Публикации автора (17)
Наблюдение из окна.
У меня оставалось еще минут двадцать до репетиторства, и я пошла на кухню - то ли выпить воды, то ли перекусить, а заодно и посмотреть температуру на улице. Наступали крещенские морозы, и прогноз на неделю давали с довольно низкими температурами. Природа брала все-таки свое. А зима в этом году пришла теплая и без снега, завьюжило только накануне. Под окном возле трансформаторной будки как попало были брошены елки с остатками новогодней мишуры. Маленький мальчик в зеленом комбинезоне лет четырех-пяти не больше изо всех своих детских сил по одной подтаскивал их к сугробу и поднимал на него. Я подумала, что он решил навести порядок и сложить их в одно место, как учит мама складывать игрушки. Но почему именно на сугробе? Ну, наверное, такой был замысел игры.
Довольно много ошибок и неслучайных оговорок учащихся связано с силой веса. Само словосочетание «сила веса» не очень привычно, т.к. мы (учителя, авторы учебников и задачников, методических пособий и справочной литературы) более привыкли говорить и писать «вес тела». Тем самым, уже само словосочетание уводит нас от понятия того, что вес – сила, и приводит к тому, что вес тела путают с массой тела (в магазине часто слышим, когда просят взвесить сколько-то килограммов продукта). Вторая распространенная ошибка учащихся заключается в том, что силу веса путают с силой тяжести. Попытаемся же разобраться с силой веса на уровне школьного учебника.
Послесловие к уроку.
Сразу хочу признаться и покаяться в своем неоправданно легкомысленном на протяжении многих лет отношении к уроку в 9-м математическом классе по теме «Прямолинейное и криволинейное движение» (про базовый уровень не говорю). Ему предписывалась некая вводная роль к основному и достаточно сложному для девятиклассников материалу (надо сказать, что любой материал в школьной физике, связанный с векторами, идет трудно, начиная с седьмого класса) из § 19 [1] по описанию движения тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Из путевых заметок
Это было в Каннах. В ночь традиционного летнего фейерверка (шоу было фантастическое и завораживающее, к сожалению, не помню уже, какой страны) нас оставили в городе до одиннадцати часов вечера. Чтобы скоротать время мы с подругой решили наконец-то осуществить свою давнюю мечту. А именно: как приличные люди посидеть в каком-нибудь ресторанчике или кафе на улице с бокалом французского вина, чашечной кофе…, ощутить счастье быть здесь и сейчас, а так же свою принадлежность, хотя бы мнимую, к неторопливым, ощущающим себя везде дома, иностранцам. Мы выбрали, на наш взгляд, достойное заведение, на набережной недалеко от памятника Жанне д'Арк, нерешительно сели за столик и приготовились сделать заказ. Нет, робость наша проистекала не оттого, что у нас было мало денег.
Физика бывает гораздо ближе к нам, чем мы думаем.
Н.И. Кондаков в логическом словаре-справочнике дает такое определение аналогии (греч. analogia - соответствие, сходство): это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем предметов таких, которые в целом различны.
Если верить нравственным письмам Сенеки, наблюдая современную действительность, можно сделать мало оптимистичный вывод - психология человека почти не изменилась за двадцать веков. Физика же прошла несравненно больший путь. Что за тайна такая бытия?
Представлен алгоритм технологического планирования учебного материала учителя, технологической карты ученика.
О задачах и не только.
– Ну, давай, Маша, иди к доске!
Физичка знала, что эту задачу если кто и решит в классе, то только Маша Забелина, но та сидела с отрешенным видом и абсолютно пустыми глазами. Настя ткнула под партой подругу ногой и показала взглядом на доску. Понятно, надо идти и надо решать. Маша аккуратно, не спеша, практически сползла со стула, стараясь не зацепиться за сидение – она всегда делала затяжки на колготках именно в кабинете физики. Стулья в прошлом году сменили, но количество затяжек, почему-то не уменьшилось…
Немного об информации и о работе с ней на уроках физики.
Урок по теме в тонких пленках (пластинках) неравной толщины (мыльные пузыри, плоский, мыльный клин, кольца Ньютона). 11 класс.