12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Верич Наталия Алексеевна46
Россия, Донецкая Народная Респ., Горловка

МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Верич Наталия Алексеевна,


Мотивация учебной деятельности это важный вопрос в формировании личности школьника. Отсутствие мотивации влияет на результаты учебы, а так же в более глобальном плане на жизненную установку и дальнейшее формирование личности и стиля жизни.

Изначально, мотивацию может сформировать первый учитель, что повлияет на дальнейшее обучение. Обычно мотив не бывает один, это целый комплекс. Заинтересованность в учебном процессе быстро пропадает, если у него слабая мотивация, что влияет и на формирование личности и может привести к девиантному поведению.

Обучение это одна из основных задач личности, поэтому проблема мотивации занимает особую нишу в психологии.

На мотивацию влияют качества конкретного человека, его уже имеющиеся знания, характер, все вместе повлияет на его решения и действия.

Важную роль играет заинтересованность, любознательность, это одна из основных необходимостей учения. Желая повысить мотивацию обучающихся нужно стимулировать и развивать его интерес к предмету изучения.

Младшие школьники воспринимают в начале процесс учебы с интересом, для них он нов. Для них увлекательна и интересна школьная жизнь, новые формы общения, занятия, и важно не пропустить этот момент, пока не угас интерес и обучающийся доверяет педагогу. Младше школьному возрасту характерна исполнительность – он с радостью исполняет задания педагога, жаждет внимания и признания, похвалы после выполненной работы.

Деятельность ученика не может осуществляться в отрыве от действий педагога. Интерес к учению в первом классе может зажечь только сам учитель, он должен вызывать интерес ребенка к себе [2, с. 12].

В начальных классах дети еще не привычны, искать себе задания для работы или развития умственной сферы. Если педагог не заинтересован в общении, узнавании своих подопечных, то обучающиеся не будут проявлять активность в учебе, и станут инертными и пассивными к обучению.

Вот как определяют учебную мотивацию В.С. Семенов и В.А. Кротов - учебная деятельность это общественно значимая работа, через которую личность усваивает достижения науки, культуры.

Обучение личности имеет так же социальную значимость, и имеет определенные нормы и требования.

Обычно прослеживается закономерность, во время учебы, у обучающихся вырастает заинтересованность в конечном итоге, но уровень любознательности и заинтересованности в самом процессе падает.

Внутренняя личностная мотивация будет создаваться, только в том случае, если создать условия для любознательного интереса.

Можно выделить мотив получения хороших отметок. Этот мотив более значим для начальных классов, они не всегда прослеживают значимость оценки и значимость уровня знания предмета. Для них крайне важно получить высокую оценку, что для них выступает показателем их места среди одноклассников, их социальный уровень, они не анализируют тот факт, что оценка – это просто итог выученного материала. Если младшему школьнику предложить варианты занятия, то он обычно выбирает тот, в котором он получит хорошую отметку.

Поэтому педагоги (и родители) должны приучать детей, что отметка это всего лишь оценка выученного, пройденного материала, а не оценивание его качеств и не показатель его статуса среди остальных одноклассников. Посему нужно внимательно оценивать успехи обучающихся, дабы не повлиять на развитие их эгоистических проявлений.

Так же на мотивацию влияет суть и содержание изучаемого.

Младшекласники заинтересовываются новой деятельностью, и эта любознательность в дальнейшем помогает формировать интеллектуальный интерес и мотивацию. К конку второго – началу третьего класса у обучающихся оформляется смысловая основа поведения, он сначала подумает, а потом уже действует. Спонтанность, непосредственность и эмоциональность отступает на задний план.

Для начальных классов, как и для дошкольников, ведущую роль имеет игровой мотив. Занятия, проводимые в игровой форме воспринимаются легко и изучаемый материал запоминается значительно лучше.

В средней школе, центральный мотив – это интерес ученика к конкретному предмету, и чем больше он накапливает знаний и узнает нового по интересующей теме, тем больше любознательность в этом направлении возрастает.

Зачастую, выделяя какой либо предмет, дети пассивно воспринимают обучение остальным направлениям учёбы, теряется интерес к занятиям, начинают баловаться и пропускать занятия, ходят в школу, потому что надо (требуют), а не потому что интересно и хочется, заучивают предметы для оценок, а не изучают для накопления знаний. В итоге такой учёбы формируются поверхностные знания.

Проблема этого, в том же, что и для младшеклассников, они не осознают еще значимость обучения для дальнейшего развития, получения профессии, общего интеллектуального развития.

На данном этапе нужно стимулировать мотивацию – похвалой или наказанием, отметками. В этом возрасте возникает парадокс – ученик средней школы мечтает не ходить в школу, не учиться, но в то же время, если ему предоставить такую возможность, он будет противиться полученной «свободе».

Л. И. Божович считает, что это сопротивление связано с неосознаваемой учащимися потребностью оставаться на уровне тех требований, которые к ним как к школьникам предъявляет общество. Бросить школу, перестать быть учеником значит для них потерять свое общественное лицо. Но это значит и другое – потерять товарищей, общение с ними, потерять смысл своего существования как члена общества.

Главный мотив в средних классах – занять свое место среди одноклассников и сверстником, и этот же момент зачастую, причина плохого, негативного поведения, реже плохое поведение – желание противопоставить себя остальным.

Ученики, которые учатся хорошо, имеют больше интереса к познанию, те кто имеют худшую успеваемость, учатся больше не из интереса, а что б не иметь проблем с родителями и учителями.

Мотивационным отличием этого возраста выступают моральные установки подросткового возраста, мнение и отношение сверстников. Но такие моральные установки не прочно сформированы моральными установками, и при изменении окружения или ситуации, могут измениться.

Основным мотивом старшеклассников выступает дальнейшая профориентация.

Поэтому половина выпускников школы имеет сформированный профессиональный план, включающий как основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения.[3, с.259]

Подростки считают, что выбрав любимый предмет, свяжут свою профессию именно с ним. Старшеклассники стремятся изучать те предметы, которые могут им пригодиться для намеченной профессии, а не только интересные им.

Оценка уже не является мотивом, это снова, всего лишь показатель изученности материала.

Чем старше ученик, тем меньше у него мотивов, но те мотивы, которые у него есть устойчивы и конкретны, отражают его убеждения и взгляды.


Список использованной литературы

1.АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. – 146 с.

2.Леонтьева, А.М. Мотивация и деятельность / А.М. Леонтьева. – М.: Жизнь, 2020. – 111 с.

3.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с.

4.Родионов М.А., Макаров Ю.А. Психология мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского.- 2004.- 186 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.