12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косякова Марина Николаевна6162
Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 36 лет.
Россия, Пензенская обл., Сердобск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Исследовательский проект «Влияние памяти на грамотность»




Содержание

Введение………………………………………………………….. 2

Глава 1. Понятие памяти……………………………………….. 4

Глава 2. Виды памяти и их развитие…………………………… 5

2.1. зрительная память…………………………………… 7

2.2. речедвигательная память ……………………. …….. 9

2.3. слуховая память………………………………… .…. 11

2.4. двигательная память………………………………… 13

Заключение……………………………………………………… 15

Список литературы ……………………………………………. 16

Введение

Принято считать, что человек становится грамотным только тогда, когда знает правила, по которым пишутся слова. Однако, есть небольшое количество людей, которые просто не способны написать слово с ошибкой даже, если они не знают никаких правил. Эту способность называют природной грамотностью. Что такое природная грамотность, и от чего она зависит? Может она зависит от памяти человека? Я считаю эту тему актуальной и решила узнать, как память влияет на грамотность.
Я решила узнать , какие виды памяти бывают у человека, и как их нужно тренировать, чтобы быть грамотным.

Цель моего исследования – изучить разные виды памяти (зрительную, речедвигательную, слуховую, память руки), посмотреть, как они, при определенных методах тренировки, помогают человеку стать грамотным.

Задачи:

Изучить виды памяти человека;

Узнать о влиянии памяти на грамотность;

Познакомиться с методами тренировки памяти;

Познакомить учеников моего класса и своих друзей с видами памяти и методами ее тренировки;

Попытаться пробудить у одноклассников, друзей интерес к самоанализу черт своего характера.

Предмет исследовании: память человека.

Объект исследования: одноклассники

Методы исследования:

Подбор и изучение художественной, специальной и научной литературы, чтобы с её помощью больше узнать о влиянии памяти на грамотность;

Анализ систем упражнений для тренировки памяти, которые помогают стать человеку грамотным.

Глава 1. Понятие памяти

Память – это вся наша жизнь. С утра и до вечера мы пользуемся ею, сами того не замечая.

Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью человека, его внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека.

В наших силах сделать так, чтобы память постоянно крепла. Для неё не существует возрастных ограничений. Точно сердце, память создана, чтобы служить нам до последнего вздоха. Поэтому нужно заботиться о своей памяти и тренировать её каждую минуту. Ведь самое страшное для неё – бездействие.

Подобно «черному ящику» самолета, который записывает все переговоры экипажа во время полета, и из которого можно извлечь эту информацию и произвести её, функция нашей памяти - получить информацию, сохранить её и по необходимости извлечь её по запросу.

Глава 2. Виды памяти и их развитие

Прочитав много литературы по данной теме, я убедилась, что память обладает поистине волшебными качествами. Меня очень заинтересовала память ума, сохраняющая обдуманное и понятное.

Я узнала, что бывают следующие виды памяти:

зрительная память - это память глаз. Например, я прочитала несколько раз стихотворение, закрыла книгу, но в моей памяти остаётся образ страницы и что на ней напечатано.

слуховая память - это память слуха. Например, я внимательно слушаю, как учительница объясняет написание слова, и оно остаётся в моей памяти.

двигательная память – это память руки. Эта память подразумевает запоминание и воспроизведение движений. Например, меня в первом классе учительница научила писать буквы, я запомнила нужные движения, и сейчас моя рука привычно выводит буквы.

речедвигательная память – это память органов речи. Например, когда я пишу знакомое мне слово, я мысленно проговариваю его в «уме», не произнеся ни звука. Когда я пишу трудное слово, я проговариваю его вслух, произнося каждый звук.

Проводя исследования, я поняла, что каждому человеку помогают разные виды памяти. Но чтобы память по-настоящему помогала, о ней надо заботиться: тренировать и развивать. Этот вывод можно подтвердить некоторыми примерами: чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать, чтобы у человека была хорошая спортивная форма, надо внимательно слушать тренера и самому бегать, прыгать, плавать и т.д. Следовательно, чтобы у человека была хорошая память, надо применять собственные усилия для её развития.

В своей исследовательской работе я проанализировала развитие различных видов памяти на собственных примерах и примерах из жизни.

2.1. Зрительная память

«Читайте больше!» - говорят нам наши мамы и папы, которым говорили это их родители, а их родителям наши бабушки и дедушки. А почему они так говорят? Потому что люди давно заметили, что грамотнее тот, кто больше читает.

А как пишут те, кто читает много? По-разному: одни хорошо, другие плохо.

Я провела исследование: десять моих одноклассников в течении 5 минут читали страницу текста в книге. После этого я раздала им листочки со словами, встречающимися в этом тексте, но в некоторых из них были ошибки (чюдесный, прероды, сонца, месность, тижолые, белачка, гаризонт, подезжали, милькали, сумирки). Им надо было, пересказать текст, исправить ошибки и написать слова правильно.

Результаты исследования получились следующими:

- четверо одноклассников пересказали текст, исправили все ошибки правильно;

- шесть одноклассников пересказали текст, исправили не все ошибки.

Можно сделать вывод, что те одноклассники, которые исправили все ошибки, внимательно читали текст и запоминали, как пишутся слова. И когда надо было исправить орфографические ошибки, то память сразу сообщала им, как «выглядит» слово. А у тех одноклассников, которые не смогли исправить орфографические ошибки, мысли при чтении были заняты не тем, как пишутся слова, а тем, о чём рассказывается в тексте.

Результат этого исследования заключается в том, что у кого-то зрительная память развита лучше, а у кого-то хуже. Чтобы ее развить надо больше вглядываться в слова, в то, как они написаны, и особенно, обращать внимание на написание трудных слов.

Когда человек что-нибудь пристально разглядывает, про него говорят, что он это «ест глазами»! Давайте «есть глазами» слова! Тогда нам будет легче запомнить слова и видеть их в «уме». А видеть «в уме» слова очень важно: именно так они закрепляются в зрительной памяти.

Чтобы развить зрительную память, я расскажу о нескольких способах тренировки:

1. Попросите, чтобы родители или друзья разложили несколько разных предметов, в течении 30 секунд необходимо запомнить все предметы и их расположение. Затем отвернуться и по команде повернуться, определить – все ли предметы на своем месте?

2. На карточках написать ребусы с помощью некоторых обозначений (точки, цветы, цифры). Приложить усилия (включить зрительную память) для запоминания, как выглядят некоторые слова, записанные в виде рисунков (ребусов). Так, слово «щеточка» можно записать в виде: двух букв «щ», «ё» и точки (.). Название города Севастополь записать в виде: Сева 100 поль; столяр в виде: 100 ляр; и.т.д.

3.2. Речедвигательная память

При письме происходят правильные движения органов речи, которые предохраняют от ошибок. «Как же так? – удивитесь вы. – Ведь мы пишем молча!" Но это не совсем так.

Проводя исследования я узнала много интересного и ранее мне неизвестного о роли речедвигательной памяти.

Так, во время войны и сразу после нее в московских госпиталях находилось много людей с самыми разнообразными ранениями. Были среди них и такие, которые получили ранения в лицо, шею, челюсти. У некоторых раны были открыты, и можно было наблюдать, как работают органы речи. Этими людьми заинтересовался ученый-психолог Николай Иванович Жинкин. Наблюдая за ними, он заметил, что когда они пишут или читают про себя, у них происходят совсем маленькие – такие маленькие, что их даже трудно увидеть, - движения органов речи. Затем ученый разработал и метод наблюдения за органами речи здоровых людей при помощи рентгеновского аппарата. И рентген тоже показал ему, что во время письма происходят почти незаметные, крошечные, но постоянные движения органов речи.

Из этого материала я узнала, что органы речи тоже запоминают, как пишутся слова.

С помощью органов речи мы проговариваем слова вслух или в «уме». Трудно ли проговаривать слова? «Совсем нетрудно, - наверное, скажите вы. – Мы всю жизнь только и занимаемся тем,
что говорим».

Я провела исследование: двоих моих одноклассников я попросила проговаривать вслух несколько раз медленно, отчетливо слова и словосочетания (чрезвычайное происшествие; кораблеведение; живописная группа; местные достопримечательности). Троим одноклассникам я сама один раз проговорила эти слова. Потом попросила написать эти слова.

Результаты исследования получились следующими:

- первые написали эти слова правильно;

- другие написали с ошибками.

Можно сделать вывод, что одноклассники, которые сами проговаривали слова, лучше запомнили, как они пишутся и при их написании не сделали ошибок.

В результате исследования я сделала вывод, что для правильного написания слов, надо обязательно вслух или «в уме» отчетливо и ясно проговаривать каждое слово.

Для развития речедвигательной памяти следует почаще проговаривать скороговорки. Они придуманы не зря: на них человек учится говорить чётко. А людям, которые произносят слова не разборчиво, и писать труднее, потому что им не приходится ждать помощи от своих речедвигательных органов.

2.3. Слуховая память

Как только мы начинаем проговаривать слова, в работу сразу же включаются уши. Они приводят в действие слуховую память, и мы запоминаем, как звучит правильно написанное слово. Проговаривая слова, мы сразу решаем две задачи: включаем на полную силу и речедвигательную память, и слуховую память.

Я провела исследование: шестерым моим одноклассникам я прочитала три раза небольшой текст. Потом попросила их написать его.

Результаты исследования получились следующими:

- двое написали весь текст правильно и без ошибок;

- четверо исказили текст при написании и допустили орфографические ошибки.

Можно сделать вывод, что только у двух одноклассников очень хорошая слуховая память. А остальные недостаточно обратили внимание на содержание текста и на то, как звучали слова при проговаривании, поэтому у них и возникли самые нелепые ошибки, связанные с невнимательностью.

В результате исследования я сделала вывод, что для правильного написания слов, надо внимательно слушать свою или чужую речь, запоминать её и проговаривать все слова «в уме».

Когда я изучала этот вид памяти, мне вспомнился доктор Айболит, который проговаривал по слогам слово, чтобы его хорошенько запомнить: «И одно только слово твердит: «Лим-по-по, Лим-по-по, Лим-по-по!». То есть для развития слуховой памяти  надо при запоминании хорошо проговаривать слово, тогда наши уши будут стоять на страже и не допустят ошибок при написании слов.

Чтобы развить слуховую память, я расскажу о нескольких способах ее тренировки:

1. Необходимо постоянно учить пословицы и скороговорки, а также их повторять. Для закрепления пройденного материала, через некоторое время необходимо записать некоторые из них так, чтобы вторую половину пословицы ученик дописал (сказал) сам, или на карточке провел стрелки от первой половины пословицы (скороговорки) до второй ее половины (на карточке пословиц должно быть не менее пяти).

2. Попросить ученика назвать только существительные. Например, абрикос, верблюд, муравей и.т.д.

3. Проговаривать пять слов: соль, дом, день, кошка, лук. Необходимо повторить. Количество слов увеличивать с каждым разом.

4. Разучивать «Веселые запоминалки». Например:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

2.4. Двигательная память (память руки)

При письме работает память руки, когда мы, вооружившись ручкой, выводим рукой по бумаге. Такую память можно еще назвать рукодвигательной. А в шутку можно не только назвать её «руководящей», но и сказать, что все мы – «руководители». Рука запоминает движения и выводит на бумаге знакомые слова привычно, а совсем хорошо знакомые слова пишутся даже как будто сами собой, не требуя усилий на обдумывание. У некоторых людей «память руки» настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его пишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Чем больше мы пишем, тем больше к этому привыкаем.

Я провёла исследование: первую группу одноклассников, состоящую из трех человек, я попросила написать знакомые и привычные нам слова (мама, папа, мир, земля, работа). Вторую группу одноклассников, тоже состоящую из трех человек, я попросила написать менее нам знакомые и привычные слова (клён, хвощ, сад, бег, засада). И у первой, и у второй группы в словах было одинаковое количество букв.

Результаты исследования получились следующими:

- первая группа одноклассников написала все слова правильно в течение одной минуты;

- вторая группа одноклассников написала все слова правильно, но в течение трех минут.

Можно сделать вывод, что одноклассники первой группы при написании слов использовали только слуховую память и рукодвигательную память, так как им эти слова хорошо знакомы и не требовали усилий на обдумывание. Вторая группа одноклассников при написании слов использовала не только слуховую и рукодвигательную память, но и зрительную память (они вспоминали как написаны эти слова), и речедвигательную память (они чётко «в уме» или вслух проговаривали эти слова).

В результате исследования я сделала вывод, что чем больше мы пишем слов, тем больше мы привыкаем к их написанию. И тогда во время написания нами диктантов, сочинений, изложений слова будут написаны автоматически, их не надо будет обдумывать и на это потребуется меньше времени.

Для развития рукодвигательной памяти можно не только писать на бумаге эти слова по много раз (три, пять, десять), стараясь запомнить слово. Писать можно и мысленно: представить себе, что мы пишем нужное слово, что наша рука собственным почерком выводит крупные и отчётливо написанные слова. Повторение действий в уме – очень хороший способ тренировки.

Чтобы развить двигательную память, я расскажу о нескольких способах ее тренировки:

1. Написать слово калейдоскоп 5-10 раз. Зарыть глаза и прописать на листе бумаги.

2. Учитель читает рассказ, ученики быстро его зарисовывают. Затем необходимо вспомнить названия слов. Например: учитель диктует – тропинка шла вдоль леса. Ученик рисует тропинку вдоль елочек.

Заключение

При работе над данной темой я узнала, что у человека есть разные виды памяти (зрительная, речедвигательная, слуховая, память руки) и все они помогают стать грамотным.

Не надо тратить время на зубрёжку, а надо тренировать свою память (проговаривать слова, записать их и проверить). Для одновременного развития всех видов памяти надо каждый день делать «зарядку» с одним или двумя предложениями. А именно:

Прочитать предложение вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам.

Затем прочитать предложение по слогам про себя.

Просмотреть его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные.

Закрыть глаза и мысленно крупно и разборчиво, яркими буквами написать каждое слово; при этом проговаривать трудные слова по слогам. (Если вы не уверены в каком-то слове, откройте глаза, рассмотрите его еще раз и снова сделайте с ним эту же работу.)

Теперь можно записать предложение в тетрадь!

Проводя исследования я пришла к выводу, что если нам при написании трудных слов подключить одновременно всех наших помощников (глаза, уши, голос и руку), то мы научимся правильно писать с такой легкостью, как будто рука пишет сами собой.

Список используемой литературы

1. Зарядка для ума /Инесса Гончарова, Сергей Федин, Владимир Болотникоа и др. – М.: ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2008 г. – 383 с.: ил.;

2. Память /Сергей Федин, Натела Ярышенко и др. – М: ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2006 г. – 406 с.: ил.;

3. Детская энциклопедия. Т.7.Человек /вед. Ред. Т.П. Минина. – М.: Педагокика, 1975 г. – 464 с.: ил.;

4. Детская энциклопедия. Т.11.Язык и литература /вед. Ред. Н.В. Офитов. – М.: Педагогика, 1976 г. – 480 с.: ил.;

5. Секреты орфографии /Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М: Просвещение, 1991 г. – 223 с.: ил.;

6. Беседы о русской грамматике /Л.К. Градулина – М.: Знание, 1983 г. – 126с.;

7. Подумай и ответь /Л.А. Шкатова. – М: Просвещение, 1989 г. – 96 с.: ил.

http://playroom.com.ru

http://kazinka4.edusite.ru/Pamyat_i_gramotnost.htm

 

Приложения

ИГРЫ

на развитие зрительной памяти

(орфография)

Игра «Собери стихотворение»

Задание: вставь недостающие буквы

Ветви смотрят в кла______

В школе тихо и светло

В этот ра____ий час

Сквозь око___ое стекло.

Игра «Собери слово»

День недели _____ бб _______

Болезнь _____________ пп

В каком языке _______ сс ______

Какой сосуд _______ нн _____

Игра «Наборщик»

Задание: Из букв слова составить новые слова.

Пример: Снегурочка (снег, ручка, ночка).

Игра «Превращение слов»

Задание: Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово.

Пример: грачи (врачи)

Дверь (зверь)

Сеня (СОНЯ, Веня)

Удочка (уточка)

Лето (лото)

Игра «Найди слово в слове»

Задание: найди слово в слове

Пример: хотелось (тело, лось, ось, хотел)

Бросилась (сила, рос, ил, бросил)

Товарищ (товар, вар)

Игра «Разгадай ребус»

ЩЁ * (щёточка)

У * (уточка)

Сева 100 поль (Севастополь)

100 ляр (столяр)

7 Я (семья)

Игра «Выбери нужную тропинку»

Задание: Выбери нужную «тропинку»

Пример:

лес лить

Л (е, и) сник лисы Л (е, и) тать лето

лесок летчик

вязь сало

В (е, и, я) зать вяжет С (а, о) лонка соль

вижу салон

ИГРЫ

на развитие слуховой памяти

Задание 1. Назвать существительные только второго склонения.

Например: абрикос, верблюд, муравей и.т.д.

Задание 2. Проговариваем пять слов: соль, дом, день, кошка, лук. Необходимо повторить. Количество слов увеличиваем с каждым разом.

Задание 3. Разучиваем «Веселые запоминалки»

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

Задание 4. «Собрать» пословицы

Ученье свет коли делать нечего

Скучен день до вечера лучше новых двух

Старый друг неученье - тьма
Влияние памяти на грамотность
PPTX / 817.58 Кб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.