Статья «Учебная мотивация и её формирование»
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ
Васильева Татьяна Сергеевна, Санкт-Петербург
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2) определяет обучение как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». [3] Таким образом, формирование мотивации – это необходимый компонент обучения, прописанный в федеральном законе.
Что же такое мотивация? Мотивация – это готовность делать что-то; она возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов, таких как стремление или потребность, ценность вознаграждения, ожидания индивида. Эти факторы и являются причинами, по которым человек ведет себя определенным образом. [2]
Для учителя очевидно, что побудителем к учебной деятельности является целая система мотивов, которая включает в себя такие компоненты, как цели, интересы, стремления, познавательные потребности и многое другое. Мотивация включается в любую деятельность; если этой деятельностью является обучение, то мотивация называется учебной. «Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений». [1] Система учебной мотивации не остаётся неизменной и формируется постепенно в тесной взаимосвязи с формированием личности.
Учебная мотивация определяется многими факторами, в том числе: личностными особенностями обучающихся и учителя, особенностями учебного предмета. Именно поэтому учебную мотивацию следует считать полимотивированной.
Советский и российский педагог Борис Руфимович Мандель выделяет три группы источников активности обучающихся при овладении учебным материалом:
внутренние (познавательные и социальные потребности - стремление к социально одобряемым действиям и достижениям),
внешние (определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности) и
личностные (интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и )других видах деятельности). [1].
На основе вышеперечисленных источников активности Б.Р. Мандель выделяет следующие группы мотивов:
социальные мотивы – понимание и осознание социальной и личностной значимости учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания;
познавательные мотивы - интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности;
личностные мотивы - самоуважение и честолюбие, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств. [1]
И социальные, и познавательные, и личностные мотивы могут иметь как внутренние, так и внешние источники, например: хорошая учёба может быть следствием избегания негативной оценки со стороны родителей (внешний источник мотивации) или результатом стремления поступить в вуз, чтобы получить интересную специальность (внутренний источник мотивации). Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося доли внутренней мотивации учения. Внешняя и внутренняя мотивации могут очень тесно переплетаться. Например, как правило, внутренняя мотивация достижения является неотъемлемой спутницей человека, однако мотивация достижения может включать в себя необходимость внешнего признания: часто возникает желание или необходимость получать положительную оценку со стороны окружения и близких людей. [2]
Приведённый выше пример также иллюстрирует тот факт, что мотивация может быть как положительной (поступление в вуз – это стимул для хорошей учёбы) и отрицательной (страх перед родителями). В качестве положительного мотива (стимула) для многих учеников младших классов выступает хорошая оценка, а для подростков – признание сверстников. К отрицательной мотивации часто прибегают тогда, когда положительная мотивация по тем или иным причинам оказывается неэффективной. Это всем хорошо известный приём «кнута и пряника».
Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов. Сила учебного мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Устойчивость учебного мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности обучающегося и по его сохранению во времени. [1] Наилучшего результата достигают те, у кого мотивация наиболее сильная и устойчивая.
Современная психология установила связь, между особенностями личности и мотивированностью. Для формирования сильной и устойчивой мотивации необходимо развивать у обучающихся следующие качества и свойства личности:
Жизнерадостность - мотивированные люди предвкушают счастливое будущее;
Настойчивость – мотивированные люди не относятся к возможным препятствиям как к неразрешимым проблемам;
Энергичность – мотивированные люди всегда продолжают прилагать усилия, чтобы достичь результата;
Позитивность – мотивированные люди знают, что все будет хорошо и, не дожидаясь приближения счастливого момента, получают удовольствие от выполнения очередной задачи;
Концентрированность – мотивированные люди не отвлекаются от задуманного;
Уверенность - мотивированные люди осознают свои слабости и компенсируют их другими качествами. В результате возникает уверенность, что поставленные цели обязательно будут достигнуты;
Осведомленность – мотивированные люди не тратят время впустую, вместо чего получают новые знания и совершенствуют навыки. [2]
Таким образом, личностные результаты обучения должны включать в себя формирование сильной и устойчивой учебной мотивации, на что и указывает федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 66): «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности». [3] Очевидно, что формирование мотивации не ограничивается начальной школой, но именно на этой ступени обучения она должна быть в основном сформирована.
Как же учителю сформировать устойчивую учебную мотивацию у своих учеников? Здесь не может быть единого рецепта на «все случаи жизни» - у каждого педагога есть свои «хитрости» и приёмы. Рассмотрим лишь некоторые рекомендации опытных педагогов:
Лучший способ создать внутреннюю мотивацию у ребёнка – позволить ему выбирать, как и что он будет делать на уроке (например, предлагайте множество заданий, из которых можно выбрать одно или несколько);
Поддерживайте взаимодействие обучающихся, включённых в общую деятельность (например, используйте работу в парах или в малых группах);
Меняйте обстановку, чтобы повысить интерес (например, организуйте учебную экскурсию);
Организуйте учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка – тогда каждый сможет реализовать свои способности;
Идеальный способ внутренне мотивировать учеников – это совместно с ним установить несколько достижимых целей и время, в течение которого они должны быть достигнуты;
Создавайте атмосферу соревнования на уроке, чтобы поддержать активность обучающихся (для этого можно использовать различные игры или просто разбить класс на 2 команды, которые будут соревноваться между собой при выполнении учебной задачи);
Дайте ученикам больше свободы – в условиях постоянного контроля со стороны учителя внутренняя мотивация быстро ослабевает;
Связывайте учебный материал с тем, что происходит в жизни – так дети быстрее осознают важность вашего предмета;
Создавайте ситуации ожидания – итоговой игры, праздника, конкурса – это тоже отличный мотиватор! [4]
Таким образом. современный системно-деятельностный подход к обучению создаёт предпосылки для формирования сильной и устойчивой внутренней положительной мотивации у обучающихся и позволяет учителю проявить свой педагогический талант.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мандель Б.Р., Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы, - 2007 // https://psychojournal.ru/books/1615-mandel-b-r-pedagogicheskaya-psihologiya-otvety-na-trudnye-voprosy.html. Дата обращения: 23 июля 2019 года.
Мотивация: что это, виды, как мотивировать себя // https://extraman.ru/motivatsiya/. Дата обращения: 24 июля 2019 года.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) "Об образовании в Российской Федерации". // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. Дата обращения: 25 июля 2019 года.
9 советов учителю как мотивировать учеников // https://psychojournal.ru/books/1615-mandel-b-r-pedagogicheskaya-psihologiya-otvety-na-trudnye-voprosy.html. Дата обращения: 25 июля 2019 года.