12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куличкова Анна Анатольевна1915
Высшее художественное образование. Преподаватель дополнительного образования. Высшая категория.
Россия, Ивановская обл., г. Южа

Центры лаковой миниатюрной живописи РФ ( Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Технологии и особенности росписи.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Южская ДШИ» Центры лаковой миниатюрной живописи РФ (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй). Технологии и особенности росписей. Составитель презентации: преподаватель МБУ ДО «Южская ДШИ» Куличкова Анна Анатольевна г. Южа 2019

Цель: Познакомить с известными лаковыми промыслами России, и с историей возникновения лаковой миниатюрной живописи с. Федоскино, п. Палеха, п. Мстеры и с.Холуя. Задачи: - Ознакомление с широко известными лаковыми промыслами России, подробно рассказать про технологию и особенности лаковой живописи. -Развитие любознательности. -Пробудить любовь и интерес к народному ремеслу через изучение истории возникновения.

Центры художественных лаков России находятся в Федоскино, Палех, Мстера, Холуй. Лаковая миниатюра (Палех, Мстера, Холуй) исполняется темперой на папье – маше. Лаковая миниатюра Федоскино исполняется масляными красками на папье - маше.

Технология изготовления изделий из папье- маше. Используется переплетенный картон, который нарезается на нужный размер крышки, дна и кузовка изделия. Затем картон наматывается на деревянные болванки промазывается клеем и прессуется. Оставляют до полного высыхания. После того, пропитывают смесью сажи, глины и льняного масла. Заключительный этап изделия покрывается черным лаком снаружи и красным внутри. После этих действий следует живописная роспись, которая в последствии покрывается 6 слоями бесцветного лака и полируется до блеска.

Технология изготовления росписи на папье- маше. Рисунок переводится с помощью карандаша на кальку. Поверхность изделия натирается пемзовым порошком до матового состояния. После при помощи кальки, рисунок переводят на матовую поверхность. При снятии кальки остается отпечаток рисунка. Далее следует работа темперными красками. Беличьей кистью наносят грунт цинковыми красками для того, чтобы в последствии живописный слой красок держался прочнее на лаке. Роскрышь делают корпусно «плавями» чистыми красками. Роспись - поправляется форма и строение элементов живописи. Далее полутонами в темных местах конкретнее детализуют форму. Блики и пробела –выявление световой стороны элементов. Законченная роспись оформляется орнаментом – выполняется сусальным золотом , алюминием на краях или кузовке изделия.

Федоскинская миниатюрная живопись- живопись масляными красками на папье- маше, зародилась в конце 17 века в Московской области села Федоскино. Начало положил купец Коробов, который организовал производство – лакированных армейских козырьков. Через некоторое время он перенял у германцев технологию изготовления папье –маше. С этого времени начинается история табакерок для нюхательного табака, которые так было модно носить с собой. Крышка табакерочек была украшена наклеенной гравюрой и покрыта лаком. Только в 19 веке стали расписывать шкатулки, панно и другие работы масляными красками, украшать их живописными миниатюрами.

Особенности Федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Исполняется роспись в 3-4 слоя масляными красками. Замалевок – набросок композиции красками, Пропись –проработка деталей, Лессировка – моделировка форм изображения прозрачными красками, Бликовка- передача светлыми красками бликов на предметах. Применяют технологии: 1). письмо по сквозному – перед росписью изделия наносят сусальное золото или делают вставки перламутра. 2).орнаментом из кусочков фольги по невысохшему лаку называют прием «скань», 3).сложной сеткой «шотландкой» 1. 2. 3.

Остальные центры лаковой миниатюры – Холуй, Палех и Мстера произошли от иконописи. Миниатюра п. Палех Миниатюра с.Холуй Миниатюра п. Мстера

Палехская миниатюрная живопись зародилась в поселке Палех Ивановской области. Знаменит с 17 века и славился иконописцами, которые участвовали в реставрации храмов, монастырей, Грановитой палаты Московского Кремля. В годы революции, когда было запрещено заниматься иконописью, художники стали заниматься сельских хозяйством искусство приходило в упадок. Начало миниатюрной росписи положил Иван Голиков, который вернулся из Москвы, где увидел федоскинские коробочки. Он же организовал артель художников, познакомил с папье - маше и перенес технологию иконописания и стилистику изображения на лаковые изделия. Художник Геннадий Мельников изобразил в миниатюре Ивана Голикова за работой

Особенности палехской росписи: Шкатулки редко полностью заполняется красками, фон остается черным, Фигуры людей непропорциональны, вытянуты (голова маленькая по сравнению с телом). Живописные изображения дополняются золотыми насечками прописями.

Мстерская лаковая миниатюра зародилась в поселке Мстера Владимирской области. После первой кустарно- промышленной выставки бывшие иконописцы объединились в артель 1923 году. В 1931 году художники артели стали основой фабрики.

Особенности мстерской лаковой миниатюрной живописи Ковровая декоративность. Единство общего тона композиции, приглушенная цветовая гамма голубовато- серебристая, охристо- красная. Живописное пятно обрамляется золотой рамочкой, а потом следует растительный орнамент.

Холуйская лаковая миниатюра зародилась в селе Холуй Ивановской области . После иконописания, художники занимались росписью настенных панно- ковриков. Только в 1934 году была создана художественная артель. Основоположники С. Мокин, К.Костерин, В. Пузанов- Молев. Работы В. Пузанова- Молева

Особенности холуйской миниатюрной живописи: Живопись красками дополняется сусальным золотом и алюминием, только там, где это необходимо на парче, в архитектуре купола храма. Фигуры людей пропорциональны. Светлые места композиции высветляются только пробелами.

У каждого художника лаковой миниатюры свой почерк, своя манера письма. Она может быть строгой, вычерченной с использованием только основных ярких цветов или с богатой живописной колористической гаммой.

Спасибо за внимание!