12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Семеновна Цветенберг154
В основе моей методической системы заложена технология встречных усилий учителя и учащихся, направленная на личностно ориентированное обучение, формирующая умение осмысливать итоги деятельности, создающая благоприятную атмосферу сотворчества.
Россия, Алтайский край, c. Верх-Бехтемир, Бийский район
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
2

Исследовательская работа «Влияние языка Рунета на грамотность учащихся»

Верх-Бехтемирский филиал МБОУ «Шебалинская СОШ имени братьев Кравченко»

Бийского района

Алтайского края

Районный конкурс исследовательских и проектных работ «В науке первые шаги»

Направление: языкознание, литературоведение, иностранные языки

Исследовательский проект

«Влияние языка Рунета на грамотность учащихся»

Автор:

Полосухина Ксения Александровна,

ученица 7 класса

Верх-Бехтемирский филиал МБОУ

«Шебалинская СОШ имени братьев Кравченко»

Педагог-руководитель:

Цветенберг Светлана Семёновна

учитель русского языка и литературы

с.Верх-Бехтемир, 2019

Содержание

І. Введение________________________________________________ 3 – 5

ІІ. Основная часть

1. Общая характеристика понятия сленга_______________________ 5 –6

2. Общение в социальных сетях – часть образа жизни

современного подростка_____________________________________ 6 – 7

3. Результаты исследования__________________________________ 7 – 10

4. Словарь Интернет сленга _____________________________________ 10

5. Анализ ошибок, допускаемых в Рунет общении_______________11 – 12

6. Влияние сленга на лексику современного подростка_______________ 12

III. Заключение ____________________________________________ 13 – 14

IV. Литература _________________________________________________ 15

Приложения ___________________________________________________ 16

I. Введение

В Интернете социальные сети появились сравнительно недавно, но сразу завоевали огромную популярность. Общаясь в социальных сетях, я заметила, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.     

Над темой своей работы  я задумалась давно, поскольку сама являюсь пользователем сети Интернет. На сегодняшний день Рунет – это колоссальный источник информации для всех современных интернет пользователей. Что такое Рунет? Рунет - русскоязычная часть интернета, или, другими словами, российский интернет. В интернете я узнала, что в 2005 году этот термин был занесен в орфографический словарь Д. Э. Розенталя. Географически Рунет включает в себя всю территорию Российской Федерации. Термин "Рунет" зародился в конце 90-хх годов и быстро вошел в употребление в интернет среде.

В современном мире Рунет почти полностью заменил нам почту, телефон и другие средства общения А виртуальная комму­никация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Многочисленные социальные сети, открытые форумы и личные страницы стали основными способами общения молодежи. Кто хоть раз «заходил» в Рунет, не мог не заметить, что там русский язык, порой, совсем не похож на литературный. Очень часто встречаются непонятные слова, появляются смайлы-рожицы, искажается орфография, пунктуация. Таким языком пользуются сотни тысяч молодых людей в России уже довольно давно. За эти годы выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернет общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём все активнее проникает в нашу повседневную жизнь.

Хорошо это или плохо? Захотелось найти ответ на этот вопрос. В результате появилась моя работа - исследование по теме: «Влияние языка Рунета на грамотность учащихся».

Цель исследования: доказать влияние Рунет общения на практическую грамотность учащихся моей школы.

Задачи исследования:

1. Посетить сайты, на которых часто общаются ученики школы, провести анкетирование учащихся.

2. Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов, составить словарь Интернет сленга.

3. Выявить особенности влияния языка Интернет общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок.

Знакомясь в социальных сетях Рунета с личными страницами школьников, я прочитала, что пишут ребята друг другу и выдвинула следующую гипотезу:

Гипотеза: верно ли, что неправильное написание слов при общении в Рунете, отсутствие знаков препинания в предложениях отрицательно сказывается на грамотности учащихся и снижает культуру общения.

Актуальность проблемы исследования в том, что орфографические ошибки, допускаемые учащимися при виртуальном общении в социальных сетях, становятся привычными и являются причиной снижения грамотности. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.    

Объект исследования: материалы Рунет - сайтов, речь школьников Верх-Бехтемирского филиала МБОУ «Шебалинская СОШ имени братьев Кравченко».

Предмет исследования: слова и выражения, используемые подростками для общения в социальных сетях, и допускаемые ими ошибки.

В ходе работы мною использовались следующие методы исследования:

1. Изучение теоретического материала по теме.

2. Анализ информации в социальных сетях.

3. Анкетирование.

4. Анализ полученных результатов.

Этапы исследования:

1. Подготовительный

2. Аналитический

3. Анализ и обобщение

4. Защита проекта.

Новизна работы заключается в том, что данное исследование является призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка.

Следует заметить, что работа над данным исследованием продолжалась в течение полугода. В этот период я посетила сайты и проанализировала записи из личных страниц пользователей, сделала выводы о правописании учащихся при виртуальном общении, провела анкетирование учащихся на тему: «Виртуальное общение», результаты обработала, представив их в форме диаграмм.

II. Основная часть

1. Общая характеристика понятия сленга

Своё исследование я начала с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянула в интернет. Выявила, что данные источники по-разному трактуют понятие «сленг». Я остановилась на «Большой советской энциклопедии» и выяснила, что сленг  (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково. Сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей. «Сленг» – заимствованное из английского – то же, что и французское «жаргон», то есть авторы этих словарей считают, что слова «жаргон» и «сленг» – синонимы.

В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости.

Существует ещё несколько определений сленга:

Сленг – речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

2. Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка

Для того чтобы проанализировать влияние Интернет общения на грамотность подростков, исследовала сайты Рунета (www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru), наиболее часто посещаемые учащимися школы, и выделила некоторые предположения об особенностях общения через Рунет:

1. Анонимность. Специфика общения в интернете способствует неграмотному и бездумному письму, так как предполагает анонимность пользователя, дающую большую свободу высказываний и поступков, ибо риск разоблачения и отрицательной личностной оценки окружающими минимален. Вследствие этого в сети проявляется особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в про­цессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность лексики и не­которая безответственность участников общения.

2. Для большей эмоциональности текста учащиеся используют смайлики. Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы пользователями социальных интернет - сетей в «улыбочки» или сокращения. Это двукратное и многократное повторение скобок «)))», двоеточие и скобка «:)», XD, ^_^ и другие.

3. Добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Быстрота написания сообщений, их краткость и лаконичность. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов.

Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. В связи с этим постепенно начал вырабатываться Интернет сленг.

Чтобы узнать отношение подростков к Интернет сленгу, я провела анкетирование учащихся нашей школы.

3. Результаты исследования

Я провела анкетирование по теме «Виртуальное общение».

(Приложение №1)

В анкетировании приняли участие 40 учащихся 5-11 классов. Итоги социологического опроса обработаны и представлены в виде диаграмм.

(Приложение №2)

В ходе проведенных исследований получила следующие результаты:

Чаще всего школьники посещают социальную сеть Вконтакте (60,5%), на втором месте – Одноклассники (25%), другие социальные сети - (14,5%). Следует заметить, что двое учащихся 5 класса вообще не посещают социальные сети, а 10 опрошенных школьников посещают и Вконтакте, и Одноклассники.

Для регистрации в социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Посещают социальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями 52%, для прослушивания музыки, просмотра видео 22%, 15% опрошенных используют доступные Интернет-ресурсы для поиска новых друзей, а 11% для игр.

О количестве времени, которое подросток проводит в Интернете, можно сказать следующее: «до 3 часов в день» - 32 школьника (80%) опрошенных, 8 – проводят до 6 часов (20%).

Большинство учащихся (30 человек) считают для себя времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь 25% процентов заявило об обратном.

На вопрос «Считаете ли вы себя зависимым от социальных сетей?» большинство, 31 школьник (70,7%), ответили «нет», 9 школьников (20,5%) «да».

На вопрос «Используете при общении сленг Интернета?» 14 человек ответили, что используют постоянно (30,5%), иногда –18 школьников (40,5%) и лишь 8 человек (20%) написали, о том, что не употребляют сленг.

Таким образом, я сделала вывод о том, что ребята используют сленг в общении довольно-таки часто. Хочется отметить, что чаще используют сленг Интернета учащиеся 6-8 классов. Результаты ответов подтверждают мои предположения о том, что стиль Рунет общения присутствует в нашей жизни.

Полученные ответы на вопрос «Применяете ли Вы при переписке орфографические правила, когда общаетесь в Интер­нете?» не однозначны. Радует то, что всего 8 человек выбрали вариант ответа «нет» (20%). Большинство из опрашиваемых ответили «да», 20 учеников из 40 (50%), а остальные - «ино­гда» (30%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся нашей школы при общении все же обращают внимание на грамотность.

Из ответов на вопрос «Почему Вы пользуетесь сленгом?» интересно то, что 5 школьников (12,5%) ответили, что не пользуются сленгом вообще, это «модно» - 8 школьников (20%), «удобно» - 27 учеников (67,5%). Последние объяснили удобство употребления сленга: «Это быстро, экономия времени».

Мнения учеников на вопрос «Влияет ли изменение написания слов в Интернете на вашу практическую грамотность?» разделились поровну. Большинство учащихся, ответивших на этот вопрос «нет», написали в анке­тах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общения правила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам, соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики при письме применяют. («Когда пишу, применяю правила. Если будешь писать неправильно, то привык­нешь, и станешь так писать всегда»).

Ученики, ответившие на этот вопрос «да», объяснили свой ответ так. «Влияет, потому что если в Интернете пишем с ошибками, то привыкаем писать с ошибками, пишем так в повсе­дневной жизни»; «Да, потому что не на всех сайтах ошибки подчеркиваются, и я не знаю, с ошибками я пишу или нет». Таким образом, можно сделать вывод о том, что половина учащихся считают, изменение написания слов в Интернете влияет на их грамотность. Это подтверждают учителя русского языка и литературы. Они говорят, что за последние года 3-4, качество знаний в 6-8 классах понизилось. И одна из причин, считают они, это влияние Интернета.

На вопрос «При общении в социальных сетях, использование какой речи вам нравится больше?» большинство участников анкеты ответили, что больше нравится «обычная речь» - 25 учеников (62,5%), пользуются сочетанием сленга с обычной речью - 15 учеников (37,5%). Школьники объяснили это тем, что частое использование сленговых фраз делает общение неприятным.

Интересными, на мой взгляд, получились результаты на вопрос «Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?». 20 человек из 40 (50%) ответили, что используют в своей устной речи сленговые вы­ражения и лишь 13 школьников (32%) написали, о том, что не употребляют сленг, а 7 учеников (18%) – «иногда». Таким образом, результаты ответа на данный вопрос подтверждают мои предположения о том, что стиль Рунет общения проникает в нашу жизнь и влияет не только на письменную, но и устную речь наших школьников. Анализируя ответы, я поняла, что, к сожалению, сленг стал привычным современным спо­собом общения между людьми не только в виртуальном мире. Сленго­вые выражения переходят от одного человека к другому не только при переписке, но и из уст в уста.

Меня огорчило, что 24 школьника (60%) на вопрос «Как Вы относитесь к употреблению таких слов, которые искажают русский язык?» ответили «мне все равно». «Это модно» - 5 человек (10,2%) и только 11 школьников (27,5%) относятся отрицательно.

На вопрос «Как Вы думаете, что ждет язык сленга социальных сетей в будущем?» 80% опрошенных уверены, что «он останется, и будет использоваться все чаще».

4. Словарь Интернет сленга

Сделав скриншот переписки моего одноклассника, (Приложение № 3) проанализировала используемые слова и пришла к выводу, что общаясь в социальных сетях, школьники изменяют слова, что приводит к ошибочному употреблению этих слов и к снижению грамотности учащихся. На основании переписки одноклассников, а также ответов на вопрос анкеты «Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Рунете и почему?», я составила свой словарь Интернет сленга.

(Приложение №4).

Среди всех слов моего словаря Интернет сленга я выделила несколько популярных слов Рунета, которые используют ученики нашей школы:

ок – хорошо, ч.д – что делаешь? пж – пожалуйста, ок – хорошо, норм – нормально, спс – спасибо.

5. Анализ ошибок, допускаемых в Рунет общении

Проанализировав составленный словарь Интернет сленга, сайты www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru я вы­явила следующие ошибки:

1. Замена букв

Типичные замены

Примеры

Написание английских слов русскими буквами

«Нi!»-«Хай!»

Буква «к» меняется на букву «г»

гак ты? Таг

Буква «в» заменяется на буквы «фф»

Здарофф

2. Отсутствие знаков препинания или использование смайиков вместо знаков препинания (гак ты), (прива!=)

3. Сокращения (нра- нравится, оч – очень)

4. Звукоподражания (Ммм...; Агу!; Хахахаха)

5. Написание слов по произношению (намана – нормально)

6. Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча, маха)

7. Неверное написание тся и -ться в глаголах («Мне он нравитЬся», «Нужно долго старатся»).

Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Рунета допускают огромное ко­личество ошибок. И эти ошибки можно классифицировать:

Неграмотность обыкновенная

Неграмотность нарочитая

Не учат в школе пра­вила орфографии и не знают, как пишется то или иное слово. Употребляют трудные слова так, как считают нужным. Не видят ошибки. Не знают правильно написано слово или нет.

Неграмотность возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произно­сятся («дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «ол­банским языком». Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.

Вывод: школьники во время переписки в Рунете из-за бездумного написания или спешки, привычки, модным тенденциям, а также в целях экономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. И самое страшное, что многие, когда пишут, руководствуются принципом «Пешу каг хачу!!!!» Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения в России. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных.

6. Влияние сленга на лексику современного подростка

Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, я выде­лила как положительные, так и отрицательные его аспекты.

Положительные стороны интернет общения

1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один.

2. Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и в VK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.

3. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.

Отрицательные стороны интернет общения

1. Из-за увлечения Интернет сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только в Интернете, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).

2. Неправильная речь звучит и с экранов телевидения, в эфире радио.

3. В речи появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.

4. Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.

III. Заключение

В итоге проведенного исследования:

1. Изучила словари и энциклопедии и выяснила, что понятие «сленг» трактуют по-разному.

2. Посетила сайты, на которых часто общаются ученики нашей школы.

3. В результате анкетирования выявила часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов, составила словарь Интернет сленга.

4. Выявила особенности влияния языка Интернет общения на грамотность учащихся, классифицировала типы ошибок.

5. Анализируя влияние сленга на лексику школьника, выде­лила положительные и отрицательные его аспекты.

Результаты проведенного исследования   подтвердили мою гипотезу: школьники используют Интернет сленг, который обедняет речь, делает её грубой и некрасивой, снижает культуру общения и влияет  на практическую грамотность учащихся.

В ходе исследовательской работы убедилась, что становясь старше, школьники стараются общаться правильным языком, избегать сплошного употребления сленга. И хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше.

Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что наша молодёжь, взрослея, бережнее относится к своему языку, а значит, понимает, насколько важно сохранить его чистоту и самобытность.

Считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. По-моему мнению, современный подросток должен не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие «культурный человек» предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли.

Значимость и прикладная ценность исследования состоит в том, чтобы обратить внимание сверстников на культуру речи.

Практическое применение: данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Может быть использована на уроках русского языка, на внеклассных мероприятиях, во внеурочной деятельности, а также как пример для создания других исследовательских работ. 

IV. Литература

1. Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два/ В.А.Аксак. – М, 2006 г.

2. Копыл В.И. Общение в Интернете/ В.И.Копыл – М, 2005г.

3. Кучинков Т.В. Общение в Интернете/ Т.В.Кучинков – Питер, 2005г.

4. Розенталь Д.Э. Орфографический словарь/ Д.Э.Розенталь – М, 2005г.

5. АфонинаГ.Н. Школьный толково-этимологический словарь/ Г.Н. Афонина – М, 2008г.

6. Грубер Е. Словарь иностранных слов для школьников/ Е.Грубер – М, 2005г.

Интернет – ресурсы

www.vkontakte.ru

www.odnoklassniki.ru

ru.wikipedia.org

Приложение №1

Анкета «Виртуальное общение»

Какие социальные сети вы посещаете?

www.vkontakte.ru__________________ www.odnoklassniki.ru____________

Мой Мир________________________________________________________

Другие (напишите какие)_____________________________________

Посещаете социальные сети чаще для того, чтобы

пообщаться с друзьями_________ для чтения новостей и прослушивания музыки____ для поиска новых друзей_____

другое (напишите что)___________________________

Сколько времени проводите в Интернете?

до 3 часов в день ____________ до 6 часов_________________

Считаете ли вы, времяпровождение в социальных сетях полезным?

Да_________ Нет ________

Считаете ли вы себя зависимым от социальных сетей?

Да__________ Нет ______

Используете при общении сленг Интернета?

Постоянно_____ Иногда______ не использую__________

Используете при общении смайлики?

Постоянно_____ Иногда______ не использую__________

Применяете ли Вы при переписке орфографические правила, когда общаетесь в Интер­нете?

Да_________ Нет ________ Иногда __________

9. Почему Вы пользуетесь сленгом?

Это модно_________ Удобно ___________

Другое (напишите что)__________________________________________

10. Влияет ли изменение написания слов в Интернете на вашу практическую грамотность?

Да____________________________ Нет ______________

 

11. При общении в социальных сетях использование какой речи вам нравится больше?

Обычная речь____________ сочетанием сленга с обычной речью_________

Напишите почему _______________________________________________

12. Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?

Да____ Нет __ Иногда _____

13. Как Вы относитесь к употреблению таких слов, которые искажают русский язык?

Это модно _________________________

Отрицательно _________________________

Мне все равно _________________________

14. Как Вы думаете, что ждет язык сленга социальных сетей в будущем?

он останется __________________________

не останется__________________________

15. Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете?

 

 

Приложение №2

1. Какие социальные сети вы посещаете?

 

Посещаете социальные сети чаще для того, чтобы

3. Сколько времени проводите в Интернете?

4. Считаете ли вы, времяпровождение в социальных сетях полезным?

Считаете ли вы себя зависимым от социальных сетей?

Используете при общении сленг Интернета?

Используете при общении смайлики?

8. Применяете ли Вы при переписке орфографические правила, когда общаетесь в Интер­нете?

9. Почему Вы пользуетесь сленгом?

10. Влияет ли изменение написания слов в Интернете на вашу практическую грамотность?

11. При общении в социальных сетях использование, какой речи вам нравится больше?

12. Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?

13. Как Вы относитесь к употреблению таких слов, которые искажают русский язык?

14. Как Вы думаете, что ждет язык сленга социальных сетей в будущем?

Приложение №3

Скриншот переписки

Приложение №4

Словарь Интернет – сленга

сёня, седня – сегодня эт - это

щас – сейчас прива!=), хай, привки – привет

чё? – что делаешь, что говоришь ок – хорошо

норм – нормально здаров, дарофф – здравствуй

ахах – смешно чмоки-чмоки – целую

пасибки, спс, пасиб – спасибо супер – здорово

дз, домаха – домашнее задание плз, пж - пожалуйста

комп – компьютер контр, конроха – контрольная работа

родаки, предки – родители уры – уроки

аффтар – автор агу - да

МиМиМи- милый, забавный хз – не знаю

вщ – вообще

мб – может быть

пон – понятно

шк – школа

кст – кстати

лан – ладно

изи – легко

ч.д – что делаешь?

ржунемогу!- очень сильно смеюсь няша – милая, приятная

кадила? - как дела? пичалька – плохое настроение

оч – очень чем маешься? – что делаешь

красавчег – красавец омг - удивление

ЛОЛ – очень громко смеяться споки ноки – спокойной ночи

Канеш - конечно се –все

скока – сколько терь - теперь

пеши исчо – пиши еще угарно - смешно

пазитиффчик - позитив

Автор материала: К. Полосухина (7 класс)
Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Светлана Семеновна Цветенберг
Комментарий был удалён пользователем 14 фев 2019 в 12:03
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.