12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карелина Татьяна Викторовна17

г.Чита.

МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 9.



 

«Земля - наш общий дом»

 

Проект Сухановского Кирилла

ученика 3 Ж класса.

Руководитель проекта:

Карелина Татьяна Викторовна.

 

2019 г.

Введение.

Наступил новый 2019 год. Мы радуемся каждому дню, строим планы на будущее. Но какое оно наше будущее? Что нас ждет впереди?

Мы живем в удивительном крае.  Забайкальский край находится на юго-востоке Сибири, при площади 431,5 тыс. квадратных км., занимает 4 % от территории России.

Среди многочисленных достопримечательностей Забайкалья водосборная территория Ивано-Арахлейских озер относится к числу наиболее популярных у любителей природы. Однако негативное воздействие на природную среду нарастает с каждым днем, и экологическую ситуацию здесь можно отнести к напряженной.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на проблемы, которые касаются каждого человека, на состояние нашей природы, а именно на экологические проблемы Ивано-Арахлейского заказника.

Что же такое экологические проблемы?  Это изменение природной среды в результате деятельности человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Много лет назад человек стал использовать природу для получения плодов и ягод, убивать животных и птиц для получения мяса и шкур, вылавливать большое количество рыбы из озер и рек. В настоящее время ресурсы истощены, природа сильно загрязнена. Нас окружает множество экологических проблем.

Забайкалье — это за Байкалом,

Это там, где сопки и тайга.
Это там, где снег по перевалам,

Где зимой беснуется пурга.

Здесь нельзя в природу не влюбиться.
Нет прекрасней и суровей края.
Раз увидишь - долго будет сниться
Забайкалья красота земная.

Цель моей работы: охарактеризовать экологическую обстановку Ивано-Арахлейского заказника.

Задачи: привлечь внимание школьников к экологическим проблемам Ивано-Арахлейских озер. Рассмотреть, какие экологические проблемы существуют, дать им краткую характеристику.

Необходимо проведение факультативов по экологии для детей. Таких удивительных мест на планете немного. Сберечь их - наша задача. 

Ивано-Арахлейский заказник.

Территория Ивано-Арахлейского заказника относится к особо охраняемым природным зонам. Создан он был в 1995 году и является российско-американским проектом, главной целью которого изначально являлось оздоровление природных площадей, находящихся в восточной части озера Байкал.

Природная Ивано-Арахлейская зона находится на юго-востоке Витимского плоскогорья. Чтобы добраться до заказника, нужно проехать всего лишь 70 км от Читы. Территория заказника заключена между Яблонским и Осиновым хребтами. Наивысшая точка находится на отметке в 1445 м, самая низкая достигает 942 м.
Площадь Ивано-Арахлейской охраняемой зоны составляет 210 тысяч га. Для сравнения примерно такую же площадь занимает государство Люксембург, а вот Мальта сможет поместиться на этом участке земли почти семь раз. На долю всех озер в заказнике приходится 185 кв. км – королевство Лихтенштейн имеет чуть меньшую площадь.

Ивано-Арахлейские озера.

Центральное место в заказнике принадлежит Ивано-Арахлейским озерам – шести крупным водоемам, площадь зеркала каждого из которых больше 10 кв. км. Свыше 20-ти мелких озер дополняют водный бассейн Ивано-Арахлейского заказника.

В их состав входят водоемы различной площади и водоизмещения. Все озера располагаются на высоте 945-965 м в Беклемишевской впадине, образовавшейся между двумя хребтами – Яблоновым и Осиновым.

Именно вокруг озер и сформировался Ивано-Арахлейский заказник. Каждое озеро имеет свои особенности и все они очень активно используются населением для проведения досуга и отдыха.

Самыми крупными являются 6 озер: Арахлей, Шакшинское, Большой Ундугун, Иргень. Эти водоемы принадлежат бассейну озера Байкал. Местные озера, питающие Байкал, являются самой крайней точкой на территории Забайкальского края, связанной с глубочайшим озером на Земле. Еще два озера – Тесей и Иван-озеро – связаны с рекой Леной.

Почти все озера не отличаются большой глубиной. Расстояние до дна порядка 3-5 метров является средним для водоемов. Водная поверхность не склонна к активному движению.

Выделяется своей глубиной среди всех лишь Арахлей. Это самое высокое из шестерки больших озер и самое глубокое озеро. Жители называют Арахлей «младшим братом Байкала». Расстояние до его дна местами может достигать 19,5 метров. Площадь зеркала составляет 59 кв. км.

Озеро Арахлей не просто одно из самых больших, но и одно из самых красивых. Учеными уже давно доказано успокоительное воздействие воды, поэтому на озере можно отдохнуть душой и телом! Арахлейская вода очень богата целебными свойствами. Микроэлементы, которые содержатся в составе воды и глины, улучшают состояние кожи и волос. Любые ранки или царапины, заживут гораздо быстрее!

Одна из особенностей водоема – очень прозрачная вода. В спокойную погоду при слабом ветре просматривается глубина до 4 метров

Многие заядлые рыбаки приезжают на озеро Арахлей в надежде на богатый улов. Здесь популярна ловля с берега и подводная охота. Самой распространенной рыбой является окунь. Так же популярна и зимняя рыбалка. В зимний период озеро замерзает полностью. Лед окончательно освобождает поверхность озера только в начале июня, поэтому, Арахлей еще летом похож на арктический водоем. Но уже к концу месяца температура воды поднимается выше 20 градусов и уже можно смело ехать к берегам этого прекрасного озера.

Растительный и животный мир

Территория Ивано-Арахлейского заказника отличается значительной степенью биоразнообразия. Флора сосудистых наземных растений этой территории насчитывает 562 вида сосудистых растений, относящихся к 283 родам и 68 семействам. Из них в список редких и исчезающих видов и подвидов растений Читинской области внесены 15. 

Здесь встречаются представители большинства отрядов птиц и млекопитающих, населяющих леса и околоводные территории тайги. К настоящему времени из наземных позвоночных на территории заказника зарегистрировано 187 видов представителей 3 классов: Земноводных (3 вида), птиц (147 видов), млекопитающих (37 видов). Птицы - самые заметные и многочисленные представители позвоночных животных в заказнике. Орнитофауна данного района довольно внушительна и представлена 17 отрядами. 

На территории заказника отмечено 27 видов животных, включенных в Красную книгу Забайкальского края. Это крошечная бурозубка, ночница Иконникова, водяная ночница, северный кожан, манул, черный аист, лебедь-кликун, обыкновенный фламинго, скопа, большой подорлик, беркут, могильник, орлан белохвост, сапсан, серый журавль, красавка, дрофа, большой кроншнеп, дальневосточный кроншнеп, филин, дальневосточная квакша, байкальский осетр и др. В Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП) включено 5 видов: сапсан, стерх, серый журавль, красавка и дрофа.

Экологические проблемы Ивано-Арахлейского заказника

На территории Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника осуществляются следующие виды природопользования: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рыбохозяйственное, охотничье-промысловое и рекреационное. Практически вся территория заказника испытывает влияние хозяйственной деятельности человека, особая концентрация которой приходится на водоохранную и прибрежную зоны.

Основные экологические проблемы:

Вырубка лесов на водоразделах и в водоохранных зонах приводят к принципиальным изменениям в качественном и количественном составе флоры и фауны. В зонах массового кратковременного отдыха после трех-четырех лет интенсивного использования для восстановления лесных полян требуется не менее 5-6 лет.

Браконьерский отстрел животных и птиц. Как следствие, популяция диких животных в заказнике сильно сократилась. Особенно это касается крупных копытных - коз, лосей и изюбрей. Чтобы подкармливать оставшихся, инспекторы собственными силами оборудовали специальные площадки. Птиц тоже становиться мало. Ситуация усугубляется тем, что весной через Ивано-Арахлейские озера пролегают их миграционные пути. Но едва птицы показываются, их начинают усиленно отстреливать. Между тем на территории заказника останавливаются пять видов пернатых, занесенных в Красную книгу.

Неконтролируемый отлов рыбы.

Сброс неочищенных канализационных и промышленных стоков; размещение несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов.

Большой поток отдыхающих в летний период. За год заказник посещают около 500 тысяч туристов, и каждый из них оставляет после себя от трех до пяти килограммов мусора. К началу 2008 года на берегах озер было зарегистрировано 178 баз отдыха, детских оздоровительных лагерей, других учреждений отдыха. Все это – неиссякаемые источники твердых бытовых отходов (ТБО). Особенно выделяется оз. Арахлей. Здесь побережье застроено на протяжении 13 км, общая площадь, занятая базами отдыха, превышает 300 га. На береговой полосе шириной до 50м (площадь 10-12 га) практически повсеместно находятся старые кострища, ямы для мусора, отличается общая замусоренность территории.

Каждый вид отдыха на воде (купание, катание на парусных, весельных и моторных судах, водных лыжах, рыболовство с лодки, со льда и берега) оказывает свое воздействие на озерную систему. В основном, это поступление биогенных и горюче-смазочных веществ, разрушение береговой и прибрежной линии озер.

Как сохранить красоту нашей природы?

Если проявлять равнодушие, Ивано-Арахлейские озера в скором будущем ждет экологическая катастрофа. Но мы можем спасти природу и её красоту своими силами. Соблюдая простые правила:

Выбрасывай мусор только в урны и мусорные баки.

Выбираясь на природу помни основное правило «Не портить!».

Не ломай ветки деревьев, не рви полевые цветы.

Если во время похода ты пользовался природными ресурсами (например: ловил рыбу) старайся делать это максимально корректно.

Не бросай мусор в водоём

Необходимо пропагандировать уникальность нашего региона для всей страны в целом.

Необходимо проведение факультативов по экологии для детей. Такие занятия воспитывают и готовят новых энтузиастов по защите нашего заказника и всей планеты.
Факультатив по экологии для детей школьного возраста.

Актуальность: экологические проблемы являются очень актуальными для человечества, поэтому экологическую культуру надо развивать с очень раннего возраста. Необходимо научить ребят любить и знать природу своего края.

Цель: развитие экологической культуры детей школьного возраста через творчество самих ребят.

Задачи:

Развивающие: развивать творческое воображение детей; расширять чувственный опыт ребят;

Воспитательные: воспитывать у детей умение видеть красоту природы; воспитывать у ребят доброе отношение к природе, друг другу и другим людям;

Образовательные: познакомить детей с природой Ивано-Арахлейского заказника; познакомить детей с правилами поведения на территории заказника.

Заключение.

Мне хочется, чтобы Ивано-Арахлейские озера стали центром культуры и отдыха. Надо, чтобы эта сфера стала разнообразнее. Лично я бы построил на территории парка обсерваторию, потому что это уникальное место для наблюдения за звездами, а также другие культурно-познавательные объекты.

Работая над этим проектом я понял, что оберегая природу мы оберегаем себя. Все, что окружает нас, это природа. Мы часто говорим: "Природа - наш дом". По-другому - среда нашего обитания. А чтобы мы могли обитать, то есть жить, и жить хорошо, счастливо, наша среда обитания должна быть в порядке: вода и воздух должны быть чистыми, деревья, звери, и птицы - здоровыми, камни - безопасными. Если мы не сможем наслаждаться природой, то никогда не сможем полноценно жить. А чтобы природой можно было наслаждаться, нужно обязательно заботиться о ней. И это должен делать каждый человек. Таких удивительных мест на планете немного. Мы просто обязаны сберечь их для нас и наших потомков!

 

Пора бы человечеству понять,

Богатства от Природы отбирая, 

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Сейчас то сушим мы, то обводняем,

А удобрений столько применяем, 

Что сами же боимся умереть.

Так что ж Земля обязана терпеть. 

А сколько выбросов мы дарим ей 

Дымы заводов, грязь от теплоходов…

У нас прекрасная Земля Людей,

Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!

Автор материала: К. Сухановский (3 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.