Индивидуальная образовательная программа «Программа развития толерантности в общении»

3
0
Материал опубликован 9 June 2017

Программа развития толерантности в общении

1. Пояснительная записка

Актуальность программы. Толерантность педагогу необходима для установления контакта с обучающимися. Только толерантный преподаватель сумеет установить субъект-субъектные взаимоотношения с учениками (студентами), решить проблемы нетерпимости в студенческой группе, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью. А значит, преподаватель должен считаться с мнением, интересами, проблемами обучающихся.

Целевая группы. Педагоги высшей школы, работающие со студентами вузов и колледжей. Возраст: 25-35 лет. Пол: женский и мужской. Количественный состав: до 10 человек. Особенности: молодые педагоги, испытывающие затруднения в общении со студентами, установлении контакта со студенческой группой, восприятием студента как субъекта образовательного процесса.

Цель программы. Развить в молодых педагогах толерантность в общении с обучающимися.

Задачи:

развить способность молодых специалистов объективно оценивать студентов разных национальностей, вероисповедания и социального положения;

научить доносить сообщения, высказывать свое мнение и отношение к проблеме (предмету изучения) не задевая чувства студентов разных национальной, вероисповедания и социального положения;

научить общаться со студентами разных национальностей, вероисповедания, социального положения с одинаковым уважением, узнавать их интересы (это поможет для выбора форм лекции (семинара), подборки примеров для занятий).

Ожидаемые результаты.

Преподаватель будет легче находить контакт со студентами разных национальностей, вероисповедания, социального положения.

Преподаватель научится доносить сообщения, высказывать свое мнение и отношение к проблеме (предмету изучения) не задевая чувства студентов разных национальной, вероисповедания и социального положения.

Станет меньше или совсем не будет конфликтов между преподавателем и студентами.

Необходимые ресурсы: методические рекомендации, научно-методическая литература, компьютерная техника, обучающий фильм (для наглядной демонстрации толерантности в общении), аудитория для лекционных и практических занятий.

Продолжительность программы: 1 месяц.

Теоретические положения

Педагогическая толерантностьтерпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Толерантность в общении – уважение к партеру по общению, принятие и правильное понимание его культуры, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство.

Субъект-субъектные отношенияэто тип отношений, складывающихся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в сохранении позиции обучающегося как объекта воздействия.

3. Тематический план занятий

Наименование раздела, модуля, темы

Количество часов

1

Модуль 1. Способы развития толерантности в общении

Тема 1. Принципы, методы и способы обучения толерантному общению

2 часа

2

Модуль 1. Способы развития толерантности в общении

Тема 2. Тренинг. Формирование толерантного общения в системе «Преподаватель-студент»

2 часа

3

Модуль 1. Способы развития толерантности в общении

Тема 3. Толерантность в общении как основополагающий компонент образовательного процесса

2 часа

4. Содержание программы по разделам, темам, модулям

Тема занятия: Принципы, методы и способы обучения толерантному общению

Цель: ознакомиться с принципами, методами и способами толерантного общения.

Основное содержание: Что такое толерантность в общении . Как она влияет на установление контакта с аудиторией. Что мешает быть толерантным.

Формы и методы работы: групповая работа. Лекция.

Реквизит: презентация, раздаточный материал.

Тема занятия: Тренинг. Формирование толерантного общения в системе «Преподаватель-студент»

Цель: провести тренинг, способствующий развитию толерантности в общении.

Основное содержание: Проведение тренинга, который способствует развитию толерантности в общении.

Техника “Я – сообщение” состоит из трёх основных частей:

события (когда.., если...);

реакция (я чувствую...);

предпочитаемого вами исхода (мне хотелось бы, чтобы..., я предпочёл...., я был бы рад).

Первоочередная цель “Я – сообщение” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. Противоположным вариантом “Я – сообщения” является “Ты – высказывание”.

Ты – высказывание” часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый: “Ты всегда разбрасываешь свои вещи”, “Ты неисправим”. Примеры.

ситуация

Ты - высказывание

Я - сообщение

Студент выпрашивает у преподавателя зачет

Ты мне надоел! Готовьтесь к зачету немедленно!

Я очень расстроена вашим поведением. Мне приятно общаться с вами и ставить вам зачеты, но сейчас я не могу этого позволить, так как вы не готовы.

Студент дерзит преподавателю, отказывается следовать общепринятым правилам.

Какой плохой студент! Ты будешь оставлен после пар!

Мне неприятно, что вы так себя ведете. У меня пропадает желание с вами общаться!

Ситуации для самостоятельного анализа педагогов:

«Студент не выполняет просьбы педагога»

«Студент постоянно обижает других детей»

«Студент незаинтересованный»

Формы и методы работы: Групповая и индивидуальная работа. Тренинг.

 Реквизит: листы бумаги, карандаши.

Тема занятия: Толерантность в общении как основополагающий компонент образовательного процесса

Цель: Ознакомить с понятием «толерантность», его составляющими.

Основное содержание: толерантность в общении, субъкт-субъетные отношения.

Формы и методы работы: Групповая работа. Лекции

Реквизит: обучающий фильм.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.