Программа «Формирование толерантности у младших школьников в ходе реализации программы социального развития «Я - человек» или «Человековедение»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Пролетарского района города Твери
__________________________________________________________
170024, г.Тверь, пр.Ленина, д.16 тел. (4822) – 44-43-94
Формирование толерантности у младших школьников
в ходе реализации программы социального развития
«Я - человек» или «Человековедение»
Срок реализации: от 1 года до 4 лет
Возраст детей: 6 – 10 лет
Номинация:
Тематическая программа внеурочной деятельности.
Выполнила: Луценко Марина Евгеньевна.,
учитель начальных классов высшей категории
МОУ СОШ 20 г.Твери
Примечание: для педагогов начального образования
Тверь, 2017
Введение.
«Воспитание – это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин.
Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений."
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Пояснительная записка к программе
Формирование толерантности у младших школьников
в ходе реализации программы социального развития
«Я - человек» или «Человековедение»
«Если я чем- то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю»
А. де Сент-Экзюпери
В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая человеческая личность. Важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем обществе в целом. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости.
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.
Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Практическая подготовленность ребенка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях. Именно это способствует формированию гражданской индентичности обучающихся.
Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе заключаются в :
-раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;
-предупреждение интолерантности;
-организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
-формировании у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;
-развитии толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;
-развитии умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;
-конструктивном выходе из конфликтных ситуаций ; ненасильственном выражении своих чувств и переживаний;
- построении своего поведения и деятельности на ненасильственной основе; доверии к другому человеку;
Актуальность выбранной проблемы
формирования толерантности у младших школьников
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. Это актуальная задача может решаться уже в начальной школе.
Младший школьный возраст – время, когда есть большие возможности для того, чтобы у ребенка формировались ценные качества личности. Успешное овладение в школе разнообразным кругом знаний создает у младшего школьника хорошее эмоциональное самочувствие.
С воспитанием в нас закладывается, что различных людей нужно воспринимать такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями, стереотипами поведения. Однако в реальной жизни часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Итогом моих размышлений по проблеме формирования толерантности стала разработка, апробация и внедрение в школьную жизнь курса по «Формированию толерантности у младших школьников в ходе реализации программы духовно-нравственного воспитания «Я - человек» или «Человековедение».
Данный курс представляет программу информационных, практических, мониторинговых занятий и социально-значимых видов деятельности для формирования толерантности, как качества гуманистической направленности личности. Занятия содействуют распространению социальных образцов толерантности, практическому приобщению к культуре толерантности младшего школьника; формируют личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимоуважения.
Поступки детей, их взаимоотношения в кругу сверстников постоянно оцениваются с духовно-нравственной стороны. Отношения детей к нравственным и общечеловеческим ценностям можно сформировать. Мы должны подготовить его к тем жизненным ситуациям, которые ему незнакомы и с которыми он может встретиться в жизни.
Большой запас духовно-нравственных представлений, получаемых в ходе реализации данного курса, позволит младшему школьнику иметь ориентир для выбора способа поведения в новых для него ситуациях.
Предполагаемый результат реализации программы
Среди учащихся снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия.
Изменится восприятие учащимися себя и других людей, что отразится на уменьшении различных разногласий.
Возрастет осознание себя частью классного коллектива.
Осуществится признание многообразия культур.
Укрепятся связи поколений.
Возрастет взаимопонимание и доверие между учителем, учениками и их родителями.
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4-х лет. В программе воспитания, где главным направлением является толерантность, мы опираемся на личностно – ориентированный и деятельностный подход.
Данный курс содержит программу занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.
Основная цель программы
- содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста;
- способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «толерантность» и его составными частями: уважение, доброта, сопереживание, дружба, понимание, поддержка, терпимость.
2. Развивать эмпатические и коммуникативные способности; умение предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
3. Способствовать применению навыков толерантного поведения в повседневной жизни в школе и за ее пределами.
Данная программа предназначена помочь школьнику познать себя, окружающих людей, свой город, свою страну, свою планету т.е познать социальный мир и свое место в нем. Она позволит ребенку приоткрыть тайну функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей; о том, как велика наша планета, как появились люди на Земле. Как они живут сейчас, познакомит детей с их правами и обязанностями.
Это программа социального воспитания младшего школьника, способствующая его общему развитию.
Стержнем программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включиться в процесс самовоспитания.
Творческий потенциал личности младшего школьника формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.
Разрабатывая данную программу, я учитывала, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступком.
Было бы неверным рассматривать воспитание толерантности как особый раздел социально-нравственного воспитания. Ведь нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявления толерантности связаны с отношением к обществу, окружающим людям, к вещам и к самому себе.
Апробация:
Программа «Я - человек» проверена в практике работы с учащимися младших классов средней школы № 20 г.Твери в период с 2011 по 2017 годы.
Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь современного школьника.
Формы работы с учащимися:
А) индивидуальная
Б) групповая
В) фронтальная
Предпочтительны следующие методы работы:
-Поисково-экспериментальный
-Продуктивный
-Проблемный
В ходе реализации программы используются дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.
Построение программы
«Я - Человек» или «Человековедение».
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других.
Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:
1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый
человек - уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);
3) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
4) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество);
Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Программа «Я - человек» включает 4 больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.
Что я знаю о себе
( Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки, мои умения. Моя родословная, Моя семья. Моя страна. Я - как гражданин и патриот. )
Цель раздела – формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенности в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.
Требования к уровню усвоения раздела:
- называть и показывать, объясняя назначение частей тела и органов
Чувств;
-замечать ярко выраженное настроение взрослых и детей, уметь управлять своим настроением, чувствами, предвидеть последствия поступков. слов;
- знать родственные связи и свою социальную роль, устанавливая различия между людьми как преимущество, взаимообогащение;
-иметь представление о «Декларации прав ребенка» и понимать необходимость ее соблюдения взрослыми и детьми;
-анализировать и оценивать поведение свое и других людей, уметь дружить, не обижать сверстников и младших детей.
Кто такие взрослые.
(Взрослые и дети. Зачем и как работают взрослые, отдыхают. Их права и обязанности, закрепленные в Конституции страны)
Цель раздела – поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Требования к уровню усвоения раздела:
- знать и понимать что дети становятся взрослыми, взрослые были
детьми;
- осознавать, что взрослым и детям нужно заботиться друг о друге, бережно относиться к старым людям, уважать их, помогать им;
-уметь с пользой использовать свое свободное время, осознавая, что человек получает радость от добросовестного творческого труда;
-оценивать положительные и негативные поступки взрослых и детей.
Человек-творец.
(Человек- творец вещей, произведений искусства, хранитель природы, традиций и обычаев государства и народностей )
Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.
Требования к уровню усвоения раздела:
- знать и понимать, что человек умеет трудиться творчески, может делать открытия, создавать новое;
-уметь оценивать творческое начало в личности любого человека;
-иметь представление об отношении человека к природе и ее развитие;
-знать настоящее, прошлое и будущее некоторых предметов;
- понимать зачем природа нужна человеку и зачем человек нужен природе;
-владеть информацией об ученых, изобретателях и их открытиях;
-оказывать посильную помощь в уходе за растениями и животными, ремонте техники и оборудовании.
4.Земля – наш общий дом
(Что такое Земля, какие люди живут на ней, как заселили. Моя страна, мой народ. Государство и общество людей) рувствам, мнениям, идеям, верова000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности . культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, своей страны.
Требования к уровню усвоения раздела:
- объяснять, почему Земля- наш общий дом, понимая что на планете живет много разных людей, похожих и в тоже время очень отличающихся друг от друга;
-знать разные версии происхождения человека на Земле, объяснять свою точку зрения; -дружить со всеми детьми, независимо от их национальности, цвета кожи. -устанавливать причинно-следственные связи необходимости знакомства с обычаями и традициями других народов, изучением иностранных языков; -уметь рассказывать о своей стране, своем городе, понимая что и другие страны находятся на Земле – нашей планете.
Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.
1 блок – образовательно-воспитательный (познавательный), представлен системой классных часов, диспутов, бесед. Приведу лишь некоторые обсуждаемые темы:
№ п\п |
Название занятий |
Основная цель |
1. |
Кто я такой? |
Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе(ф.и.о., дом.адрес, национальность и пр.) |
2. |
Мальчики и девочки. |
Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении. |
3. |
Я среди людей. |
Развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений. |
4. |
Привычки хорошие и плохие. |
Раскрыть значение слова «привычка», развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке. |
5. |
Зачем нужны правила? |
Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять. |
6. |
Нарочно и нечаянно. |
Развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров. |
7. |
Учусь прощать. |
Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый». |
8. |
Учусь думать и поступать по-своему. |
Развить в детях чувство собственного достоинства, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого. |
9. |
Зачем нужен друг? |
Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях. |
10. |
Учусь сочувствовать. |
Закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь. |
11. |
Почему бывают драки? |
Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации. |
2 блок – эмоционально-волевой (тренинговый). Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формируем в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений. Предложим некоторые из них:
«Дружба начинается с улыбки»: Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Тренируем эмоции»: Школьники должны попробовать: – нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек; улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок; - позлиться, как человек, которого ударили; - испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.
Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении. .
3 блок – диагностико-исследовательский (мониторинговый).
Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.
1) Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.
2) Толерантные чувства, качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию, миролюбие, чувство собственного достоинства, чувство солидарности и единства, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность, чувство товарищества.
3)Толерантное поведение как поведение на ненасильственной основе: позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать. Это концепция воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя цель - развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; подходы к воспитанию данного качества у ученика начальной школы (личностно-ориентированный, гуманистический, коммуникативно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления деятельности; систему педагогических средств; критерии и показатели сформированности толерантности, а также диагностику сформированности терпимости.
Таблица № 1.
Критерии |
Ф.и. ребенка |
Ф.и. ребенка |
Ф.и. ребенка |
Ф.и. ребенка |
Общительный, легко контактирует с детьми |
|
|||
Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети |
||||
Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами |
||||
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт |
||||
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один «другие дети равнодушны к нему» |
||||
Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их |
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Ведение личного «Дневника роста», наблюдения учителя и родителей, анкетирование и диагностирование развития ребенка в социально-нравственном плане помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Так успешность социальных контактов я отслеживаю вот в такой таблице № 1. (см. выше)
Результатом успешной реализации данной концепции является высокий уровень толерантности личности младшего школьника.
4 блок – социально-значимый (деятельный) предполагает участие детей в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности:
«Помоги детям из детского дома», «Поздравь ветерана», «Я - гражданин России», « В единстве народов наша сила», « Мы – патриоты»,
«Ярмарка благотворительности», где каждый школьник может реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие способности. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.
Толерантность - интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.
Заключение
Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.
Я надеюсь, что предлагаемая мной программа будет способствовать воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развиваться и чувствовать себя Человеком детей младшего школьного возраста. Хотелось бы, чтобы взросление учащихся ложилось на здоровую почву и собственное нравственное « толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих ценностей.
Толерантность важна в индивидуально-личностном развитии, в социализации и обучении. Принцип толерантности в образовании дает возможности личностного самообразования, активное усвоение разных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. И может быть, толерантность займет свое место в жизни детей уже и в наши дни.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Таким образом, «толерантность» - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям
Список литературы:
1. Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир. М., 1981 г
2. Бузи Р.С. Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у детей. М.,
1989 г.
3. Гришин Д, Терентьев А. Уроки нравственности. Тула,1973 г.
4. Декларация прав ребенка. Основные международные документы. М.,
1992 г.
5. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. М., 1996 г.
6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., 1994 г.
7. Козлова С.А. Программа социального развития ребенка «Я – человек».М., 2004 г.
8. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет.М., 2007 г.
9. Паламарь Л. Мудрость общения – как построить свое Я. М., 1991г.
10.Эрик Эриксон. Детство и общество. С-Пт.,2000г.
11. Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы // Классный руководитель – 2006 - № 4 – с.77 – 80.