12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сиренко Наталия Викторовна432

"Почему молодёжь не читает классику?"

Тема проекта «Почему молодежь не читает классику? » ВЫПОЛНИЛ ученик 9 класса Минько Николай Александрович РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель высшей квалификационной категории Сиренко Наталия Викторовна

Введение Чтение – эффективное средство развития личности, главное умение человека, без которого он не может постичь окружающий мир. Плохой навык чтения служит причиной неуспеваемости. Научить детей читать трудно. Но еще труднее научить любить чтение, особенно когда его вытесняют Интернет и телевидение. По результатам статистики, за последние 5 лет увеличилось число россиян, которые не читают с 27% до 36%; а 45 % признались, что не любят читать. А ведь привычка чтения формируется в детстве. Кроме проблемы нежелания читать, существует еще одна проблема: нетребовательность в чтении, когда в числе читаемых оказываются книги весьма невысокого уровня, хотя сегодня дефицита в хороших книгах нет.

Почему я выбрал эту тему: Я люблю читать, интересуюсь книжными новинками, читаю о книгах, ставших бестселлерами. Актуальна ли классическая литература сегодня? Классика (от лат. Classicus- образцовый, первоклассный) - образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культур. В поколение Интернета многие подростки перестали читать классические произведения вообще либо в печатном варианте, этим проектом я собираюсь разобрать причину и возможность её решения.

Гипотеза: Если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию. Цель: исследовать, как влияет классическая литература на кругозор и нравственность человека, почему молодежь в наше время почти не читает классику привлечь молодое поколение к чтению классики.

Задачи: 1) Изучить круг чтения подростков школы; 2) выяснить роль литературы в формировании морально-нравственных качеств человека; 3) привлечь молодое поколение к чтению классики. Объект исследования – обучающиеся 8-11 классов школы Предмет исследования – уровень читательской активности учеников. Предполагаемый продукт: презентация проектной работы.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: - анализ и обобщение информации по теме; - анализ интернет-ресурсов по теме; - анкетирование, - обработка результатов проведения проекта. Практическая значимость: материалы данного проекта помогут осознать, что активное и продуктивное чтение классической литературы – важная часть жизни цивилизованного человека, формирующая его морально-нравственные качества, развивающая образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности. Также материалы данного проекта могут быть использованы при подготовке к сочинению-рассуждению по литературному произведению, в работе школьной библиотеки.

Было проведено анкетирование учащихся 8-11 классов: 1 . Фильмы каких жанров вы смотрите? Мелодрамы 14% Комедии 14% Ужасы 22% Сериалы 43% Не смотрю 9% Вывод: молодёжь предпочитает смотреть сериалы в Интернете. 2 . Смотрели ли вы когда-нибудь экранизации классических книг? Какие? Смотрели 25% не смотрел(а) 60% Примеры: «Война и мир» 49% «После» 1 и 2» 22% «Гарри Поттер» 6%

3 . Читали ли вы книги на основе этих экранизаций? Читал30% Не читал 70% 4. Если да, то какие? «Война и мир» 45% «Онегин» 15% «Мертвые души» 23% «Отцы и дети» 17% Вывод: экранизации по произведениям классической литературы молодёжь смотрит, в основном это большие по объёму произведения. Фильм «После» - это экранизация современной американской писательницы Анны Тодд. 5 . Почему не читаете классическую литературу? Не интересно 54% Не люблю 20% Не понятно 15% Читаю 9% Вывод: основной массе подростков читать классическую литературу не интересно. 6 . Твоя любимая книга? «После» 14% «Капитанская дочка» 9 % «Дубровский» 8% «После 2» 4% Нет 65%

Вывод: среди любимых книг названы и произведения классической литературы, у 65% опрошенных вообще нет любимой книги. 7 . Твой любимый поэт? Есенин 27% Пушкин 44% Нет 29% Вывод: среди любимых поэтов названы поэты-классики 8 . Твой любимый герой литературы? Гарри Поттер 19% Гринев 1% Челкаш 14% Дубровский 10% Нет 56%

Выводы: у более половины опрошенных учащихся нет любимых героев литературы, но в ответах названы и герои классической литературы. Общие выводы: классическую литературу подростки читают в рамках школьной программы. Основной массе учащихся читать такую литературу не интересно и не понятно. Но в ответах названы любимые герои классических произведений, писатели-классики. Классическая литература всё же не оставляет учащихся равнодушными.

Сущность классической литературы Понятия «литературный верх», «высокая литература» не имеют полной смысловой определенности. При этом они служат логическому выделению из всей «литературной массы» части, верной своему культурно-художественному предназначению и достойной уважительного внимания. Вершиной высокой литературы является классика – часть художественной словесности, которая авторитетна и интересна для ряда поколений. Классика составляет «золотой фонд» литературы. Литературоведческое понятие «классический стиль» связано с представлениями о гармонической цельности. Это понятие выступает в качестве ориентира для каждой национальной литературы. В отечественной словесности, например, классический стиль наиболее полно воплощен в творчестве А. С. Пушкина.

Причины, по которым молодежь не читает классику: Многие школьники не имеют усидчивости, чтобы прочитать произведения классики, которые велики по объёму. Употребление в произведениях устаревших слов, которым школьники просто не хотят искать лексическое значение, через несколько пропусков не понятных слов мысль, суть теряется, и человек не хочет продолжать чтение. Большинство людей увлечены чтением разных жанров и некоторые из них могут своим большинством отбивать желание людей читать классику. Изменение нравов, интересов. Во-первых, устарели реалии, которые авторы описывают. (Дуэли кажутся дикостью, балы едва напоминают дискотеки, юмор авторов более тонкий чем интернет мемы) Во-вторых, устарел язык. (Читать классику без толкового словаря невозможно. Кто такой ямщик? Что такое армяк?) В-третьих, изменилась скорость восприятия информации (Действия в классической литературе развиваются медленно) В – четвёртых, устарела проблематика. (Читатели не ассоциируют себя с героями литературы) Юных читателей по-прежнему увлекает фантастика, необычные обстоятельства, событийность, детективность, наличие приключенческого элемента, яркий герой, и совсем не привлекают душевные и физические страдания, нравственные искания и смерть».

Значение классической литературы в жизни современного человека Чтение русских классиков необходимо для понимания родной культуры Любую культуру стоит познавать, в первую очередь, через ее литературное наследие. И следует помнить, что, рождаясь, человек не получает все знания и представления о своей стране вместе с гражданством. Благодаря русским классикам мы узнаем историю, чувствуем атмосферу прошедших времен и порой с горечью осознаем: с тех пор мало что изменилось. 2. Классики помогают лучше разбираться в психологии Русская классика богата человеческими образами, глубоко психологична и волей-неволей заставляет размышлять о причинах и следствиях. Из-за чего Анна Каренина бросилась под поезд? Почему Раскольников не потратил награбленное? Как Наташу Ростову угораздило предать Болконского? Что не так с Обломовым? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы способствует лучшему пониманию человека в принципе, а заодно и себя самого.

3. Классические книги заставляют читателя думать, обогащать словарный запас Русская литература сложна – это факт, но совсем не обязательно минус. Классические произведения, объемные и многослойные, с большим количеством сюжетных линий, второстепенных персонажей и скрытых смыслов, заставляют читателя внимательно изучать текст, удерживать в голове множество подробностей, возвращаться назад и анализировать прочитанное. Все это развивает внимание и мышление. 4. Знание русской литературы пригодится при знакомстве с другими произведениями Отсылки к русским классикам встречаются не только в современной литературе, как отечественной, так и зарубежной, но и в кино. Да-да, среди наших классиков есть гиганты, которые известны и любимы во всем мире, и часто для иностранцев Россия – это прежде всего Толстой и Достоевский. Русские писатели, пишущие в наши дни, тоже любят поиграть с классическими сюжетами, сделать изящную отсылку на великое произведение. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» экранизировался более 10 раз в разных странах мира и это только самые известные постановки.

Мы проверили репертуар новосибирских театров и обнаружили, что классические произведения не сходят с театральных подмостков и только в феврале-марте будут представлены зрителю следующие спектакли: «Глобус» • «Алые паруса» • «Каштанка» «Красный факел» • «Безумный день Фигаро» • «Есенин»

Известные люди о классической литературе   Обратимся к телевизионным информационным и интернет источникам, чтобы исследовать, есть ли у известных современных людей любимые писатели-классики и какие книги сыграли в их жизни большую роль. Елена Сафонова: Достоевский Алексей Булдаков: Булгаков, Достоевский, Толстой, Островский Лариса Гузеева: Бунин, Булгаков Владимир Вдовиченков: И.Бунин, Довлатов Галина Польских : Достоевский, Чехов Алла Демидова, актриса : Пушкин, Ахматова, Бродский Игорь Корнелюк, композитор, певец: Булгаков, Толстой, Чехов, Тургенев

Сергей Безруков, актер: «Очень важно было после нашумевшего сериала «Бригада», который всколыхнул молодежь по всей стране, обратить внимание на русскую классику. Мне важно то, что молодой человек воспитывается и на классике. Классика – это основа, это база. Если на мой спектакль приходит молодежь и за четыре часа сценического времени успевает заново полюбить А.С.Пушкина, - это моя победа.» Орландо Блум о романе "Братья Карамазовы": "Первый роман Достоевского, который я прочитал. Он оказался довольно трудным и тяжёлым, и несколько раз у меня было огромное желание бросить эту книгу и забыть о ней. Но я рад, что противостоял этому желанию и прочёл-таки роман до конца". В 2008 году папарацци поймали Блума с книгой Достоевского в Центральном парке Нью-Йорка в перерыве на съёмках картины "Нью-Йорк, я люблю тебя". Дэниел Рэдклифф увлёкся русской литературой в 14 лет, когда впервые прочитал "Преступление и наказание". Потом он продолжил знакомиться с Достоевским, прочитав "Записки из подполья", "Идиота". Он также читал Замятина и Гоголя. Дэниел Рэдклифф о своём любимом романе: "Мастер и Маргарита" - моя самая любимая книга в мире. Для меня это величайшее исследование человеческого воображения, эта книга о прощении, жизни и истории, это самая невероятная книга, которую я когда-либо читал. Я прочитал ее один раз, а потом почти сразу же прочитал еще раз".

Галина Волчек (режиссер): «Чехов, пожалуй, единственный русский писатель, которого присвоил весь мир. Он стал «своим» для всего мира от Японии до Бразилии, потому что как никто другой сумел полюбить и принять человека со всеми радостями и бедами, достоинствами и пороками» 27 марта 2011 г.,

Владимир Познер (политический обозреватель) о книге М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Известно, что легко объяснить, почему не любишь кого-то или что-то, но крайне трудно объяснить, почему любишь.  Так и в отношении «Мастера…» Объяснение только одно, хотя и довольно слабое: здесь все, от первого до последнего слова, греет мою душу, вызывает чувство радости, восторга. Проще говоря, это моё. Эта книга даже вытеснила с первого места в моем сердце «Маленького Принца»»

Заключение В наше время молодежь все меньше и меньше читает классику и не старается в чем-то походить на героев классической литературы. А в них есть много хороших качеств, например, доброта, честность, порядочность, любовь к Родине, к людям, уважение, терпеливость, старание и многое другое. Школьники, в основном, читают классику только по школьной программе. Молодежи не хочется читать книги не только классические, но и современные. Поскольку они читают мало классической литературы, то, следовательно, не хотят быть похожими на замечательных героев её произведений. И все чаще современная молодежь стремится все сделать для себя, а не для окружающих её людей. Классики же, наоборот, стремились сделать жизнь людей лучше, звали вперед, стремились знать как можно больше. Классическая литература, как выяснилось, влияет на людей положительно. Она открывает для них что-то новое, необычное. Прочитав произведения известных писателей, они извлекают умные мысли и жизненный опыт.Т. о. нами подтверждена гипотеза: Если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию. Известные и авторитетные люди, как видим, воспитывались на классической русской и зарубежной литературе, на шедеврах детской классики. Многие из них читают классику и сейчас. Думается, что книга играет огромную роль в их жизни, роль друга, советчика и источника знаний о жизни.