«Взаимосвязь самопознания и учебной мотивации»
Автор публикации: А. Черепанов, ученик 10Л класса
Всероссийский смотр-конкурс исследовательских работ
школьников и студентов
«Научная лаборатория»
Номинация «Психология»
Тема: «Взаимосвязь самопознания и учебной мотивации»
Автор работы:
Черепанов Артем Максимович,
Учащийся 10 ЛМ класса
МАОУ «Ангарский лицей №2 им. М.К. Янгеля»
г. Ангарск Иркутской области.
Научный руководитель:
Серёгина Ульяна Сергеевна,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
МАОУ «Ангарский лицей №2 им.М.К. Янгеля»
г. Ангарск Иркутской области
Ангарск, 2020
Рецензия на научно-исследовательскую работу Черепанова Артёма
учащегося 10 ЛМ класса МАОУ «Ангарский лицей №2 им.М.К. Янгеля»
«Взаимосвязь самопознания и учебной мотивации»
Работа Артема посвящена изучению актуальной проблемы, касающейся вопросов учебной мотивации. Интерес вызывает попытка проанализировать взаимосвязь уровня успеваемости, учебной мотивации школьников и подходов к классификации мышления в системно-векторной психологии. Целью своей работы автор ставит поиск наиболее эффективных способов обучения и мотивации через типологии личности и отношение учащихся.
Рецензируемая работа содержит аннотацию, введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список литературы и приложения. Во введении автор указывает на актуальность выбранной проблематики, а также на причины, послужившие пусковым механизмом в запуске исследовательского интереса. Важно отметить, что Артем ссылается на личный опыт, как отправную точку исследования.
Теоретическая часть содержит анализ причин сложного школьного обучения, представление о мышлении в контексте системно-векторной психологии, анализ влияния отношения к учебе индивида на его успеваемость. Практическая часть работы содержит подробное описание о ходе и порядке процедуры исследования (в приложении также содержится детальное описание исследовательского этапа), об участниках, о целях и полученных результатах. При подборе психодиагностического инструментария Артем использовал самостоятельно разработанную анкету, что свидетельствует о глубоком осмыслении автором теоретического материала и демонстрирует умение самостоятельно планировать и проводить исследование, анализировать, синтезировать и сравнивать полученные данные, делать обоснованные выводы.
Данный материал представляет собой серьезную и наделенную практической ценностью работу. Она выполнен на высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес с точки зрения практической психологии. Автором представлен разработанный продукт в виде рекомендаций для улучшения качества учебной деятельности, с опорой как на фундаментальные теоретические представления, так и на личный, практический опыт.
Данная работа соответствует требованиям, предъявляемым к научно-исследовательской работе, содержит ярко выраженный исследовательский компонент. Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны грамотно. Считаю, что исследовательская работа Черепанова Артема заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована к представлению на научно-практической конференции учащихся.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
МАОУ «Ангарский лицей №2 им.М.К. Янгеля» Н.М. Долгина
Отзыв на научно-исследовательскую работу
«Взаимосвязь самопознания и учебной мотивации»
обучающегося 10ЛМ класса Черепанова Артёма
Научно-исследовательская работа Артёма посвящена изучению актуального вопроса современности – учебной мотивации молодежи. Почему многие молодые люди сегодня воспринимают учебу и школьное образование «как каторгу», навязывание? В чем заключается секрет хорошей успеваемости, зависят ли успехи в школе от самопознания и понимания себя? Можно ли получать удовольствие от школьных занятий и как этого достичь, учитывая личностные психологические особенности – на эти и другие вопросы находит ответы в ходе выполнения своей работы Артем.
Безусловной ценностью данной работы является то, что в основу ее Артём положил свой личный опыт. Каждую главу, включая теоретические аспекты, Артем дополняет собственными комментариями и представлениями.
Работа имеет четкую структуру и логичность изложения, сопровождается приложениями, где подробно представлена описательная сторона исследования. Артем проводит глубокий качественный анализ сложностей школьного обучения через призму подходов системно-векторной психологии, рассматривает мышление с точки зрения его направленности и влияния на процесс обучения.
Важно отметить, что в процессе подготовки и написания научно-исследовательской работы Артем продемонстрировал глубокую заинтересованность темой исследования, высокую степень самостоятельности, как исследователя, при планировании и реализации всех этапов практической части. Артемом проделана серьезная работа по анализу результатов исследования, в котором он показал себя как эффективный аналитик.
Способность Артёма критически и глубоко мыслить, проникать в суть психологических явлений и находить между ними взаимосвязи помогли ему в успешной реализации поставленной цели.
Научный руководитель У.С. Серёгина
Аннотация
В наше время проблема низкой успеваемости школьников весьма распространена. И дело далеко не всегда в сложности программы, перегрузке, или неспособности некоторых людей учиться. Многое зависит от желания учиться, знания себя и от стремления к учёбе. В основном могут мешать некоторые личные убеждения учеников, или незнание собственной мотивации, непонимание как и зачем учиться.
Чтобы понять, чем всё же может быть полезна школа каждому человеку и почему некоторые считают её не полезной – можно узнать отношение учеников к учёбе и через типологии личности узнать мотивацию. У разных людей разные интересы, но и у разного есть общее. Я решил провести исследование, узнать о мнении учеников, об их методах обучения, воспользоваться психософией и дополнительно системно-векторной психологией, как инструментами для определения психотипа и типа мышления соответственно.
Содержание
Введение……………………………………………………….....................................……………..6
Теоретическая часть…………………………………................................……………………7
Что мешает учиться?...................................................................................7
Психософия…………………………………………………….........................................…………9
Как определить психотип?.........................................................................11
Как определить мотиваторы?.....................................................................13
Практическая часть……………………………………………................................…………12
Основное исследование……...………………………………...............................………....15
Первый этап исследования………..…………………..............................………………....16
Второй этап исследования………….……………………...............................……………..18
Исследование психотипа личности и жизненной мотивации…….....................19
Итоги исследования……………….………………………………...................................…….22
Заключение…………………………………………………...................................………………23
Литература ………………………………………………….................................…………………24
Приложение 1…………………………………………............................……...………………...25
Приложение 2………………………………………………...............................………………...27
Приложение 3………………………………………………...............................………………...29
Введение
Актуальность. Причин непродуктивной учёбы может быть множество, но основными мы выделим: незнание себя, комфортных условий для развития, своей мотивации, а значит и незнание причины для траты сил и времени на учёбу. Наибольшее внимание следует уделить личной мотивации, потому как от желания начинаются все действия.
Чтобы понять, как именно достичь наиболее лёгкого и выгодного взаимодействия с собой, человеку можно просто понять себя. Но как именно понять, что с этим поможет и что с этим делать? В понимании человеческих особенностей могут помочь типологии личности. Я использую психософию для выявления мотивации и системно-векторную психологию для типа мышления.
Цель: Изучить причины низкой учебной мотивации молодых людей, определить взаимосвязь между психотипами психософии и мотивацией.
Задачи:
1. Изучить информацию о психософии и определении психотипов.
2. Изучить мотивацию старшеклассников в учёбе.
3. Провести исследование, выявить причины сложной учёбы и выделить мотивацию для разных типов людей. Сделать выводы.
Гипотеза:Люди зачастую не знают, зачем им учёба, а понять, зачем именно, можно через знание своего психотипа по психософии.
Объект исследования – учебная мотивация старших подростков.
Предмет исследования – мотивация в контексте психософии и самопознания.
Методы исследования: анкетирование, опрос, метод интервью, анализ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Что мешает учиться?
Основываясь на мнении десятков людей и личном опыте, я выделил знание себя и отношение к учёбе наиболее важными для получения образования.
Эти два фактора взаимосвязаны, ведь зная человека, можно понять, что именно ему нужно. Многие себя не знают, делают как все и смотрят на образование поверхностно. «Зачем учиться в школе? – сдать экзамены - поступить в университет – работать…». Это уже не всех устраивает. Это результат через годы, а чем человеку полезна учёба в школе в данный момент – не ясно. Люди думают, что это просто инвестиция в будущее с неприятным и долгим процессом. Причём я не беру в учёт тех, кому и в правду нравится учиться, говорю о тех, кому не нравится школьная учёба и кому в радость пропускать занятия. Это те, кто не знают, зачем учиться.
Сейчас известна точка зрения о вреде обязательного образования из-за потери времени и неправильных действий. Одной из причин для этого является успех людей без высшего, или хорошего образования. Дональд Трамп, Стив Джобс, Билл Гейтс и некоторые русские миллионеры получили не лучшее образование. Конечно, есть успешные люди без хороших отметок в школе, только это не значит, что все троечники и двоечники лучше других [3].
Чтобы достичь чего-то в жизни - нужно много делать в правильном направлении. Если ученик страдает в школе бездельем – ему следует реализовываться самому. Только каждый ли может реализоваться самостоятельно в подростковом возрасте? Думаю, что нет. Поэтому выгодным путём будет самореализация в школе вместе с самообразованием дома. Даже если получать хорошие оценки, участвовать в олимпиадах и учиться не для высшего образования, или будущей профессии, которые уже для некоторых вторичны, а для себя – будет гораздо больше пользы.
Также, мешает то, что многим не нравятся учить все предметы подряд, ведь вряд ли пригодится всё. Да и не каждому даны склонности к каждому предмету. Только развитая личность видит не проблему, а возможность. Появляется две самые ясные возможности: уходить из школы и учиться самостоятельно, или адаптироваться к условиям, чтобы развиваться в нескольких направлениях [5].
Что ещё имеет значение – подростков заставляют учиться. Заставлять что-либо делать имеет смысл в самом детстве и это даже не для всех. Чтобы кто-то захотел учиться, или работать – нужна мотивация. Заставлять имеет смысл рациональных людей, которые готовы потом уже самих себя стимулировать на работу, или ведомых, которые послушаются и сделают. Других же следует направить в нужные действия, или дать им стимул, чтобы они работали добровольно.
Ученики делают как другие, без особого подхода к себе. Кому-то нужен режим, самоограничения, порядок, а кому-то работать в тех направлениях, в каких хочется на данный момент.
Но ещё люди не знают, что им нужно. Одного может быть устраивает учёба ради учёбы, получение диплома для подтверждения своих умственных способностей, но другому это кажется бесполезным. Очень важно искать индивидуальный подход, без толку быть таким, каким не можешь. «Из нас, я думаю, не скажет ни единый: осине – «Дубом будь», а дубу – «Будь осиной»…» - говорил Баратынский [4].
Кому интересна карьера и достижения – пусть работает ради достижений, участвует в олимпиадах, движениях, проектах. Кому интересны финансы – пусть ищет способы заработка, учится ради будущего заработка.
Конкретную мотивацию и цели поможет определить знание сфер, которыми человек интересуется. Так что главное – понять направления. Понять это можно при помощи типологий личности.
1.2. Психософия
Очевидно, что все люди разные. Люди разные не только по внешним проявлениям, по течению жизни, но и по характеру, психическим представлениям и поведению. В то же время люди похожи. Каждому человеку доводилось встретить родственную душу, кого-то, кто похож на него самого, с которым его объединяют интересы, поведение и приоритеты. Но личность не может быть копией другой личности.
Люди разные и в то же время похожие, чтобы они могли меняться, объединяться, работать в схожих направлениях. Многие наши различия типичны, поэтому можно разделить общие особенности характера по типам, которые различаются в зависимости от своего развития и течения жизни.
Хотя и кажется обречённой на провал попытка найти закономерности в характере человека, они всё-таки возможны, ведь всё состоит из поддающихся описанию деталей. Люди не случайно чувствуют, испытывают эмоции и проявляются каким-либо образом. Здесь можно согласиться с Лабрюйером, сказавшим: «В любом, самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер…».
Типология личности, которую можно испытать для понимания человека – это метод, основанный Афанасьевым Александром Юрьевичем – «Психософия». Она была описана в 1990 году в книге «Синтаксис Любви» и её сутью является подчинение сознательному контролю бессознательного при помощи самопознания.
В этой типологии есть 24 психотипа, составленных из 4-х функций, отвечающих за восприятие 4-х первоэлементов человеческой «архитектуры». Каждая имеет своё название, представляет из себя восприятие какого-либо масштабного элемента жизни [1].
Воля – включает в себя личность, желания и цели. Логика – разум, идеи, мысли. Эмоция – чувства, эмоции, «душу». Физика – материальный мир и тело. Вот эти первоэлементы, которых вполне хватает для психотипа. Платон, Гёте, Толстой, Декарт, Гартман, Чехов… эти писатели и философы сводили вместе логику, волю, физику, эмоцию, когда хотели описать полноту человеческого бытия. Это и есть «функции психософии».
Природа не наделяет индивидуума всеми функциями равномерно, а всегда делает что-то сильным, что-то слабым, так что выше названные функции не равны. Они располагаются по приоритетам, по иерархии. Для них есть 4 места, названные порядком функций, в зависимости от которого они по-своему выражаются. Каждый из этих порядков – и есть психотип, в котором нет повторений, и на каждую функцию приходится одно место.
1-я – избыточная функция, 2-я – гармоничная, 3-я – болезненная, 4-я – пренебрежительная. Функции на этих местах могут выражаться сильно, а могут быть и смягчёнными из-за их особого порядка, или жизненных условий. Но они не равны, а расположены «вертикально».
В книге «Синтаксис Любви» также приведены примеры известных людей с определёнными типами. К примеру, приводится отрывок: «…Толстой имел следующий порядок функций: 1я воля 2я эмоция 3я физика 4я логика. В соответствии с ним и сделал Толстой следующую запись в дневнике: «...я знаю себя, тем, что - я - я. Это высшее или скорее, глубочайшее знание... (1-я Воля). Мне грустно, больно, скучно, радостно. Это несомненно (2-я Эмоция). Я слышу запах фиалки, вижу свет и тени т.д. Тут может быть ошибка (3-я Физика). Я знаю, что Земля кругла и вертится, и есть Япония и Мадагаскар и т.п. Все это сомнительно» (4-я Логика)…»
Порядок функций делится на «верх» - это первые две функции, «низ»-последние две. Таким образом, противопоставляются друг другу сильные верхние и слабые нижние стороны человека. Избыточная 1-я и гармоничная 2-я – это части характера, в которых человек уверен и считает их сильными. Болезненная 3-я и пренебрежительная 4-я – слабые функции, которые кажутся слабыми, не обладают особой уверенностью и иногда их важность и самостоятельность просто отрицают. Человек может считать: «Может у меня слабые чувства и тело, зато я силён духом и разумом».
Помимо деления на «верх и низ», у функций есть результативность и процессионность, диалог и монолог. 1-я и 4-я результативны, при самовыражении, для них результат дороже процесса. 2-я и 3-я процессионны, дорожат процессом, а не результатом. Помимо этого, 1-я и 4-я не нуждаются в обратной связи, внутренне одиноки, при самовыражении склонны к монологу. 2-я и 3-я нуждаются в обратной связи, любят партнёрство.
В книге приводится пример Декарта, как обладателя результативной и Сократа, как обладателя процессионной логики. Декарт предпочитает выдавать уже готовые, созданные в одиночестве размышления, а Сократ удовлетворяется лишь от общения с другими. Теперь можно подробнее разобрать места функций.
Первая функция выражается как избыточная, у человека есть постоянная уверенность именно в этой сфере как слишком сильной. Поэтому при первом же конфликте, при первых контактах с окружающими, люди сразу бессознательно показывают эту сильную сторону личности. 1-я логика, готовясь к встрече, подумает, о чём будет говорить, а уже потом о своём внешнем виде. Или же 1-я физика в конфликтах сразу сожмёт кулаки, а может и ударит, если не будет серьёзных последствий.
К тому же, эта функция стремится к абсолютному и избыточному действию. Если спорить – то до полного доказательства своей правды, если добиваться власти – то до абсолютного лидерства. Ей придаётся статус превосходства, чаще всего кажется, что это сильная сторона, так что сразу понять недостатки в этой сфере обладателю сложно. Для людей это главный фактор силы и достоинство.
Вторая функция адекватна, у неё нет крайностей и искажённого восприятия. Это нормативная функция, она не заметна «как хорошее здоровье, которое сложно описывать». Это гибкость и богатство, сила, заряженная на постоянное взаимодействие. «…если первая – наш дар самим себе, то вторая – наш дар другим...». Действия происходят без избытка и без скудности, сколько нужно и как следует. 2-я эмоция ведёт себя наиболее легко в выражении эмоций, как актёр кино, а 2-я логика размышляет быстро, гибко и легко.
Третья функция – почти уродство человека, язва, потому что именно это кажется вечно слабым, этого стыдятся и этого вечно не хватает. Человеческой психике свойственен врождённый изъян и эти изъяны делятся на физические, умственные, эмоциональные и личностные. Но третья функция не значит неполноценность, это скорее препятствие, или стимул для стремления к лучшему. Обобщая всё это, третья функция – это неуверенность и слабость, которую человек всегда стремится укрепить и защитить.
Четвёртая функция зовётся пренебрежительной, пустяковой. Она просто кажется не такой уж важной для индивида. Но это вообще не значит, что у человека эта функция атрофирована. 4-я логика не даёт заведомую глупость, а 4-я воля – заведомую слабохарактеность. Толстой был обладателем 4-й логики, так разве он глуп? Это функция, которая не представляет из себя самоцели, она вспомогательная.
Последнее, что следует добавить, есть деление на доминирующие функции: 1-ю и 3-ю, на подстраивающиеся: 2-ю и 4-ю. Доминирующие функции являются самыми важными и выраженными, это главная сила и главная боль, по ним сразу видны потребности человека и его страхи. Подстраиваются нормативная и пренебрежительная функция, они не такие обострённые, легко переносят «удары», не имеют особых потребностей. Разве что 2-я адекватная функция требует процесса и взаимодействия.
Это главные основы типологии «Психософия». Теория взята из самой книги первоисточника - «Синтаксис Любви» [1]. Теперь можно перейти к определению психотипа.
1.3. Как определить психотип?
Для определения психотипа в психософии нужно определить места всех 4-х функции человека, приоритеты, его отношение к ним, уверенность в каждой из них. В этом могут помочь тезисные описания, тесты, опросы. Я решил использовать для исследования тест, определять психотип письменно и вживую.
Чтобы определиться самостоятельно, следует изучить типологию, или просто посмотреть тезисные описания всех 16 функций и обратить внимание на те, какие подходят больше всего. Также, можно узнать, что является для человека главным в жизни из 4-х предложенных функций. Обычно люди считают самой главной частью свою избыточную функцию, ведь она и вправду кажется им важнейшей.
Далее, можно узнать о целях человека, ради чего он хочет жить. Так можно понять результат и процесс по доминирующим функциям, положение воли. Кроме всего этого, для выявления каких-либо функций можно задавать вопросы по каждой в отдельности. Например: «Часто ли ты сомневаешься в своих физических (или умственных) способностях?» (Физика, Логика), «Сложно ли тебе проявлять свои эмоции? Любишь ли ты творчество и почему?» (Эмоция).
В выбранном мной тесте на определение психотипа (автор А.Ю. Афанасьев) определяется, можно сказать, уверенность и сила каждой функции. Даётся 40 вопросов, по 10 на физику, эмоцию, логику и волю, с 4-мя вариантами ответа: «нет», «иногда», «пожалуй», «да». В итоге теста считывается количество баллов для каждой функции, чем их больше – тем выше положение функции.
1.4. Как определить мотиваторы?
Мотивацию и цели в жизни можно разделить на 4 вида: интеллектуальной сферы, физической, духовной и эмоциональной. Каждый вид мотивации соответствует функциям психософии и по их положению можно понять, какие направления важнее.
В психософии, как уже было упомянуто, есть доминирующие и подстраивающиеся функции. Избыточная и болезненная функции (доминирующие) являются самыми «резкими» в своём выражении и важнейшими для человека. Так что можно определять мотивацию через них.
1-я функция как самая сильная и самая важная требует реализации и самовыражения. Если обладатель 1-й логики не может дать полезного знания, или не обладает высокими интеллектуальными способностями, идеями – едва ли будет он будет наслаждаться жизнью. 1-я воля в «низком» социальном статусе, как и 1-я физика в нищете и слабости, также как 1-я эмоция без самовыражения и эмоций - будет чувствовать себя ужасно. Отсылаясьна вопрос «Что главное в жизни? Какие цели?» - можно понять, что для обладателя конкретной 1-й функции будет главным.
Отталкиваясь же от болезненной 3-й функции психотипа – для неё очень важны процесс развития, безопасность и защита. Её потребности дают человеку стимул для постоянной работы над собой именно в этой сфере. 3-й воле необходимо быть полезным обществу, принимать решения и достигать целей. 3-й эмоции нужно самовыражение, творчество и чувства и т.д. Главное увеличить уверенность в данном направлении.
Подстраивающиеся функции многого не требуют, 2-й нужно только отдавать и действовать, получать обратную связь, 4-й функции нужен минимум усилий и ресурсов, чтобы поддерживать другие функции.
Исходя из этого, а ещё из информации первоисточника можно понять, что нужно доминирующим функциям. Вот что нужно обладателям каждой:
1/3-я Логика: доказательство и поиск истины, обучение людей, передача информации, заработок умом, улучшение жизни при помощи интеллекта, развитие интеллекта, самоутверждение в умственной сфере, наука, философия, высказывание своего мнения, познание мира.
1/3-я Эмоция: передача людям хороших эмоций, развлечения, эмоции, любовь и дружба, творчество, театральное искусство, самовыражение, творческая реализация своих идей, принятие и понимание от окружающих, контроль своих состояний.
1/3-я Физика: высокое финансовое положение, сильное, здоровое тело, реализация базовых потребностей, спорт для достижений, физическая безопасность, максимальное оздоровление, физическая сила, спорт для самоутверждения.
1/3-я Воля: достижение высших целей, власть, влияние на мир, память о себе в будущие поколения, величие,признание обществом ценности обладателя, любовь к себе, достижение целей и решение проблем, помощь людям, саморазвитие.
В каждом блоке есть цели, которые относится к результату, или к процессу в огромных сферах жизни, но ядумаю, что далеко не каждый блок является мотивацией для всех. У каждого человека два блока являются самыми желанными: самая главная сторона личности нуждается в реализации, а самая «больная» в лечении. В то же время, есть самая неважная относительно них - 4-я функция, которая самоцелью не является.
Хотя это и не все варианты мотивации для людей, учитывая ещё и то, что тип человека не может описать всю личность, в течении жизни может появиться интерес к чему-нибудь ещё. Отличие доминирующих функций от 2-й в том, что 2-я хочет заниматься своим делом просто так, а не ради конкретных результатов и наполнения. Когда 1-й логике важна истина, 2-й логике – процесс изучения и поиска истины.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Основное исследование
В практической части важно проверить три аргумента:
1. Ученики, которые имеют негативное отношение к школьному образованию и не понимают, зачем оно нужно - учатся хуже.
2. Те, кто лучше себя знают, кто понимает как именно им легче работать и усваивать информацию – получают результат лучше, чем те, кто пытается делать как все.
3. Через психософию можно выяснить наилучшую мотивацию и понять, к чему хочется и должно стремиться обладателю какого-либо психотипа.
Для этого всё исследование разделено на два этапа: в первом проходит анкетирование насчёт взгляда на образование и отдельно анкетирование, нужное, чтобы узнать, какие имеют преимущества знающие себя люди. Во втором же этапе проходит тестирование и опрос для выявления психотипа и соответствующей ему мотивации.
2.2. Первый этап исследования
Я провёл два опроса 10-х классов, в которых выявлял взаимосвязь между личным взглядом на образование, самопознанием и успеваемостью. В первом опросе участвовало 40 человек из двух 10-х классов: физико-химического и лингво-математического.
Это проводилось, чтобы понять, насколько значимы добровольная учёба и мотивация. В общем, по результатам опроса гипотеза подтверждается: у кого лучше учёба – те и относится к ней соответствующе, знают, зачем учиться, действуют без отвращения и неприязни. Обычно ученикам мешает мысль, что школа забирает время, давая бесполезную информацию. От этого и плохое отношение, будто они для кого-то должны учиться, от этого слабая работа на уроках и дома.
Только даже если ученики не полагаются на образование, как на ключ к хорошему будущему, то им ничто не мешает саморазвиваться. Как раз ученики, которые учатся для себя, а не по обязательству – легко справляются с нагрузкой и получают позитивный результат.
Подробное описание первого этапа исследования см. в Приложении 1.
Также, был проведён опрос для выявления типа мышления по системно-векторной психологии и сопоставления со способами обучения. В этом участвовали ученики только лингвоматематического 10-го класса. Получилось 16 человек, они обозначили тезисы, соответствующие определённым типам мышления и каких тезисов было больше – тот тип мышления преобладал. После выбора тезисов ученики выбирали методы работы с информацией, которые бы помогли именно им, или те, какие предпочитают использовать. Результаты занесены в таблицу.
Категория учащихся по оценкам | Кол-во учеников работает согласно своим типам |
Троечники | 0 из 4 |
Четвёрки, но более 3х троек | 2 из 4 |
В основном четвёрки | 4 из 8 |
Отличники | 1 из 1 |
В результате этого опроса я пришёл к выводу, что более развитым личностям и тем, кто знает, как с собой работать гораздо легче даётся учёба. К развитым личностям я отношу самостоятельных, занимающихся собственным развитием, развитыми в нескольких направлениях и типах мышления сразу. Ученики, которые себя знают и предпочитают способы работы, подходящие именно им, получают лучшие результаты.
По итогу этих двух опросов получаются выводы для моего исследования:
-Понимание «Зачем действовать?» играет большую роль в действии.
-Знание себя помогает людям лучше учиться.
-Личное отношение к школе влияет на успеваемость.
Мне как раз предстоит узнать, что и кому будет ответом на вопрос «Зачем?», как самопознание в этом поможет и как изменить отношение к образованию.
2.3. Второй этап исследования
Мне нужно узнать психотип людей и их жизненные мотиваторы, выяснить цели, чтобы понять, как их функции по психософии связаны с мотивацией. Для этого я решил собрать испытуемых для тестирования и живого опроса (интервью). В первую очередь, я выбрал два класса для тестирования и выбрал отдельно 19 человек для интервью.
Я предложил тест учащимся из 10-х классов (Гражданская Авиация и Железнодорожный), где был сам тест и добавленные мной варианты мотивации. А тем 19-ти людям из ЛМ и ФХ классов задал вопросы из теста с некоторыми дополнениями. Вторая отдельная часть людей была отобрана для более подробного определения психотипа, чтобы уточнить результаты теста, узнать общие черты характера и опросить подробнее.
Тест составлен основателем типологии. В тестировании выявляется уверенность в каждой функции и их важность. Я сам пробовал пройти его и получил такой результат, какой получил из самоопределения. Чтобы самому убедиться, что дело не в самовнушении – я решил сопоставлять свои наблюдения, ответы на дополнительные вопросы и ответы 19-тиопрашиваемых. В основном доминирующие (1-я и 3-я) соответствуют их приоритетам и поведению, но не 2-е и 4-е функции.
2.4. Исследование психотипа личности и жизненной мотивации
В исследовании принимали участие лицеисты 4х десятых профильных классов («Физикохимический», «Лингвоматематический», «Гражданская Авиация» и «Железнодорожный») в количестве 63 человек. Был предложен тест на определение психотипа личности (автор А.Ю. Афанасьев), а также предложены варианты жизненной мотивации, из которых нужно было выбрать две самые значимые (см. Приложение 2, 3).
Проанализировав результаты, я считаю важным учесть общественные взгляды. В современном обществе принято занижать важность эмоций и завышать волевые качества. Так, стандартом «правильного» мужчины является высокая Воля и низкая Эмоция и более того, такой психотип стал многими почитаемым, потому как это психотип целеустремлённого, хладнокровного человека. Но это не значит, что у многих людей низкая Эмоция и высокая Воля. Люди могут быть не до конца правдивы в ответах, когда хотят казаться хладнокровными лидерами. Но я думаю, это не сильно искажает результаты, ведь 1-ю функцию чаще всего человек не принижает.
Мы можем говорить о совпадении психотипа и жизненной мотивации, когда выбор мотивации учащегося соответствует первой или третьей позиции психотипа личности.
Судя по результатам, многие относят эмоциональную функцию к самой нижней, хотя у многих она может быть занимает 3-е место, просто непринятие обществом эмоций, тем более у мужской части людей, может сказаться на ответах. Подтверждением этому служит их мотивация – они считают эмоциональную сферу желаемой. Однако если учитывать, что это ответы подростков – у многих отвечающих и в правду может быть 4 эмоция, просто сейчас у них иное мнение об эмоциях.
Кроме этого, почти у всех 1-я функция соответствует выбранным целям, в другом случае, они уходят на вторую функцию. Во втором случае может быть испытуемые решили завысить собственную волю (потому как такие случаи именно с 1В), или отдали 2-й функции большее предпочтение.
Итого, если учитывать занижение важности эмоций и завышение Воли в современном обществе – то доминирующих фу нкций, соответствующих мотивации: 64 из 88, если не допускать никаких послаблений и учитывать только чёткое количество баллов, соответствующих мотивации, получаем 56 из 88, из них 34 – первые функции, то есть больше половины избыточных являются для человека мотивирующими. В процентах: 72,72%, или 63,63%.
Остальные 19 добровольцев были опрошены. У каждого я пытался узнать психотип через вопросы из теста и узнал об их приоритетах, главных целях, стимулах в жизни.
Насчёт вопросов теста всё ясно, но я внёс дополнения: сначала я дал объяснения опорных функций: «Воля – включает желания, цели, достижения, власть, амбиции, характер, твёрдость духа, отношение к себе и людям; Физика – тело, здоровье, материальный мир, финансы; Эмоция – проявления эмоций, любовь и дружба, чувства, впечатления; Логика – знания, логичность, истина, правда, идеи, убеждения».
Затем были заданы вопросы: «Какие из этого твои 2 слабые и 2 сильные стороны», «Что из этого является болезненной тяжёлой и желанной в развитии одновременно сферой?», «Что является самым сильным и важным для тебя?». Это вопросы для определения «верха и низа», доминирующих функций. Эти ответы я считал более приоритетными для определения.
Определив 1-ю и 3-ю - уже задавал вопросы теста. После этого выявлял мотивацию. «Что для тебя в жизни главное?», «Ради чего стоит жить, действовать, работать?», «Чего тебе всегда не хватает?» и «Какие твои жизненные цели?» - эти вопросы помогли узнать мотивацию и цели, хотя на последний вопрос иногда нет конкретного ответа. Причём я не предложил вариантов, они сами назвали свои цели.
По итогу, у этих людей я уточнял получившийся психотип с помощью собственных вопросов. Было много неточностей с 2 и 4 функцией, 4-я же могла «пересекаться» с 3-й. Здесь моё предположение насчёт мотивации от доминирующих функций подтверждается, ведь главные желания, смысл жизни и цели совпадали с ними.
Результат всех участников изображён на диаграмме. 90% (57 из 63) испытуемых выбрали для себя мотивацию, соответствующую одной, или обеим из доминирующих функций.
По итогу, выявить психотип удалось у всех, в основном потребности, мечты и самые важные аспекты жизни совпали с доминирующими функциями: 15 из 19 человек точно называют соответствующие их типам цели.
Но есть и поправки моих предположений. Для людей 3-я функция может являться в жизни главной, если она уязвлена, а может и по другим причинам. Никто не называл своих пренебрежительных, или адекватных функций самыми важными.
Например: у человека 1 Воля, 2 Эмоция, 3 Физика, 4 Логика – знания не кажутся главными в жизни, эмоция адекватная, очень важная, но эмоций всегда хватает и это просто самодостаточная часть жизни. А вот сила воли, власть, исполнение желаний, достижение целей – являются важнейшим аспектом существования, это то, ради чего стоит жить и умирать. Но всё-таки 15% людей с уязвлённой третьей функцией называют её главной. Всё та же ВЭФЛ, но другой человек: деньги, физическая сила и власть кажутся показателем силы в мире.
2.5. Итоги исследования
По результатам группы испытуемых, прошедших тестирование больше половины ответов (64%) дали положительный результат: их мотивация совпадает с доминирующими функциями. В случае же остальных испытуемых, таких совпадений больше: у 15 из 19 (78%) человек главные цели и стимулы в жизни совпали с 1-й и 3-й функцией.
Из личного интервьюирования также подтверждается теория, что 1-я функция, которая избыточна в своих проявлениях и кажется наиболее сильной – является главной сферой жизни для обладателя. За исключением нескольких людей, у которых болезненная часть личности больше уязвлена – им кажется главной частью жизни именно болезненная для них сфера.
Насчёт же практической пользы: можно выявить мотивацию человека исходя из его порядка функций. Порядок функций можно легко узнать, если пройти тест, или самостоятельно проанализировать. Сначала спросить о двух слабых и сильных сторонах личности из 4х сфер (предложить варианты). После, выявить наиболее выраженную часть личности, которая используется с полной уверенностью, которая кажется человеку наиболее сильной – это 1-я функция. Затем узнать, какая сфера жизни из слабых сложная и болезненная в развитии – это 3-я функция. 2-ю и 4-ю можно понять, просто обратив внимание на то, чем человек пренебрегает, а что постоянно и качественно использует, или через вопросы: «Что в жизни для тебя наименее важно? Без чего ты никогда не можешь обойтись?». Стоит также обратить внимание не только на ответы человека, но ещё и на его проявления, чтобы подтвердить предполагаемый психотип.
После выявления психотипа можно уже искать цели и смысл жизни исходя из порядка функций, а именно из доминирующих. Обладателям 1-й, 3-й Логики по душе работа в интеллектуальной сфере. 1-й, 3-й Физики – укрепление и развитие материального мира. Доминирующей Воле интересно достижение целей, лидерство (для 1 Воли), развитие твёрдости характера, признание общества. Доминирующей Эмоции нужно творчество, самовыражение, и чувства. Однако в некоторых случаях, человек с уязвлённой 3-й функцией может избегать болезненного воздействия ради развития и попросту отрицать её важность: ненавидеть эмоциональность, физические блага, власть и амбиции, знания. Только в любом случае подсознательно людям хочется аккуратного и бережного развития в болезненной сфере.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было проведено исследование учебной мотивации десятиклассников, выявление их методов обучения. Изучены источники психософии, использована информация из книги-первоисточника. Я выделил основную информацию психософии и нашёл способ определения психотипа. Были представлены результаты исследования мотивации и самопознания учащихся, напрямую связанных с успеваемостью. Также, получилось найти взаимосвязь психотипа с главными жизненными целями и связь избыточной функции психотипа с главной частью жизни для человека.
Проведено два этапа исследования. В первом этапе было анкетирование, направленное на уровень мотивации и личный подход к учёбе. Во втором определение психотипов и соответствующих им мотивов.
По итогу первого этапа почти все ученики с низкой успеваемостью не знают, зачем им учиться и не знают, как лучше усваивать информацию именно им, и кого-то из них тяготит учебный процесс. Ученики с преобладанием оценок «4» и «5» имеют положительное или нейтральное отношение к учёбе.
В первой группе 44 испытуемых ответили на вопросы из теста Афанасьева и отметили наиважнейшую мотивацию для себя (в основном 2 блока мотивации). У 64% людей доминирующие функции совпадают с важнейшей мотивацией и целями в жизни.
Во второй группе 19 испытуемых были по отдельности опрошены: были вопросы из тестирования и добавлены некоторые общие. Я сопоставил их ответы с поведением, информацией из книги «Синтаксис Любви» и тем самым определил психотипы. После этого, я спросил о главных жизненных целях, о наиболее важной сфере жизни и ради чего вообще стоит жить. В результате у 14-ти из 19-ти человек доминирующие функции совпали с главными целями и желаниями (по большей части 1-е функции).
Таким образом, все выдвигаемые мной аргументы проверены в практической части исследования, гипотеза исследования подтверждена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев А.Ю. «Синтаксис Любви»
2. http://typtest.ru/aleafan.htm Онлайн-тест Афанасьева А.Ю.
3. Матросова Ю.С. «Отчуждение подростков от школы как негативный фактор социализации» https://cyberleninka.ru/article/n/otchuzhdenie-podrostkov-ot-shkoly-kak-negativnyy-faktor-sotsializatsii/viewer
4. Сидорова С.В. «Вопросы учебной мотивации в школе» https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/
5. https://works.doklad.ru/view/YDgvIK8fsB4/18.html
Приложение 1
Подробное описание первого этапа исследования
Вверху обозначено количество учеников с какими-либо оценками, в первом разделе слева – вопросы, во втором – варианты ответов. Этот опрос был анонимным, 8 вопросов были составлены мной, они связаны со взглядами на образование и желанием учиться.
Ответы от профиля ЛМ: из ответивших людей почти половина хорошисты, четверть почти хорошистов и четверть троечников, а также всего 1 отличник.
В основном троечники (4 чел.) ходят в школу по обязанности, не считают активность на уроке полезной, у них нет чисто положительного отношения к учёбе, им вообще не нравится школа.
Те, кто имеет тройки, но близки к четвёркам (4чел.). Эти ученики хотят получить образование. Половина считает активность на уроке полезной, остальные считают, что это не так нужно конкретно им. Имеют нейтральное отношение к образованию, но оно им не сильно полезно.
Хорошисты, почти все оценки четвёрки – (8чел.). Считают образование обязательным и хотят получить образование. В основном считают активность на уроке полезной, даже если не для себя – то для других. На учёбе четверти сложно, четверти хорошо, другая четверть справляется, но кто-то один согласился, что это «рабство», восьмой оставил вопрос о своих ощущениях без ответа. Половина считает образование не обязательным, но как минимум 4х всё устраивает и ни у кого из них нет негативного отношения к системе.
Единственный ученик с пятёрками ходит в школу с целью получения образования, которое не обязательно для успеха. Ему многое нравится и ему не тяжело проявлять активность, отношение к учёбе можно назвать нейтрально-хорошим.
Ответы профиля ФХ: По итогу этого опроса, мне стало ясно, что куда больше шансов на продуктивную учёбу имеют ученики с нейтральным, или положительным отношением к образованию. Почти весь профиль ФХ состоит из хорошистов и отличников, которым нравится учёба и которые не сопротивляются ей.
1 почти хорошист. Он учится, потому что ему это необходимо, но его ничего не угнетает. Скорее всего, если бы он учился ради себя и своего развития, мог бы выйти на более высокий уровень.
12 хорошистов, которые в большей степени учатся ради хорошего образования и просто пребывания в школе. Почти все за активность на уроке, многие справляются с нагрузкой, а то и вовсе довольны процессом. Они понимают, что без образования можно пробиться в жизни, но они не ставят эту идею в приоритет.
Почти отличники и отличники, безусловно, хотят хорошего образования, но им всем либо нейтрально, либо нравится пребывание в школе. Они не против самой системы образования и на вряд ли они вообще несчастливы из-за учёбы, потому как они учатся по своей воле и хотят работать качественно.
Подводя итог, можно заключить:
-Те, кто учатся по своей воле и знают зачем – делают это легче и качественнее.
-«Не любители» школы испытывают трудности, как в успеваемости, так и в большей части своего времени, проводимой в школе.
-Даже если соблюдать нейтральность относительно школы и при этом учиться для себя – результаты будут положительными.
-Ученик с целью успешнее ученика без цели.
Приложение 2
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОТИПА ЛИЧНОСТИ
(А.Ю. АФАНАСЬЕВ)
Целью тестирования является выявление психотипа по типологии личности «Психософия» и соответствующей типу мотивации. От вас требуется лишь ответить на каждый вопрос одним из вариантов ответов: «Да» - вы уверены в этом; «Пожалуй» - почти всегда и почти точно подходит; «Иногда» - почти нет, вы не уверены в этом; «Нет» - вообще не подходит, вы не согласны. Можно давать сокращённый ответы: «Д»,«П»,«И», «Н».
1.Вы считаете себя вдумчивым человеком?Да|Пожалуй|Иногда|Нет
2.Вы доверяете своему разуму?
3.Вас раздражает глупость?
4.Вы с доверием относитесь к логике?
5.Вы самостоятельны в своём мышлении?
6.Вы подчиняете свою жизнь своим идеям и воззрениям?
7.Вам интересна научная информация?
8.Радуют ли вас проявления сильной, умной мысли?
9.Вы уверенно чувствуете себя во время дискуссий?
10.Сами вы верите в строгость своих логических построений и размышлений?
11.Вы считаете себя эмоциональным человеком?
12.Вы любите театр?
13.Вы влюбчивы?
14.Резко ли меняются ваши настроения?
15.Вы суеверны?
16.Чувства властны над вами?
17.Склонны ли вы к актёрству?
18.Вам присуща реакция слезами на происходящее?
19.Вы доверяетеастрологии?
20.Есть ли у вас тяга к искусству?
21.Вы считаете себя физически крепким человеком?
22.Вы склонны к скупости и сохранению денег?
23.Тяга к физическим нагрузкам присуща вам?
24.Вы склонны к насилию?
25.Спорт занимает в вашей жизни значительное место?
26.Серьёзно ли вы относитесь к деньгам?
27.Вы сильно любите иметь в собственности своё имущество?
28.Можно ли вас назвать гурманом?
29.Вас заботит ваше здоровье?
30.Для вас важны потребности тела?
31.Вы считаете себя волевым человеком?
32.Вам легко руководить людьми?
33.Вы человек независимый?
34.Вы решительны?
35.Вы всегда контролируете своё поведение?
36.Считаете ли вы себя настойчивым человеком?
37.Вам всегда удаётся исполнять принятые решения?
38.Вы ответственный человек?
39.Вы предпочитаете делать всё самостоятельно, не отдавая решения другим?
40.Вы уверены в своём праве вести за собой людей?
Приложение 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАНТА ЖИЗНЕННОЙ МОТИВАЦИИ
Выберите 2 блока лучшей мотивации для себя. Выбор идёт на самые истинные потребности и стимулы, которые вам и в правду нужны. Если же подходят более двух –тогда необходимо отметить в процентах. Выбрать следует свои истинные цели. Ради чего жить и чего от жизни хотеть?
1-е: доказательство и поиск истины, обучение людей, передача информации, заработок умом, улучшение жизни при помощи ума.
2-е: развитие интеллекта, самотверждение в умственной сфере, наука, философия, высказывание своего мнения и познание мира.
3-е: передача людям хороших эмоций, развлечения, эмоции, любовь и дружба, творчество, театральное искусство.
4-е: самовыражение, творческая реализация своих идей, принятие и понимание от окружающих, контроль своих состояний.
5-е: высокое финансовое положение, сильное, здоровое тело, реализация базовых потребностей, спорт для достижений.
6-е:физическая безопасность, максимальное оздоровление, физическая сила, спорт для самоутверждения.
7-е: достижение высоких целей, власть, влияние на мир, величие.
8-е: признание обществом твоей ценности, любовь к себе, достижение целей и решение проблем, помощь людям, саморазвитие.
1
Ковалева Галина Валентиновна
Серёгина Ульяна Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Серёгина Ульяна Сергеевна