Исследовательский проект «Влияние памяти на грамотность» (2–4 класс)
Влияние памяти на грамотность Козина Ирина Ученица 2 «Б» класса МОУ СОШ №4 города Сердобска
Принято считать, что человек становится грамотным только тогда, когда знает правила, по которым пишутся слова. Я хочу узнать как можно больше о том, какие бывают виды памяти у человека и как их нужно тренировать, чтобы быть грамотным. Актуальность темы:
Изучить как виды памяти при определенных методах тренировки помогают человеку стать грамотным. Изучить как виды памяти при определенных методах тренировки помогают человеку стать грамотным. 1. Изучить виды памяти человека; 2. Узнать много нового о влиянии памяти на грамотность; 3. Выявить лучшие методы тренировки памяти; 4. Познакомить учеников моего класса и своих друзей с видами памяти и методами ее тренировки; ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЗАДАЧИ:
Предмет исследования: память человека Объект исследования: одноклассники
Методы исследования: Подбор и изучение художественной, специальной и научной литературы, материалов в сети Интернет, чтобы ещё больше узнать о влиянии памяти на грамотность. Анализ систем упражнений для тренировки памяти, которые помогают стать человеку грамотным.
Понятие памяти Память – это вся наша жизнь. С утра и до вечера мы постоянно пользуемся ею, сами того не замечая. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью человека, его внутренним миром, интересам, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека. В наших силах сделать так, чтобы память постоянно крепла. Нужно заботиться о своей памяти и тренировать её каждую минуту. Ведь самое страшное для неё – бездействие. Функция нашей памяти состоит в получении информации, сохранении её и возможности извлечь её по запросу.
Виды памяти и их развитие Зрительная память – это память глаз. Слуховая память - это память слуха. Двигательная память – это память руки. Речедвигательная память – это память органов речи.
Результаты исследования зрительной памяти Результаты исследования получились следующими: - четверо одноклассников пересказали текст, исправили все ошибки правильно; - шесть одноклассников пересказали текст, исправили не все ошибки. Можно сделать вывод, что те одноклассники, которые исправили все ошибки, внимательно читали текст и запоминали, как пишутся слова. И когда надо было исправить орфографические ошибки, то память сразу сообщала им, как «выглядит» слово. А у тех одноклассников, которые не смогли исправить орфографические ошибки, мысли при чтении были заняты не тем, как пишутся слова, а тем, о чём рассказывается в тексте.
Способы тренировки зрительной памяти Разложить несколько разных предметов, в течении 30 секунд необходимо запомнить все предметы и их расположение. Затем отвернуться и по команде повернуться, определить – все ли предметы на своем месте. Ребусы Сева 100 поль (Севастополь) 100 ляр (столяр) 7 Я (семья) Г (гроза) ЩЁ (щёточка) У (уточка
Результаты исследования речедвигательной памяти Результаты исследования получились следующими: - первые написали эти слова правильно; - другие написали с ошибками. Можно сделать вывод, что одноклассники, которые сами проговаривали слова, лучше запомнили, как они пишутся и при их написании не сделали ошибок. В результате исследования я сделала вывод, что для правильного написания слов, надо обязательно вслух или «в уме» отчетливо и ясно проговаривать каждое слово.
Способы тренировки речедвигательной памяти Для развития речедвигательной памяти следует почаще проговаривать скороговорки. Они придуманы не зря: на них человек учится говорить чётко. Людям, которые произносят слова не разборчиво, и писать труднее, потому что им не приходится ждать помощи ль своих речедвигательных органов.
Результаты исследования слуховой памяти Результаты исследования получились следующими: - двое написали весь текст правильно и без ошибок; - четверо исказили текст при написании и допустили орфографические ошибки. Можно сделать вывод, что только у двух одноклассника очень хорошая слуховая память. А остальные недостаточно обратили внимание на содержание текста и на то, как звучали слова при проговаривании, поэтому у них и возникли самые нелепые ошибки, связанные с невнимательностью. В результате исследования я сделала вывод, что для правильного написания слов, надо внимательно слушать свою или чужую речь, запоминать её и проговаривать все слова «в уме».
Ученье-свет коли делать нечего Скучен день до вечера лучше новых двух Старый друг неученье – тьма «Весёлые запоминалки» Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты её немедленно Ставь под ударение. «Собери пословицу»