния физического развития и физической подготовленности.

Для обработки количественных результатов исследования привлекались общеизвестные методы математической статистики.

Методологической основой исследования явились положения о влиянии уроков физической культуры на формирование волевых качеств, силы воли.

Основные этапы метода работы. Работа проводилась с сентября по октябрь месяц этого года в городе Покровске, в трех общеобразовательных учреждениях школы №1, №2, №3. Исследованием было охвачено 18 учащихся 16-17лет, среди которых 9 учащихся занимаются спортом, а 9 не занимаются спортом.

  Второй этап тестирования:

1.Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции.

2.Методика «Социальная смелость»-это многофакторное исследование.

3.Тест на самооценку силу воли.

4.Анкета уровня развития волевых качеств.

Была изучена возможность опреде­ления волевых качеств у старших школьников по результатам анкетирования и тестирования. Анализ показал, что из 18 обследованных учащихся   (0%)-имеют средний,  (25%) - низ­кий и   (66%)-высокий уровень развития волевых качеств, Самооценки силы воли (41%)-средний, (50%)-большая, (8%) – слабая.

Выводы.

1.  В процессе двигательной деятельности для про­явления и развития у старшего школьного возраста таких ведущих волевых качеств как целенаправленность и настойчивость, развитие с воли связанных с  преодолением трудностей объективного и субъективного  характера.

2.  Для оценки волевых качеств использовать  физические упражнения,  основанные на длительном и многократном повторении однотипных двигательных действий.  Основными по­казателями проявления волевых качеств являются длительность, число повторений и интенсивность выполнения физической работы.

3.  Эффективным средством воспитания целенаправленности и настойчивости на физкультурных занятиях являются физические упражнения,  выполняемые в непрерывном и интервальном режимах работы и связанные с преодолением трудностей разного  характера.

4. Для стимуляции волевых усилий важно использовать приемы самоконтроля и учета степени развития волевых качеств, оценки достигнутых результатов, игровые и со­ревновательные формы выполнения движений, например, поощрения.



Список литературы:

Ананьев Б.Г. «Проблемы психологии личности» Москва, 1997.

Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания» Москва, 1977.

Бодалев А.А. «Личность и общение» Москва, 1983.

Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Москва, 1988.

Леонтьев А.Н, «Деятельность, сознание, личность» Москва, 1975.

Немов Р.С. «Общие основы психологии в 3 томах» том 1. Москва, 1995.

Рубинштейн С.Л. «Теоретические вопросы психологии и проблемы личности. Психология личности» Москва, 1982.

Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000.

Осмолов А.Г. «Культурно-историческая психология и конструирование миров» Москва-Воронеж, 1996.



























Приложение 1.

Тест на физическую подготовленность:

Контрольные упражнение

Норматив

Прыжки через скакалку(за 30мсек. )

Прыжки через скакалку(за 1мин )


40 – 50раз.

90 – 130 раз.

Многоскоки (за 30 сек.)

Многоскоки (за 1 мин.)

30- 50 раз.

60 – 100 раз.

Поднимание туловища(15 сек.)

Поднимание туловища(30 сек.)

Подтягивание (количество раз)

Подтягивание из виса лежа (количество раз)

Приседание(30 сек.)

Приседание(1 мин.)

10-20 раз.

20 – 40 раз.

10-16раз.

14 – 25 раз.

30-50 раз.

45 – 70 раз.

Прыжки в длину с места (см)

175 – 240 см.

Кросс: 2000м

3000м

8.48 9.20 10.00

12.20 13.00 13.50

















Приложение 2.

Участники анкетирования учащиеся 10-11 классов ПСОШ №1 - 6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;

Таблица 1: Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

61балл

22 балла

сила воли большая

высокий

2.

56 баллов

26 балла

сила воли средняя

низкий

3.

81 балл

23 балла

Сила воли средняя

высокий

Таблица 2:Не занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

62балла

24 балла

сила воли средняя

высокий

2.

76 баллов

20 балла

сила воли слабая

низкий

3.

41 балл

18 балла

Сила воли средняя

низкий


Участники учащиеся 10-11 классов ПСОШ №2 6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;

Таблица 3:Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

30 баллов

20 балла

сила воли средняя

высокий

2.

63баллов

21 балла

сила воли средняя

высокий

3.

63 баллов

23 балл

Сила воли большая

высокий

Таблица 4:Не занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

37 баллов

23 балла

сила воли слабая

низкий

2.

80 баллов

22 балла

сила воли большая

высокий

3.

69 баллов

21 балл

Сила воли средняя

низкий

Участники учащиеся 10-11 классов ПСОШ №3-……. учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;

Таблица 5:Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

баллов

балла

сила воли слабая

низкий

2.

баллов

балла

сила воли большая

высокий

3.

баллов

балл

Сила воли средняя

низкий


Таблица 6:Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

баллов

балла

сила воли слабая

низкий

2.

баллов

балла

сила воли большая

высокий

3.

баллов

балл

Сила воли средняя

низкий





















Приложение 3.

t1604929172ae.gif









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации