Разработка урока физики «Сила трения» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 2 February 2016

Разработка урока «Сила трения»

Задорожная С.В.

Класс: 7 класс

Раздел программы: «Взаимодействие тел»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид:  получение новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: первичное знакомство с силой трения, видами  сухого трения, выявление причины возникновения силы трения, факторов, от которых зависит ее величина, начать разговор о роли трения в природе и технике.

Развивающие: развивать внимание; логическое мышление; умение преобразовывать информацию, формировать представление о процессе научного познания; развивать умения выдвигать гипотезы, планировать эксперимент; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Воспитательные:  развивать коммуникативные навыки, воспитывать умение работать в паре, прививать культуру умственного труда.

Урок № 3.19

Тема урока    «Сила трения»

Образовательные цели

Первичное знакомство с силой трения, выявление причины возникновения силы трения, факторов, от которых зависит ее величина, начать разговор о роли трения в природе и технике.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

  1. Привести примеры сил трения в природе и технике.
  2. Решить задачи  Л*№ 400-404, 412.

Домашнее задание

§ 30,  вопросы, характеристика силы трения по плану, Л№ 417, 420, 426

 

Приборы и материалы для учителя: интерактивная доска, графопроектор,  плитки Иогансона на штативе, бруски деревянные – параллелепипед и цилиндр, чувствительный динамометр.

План деятельности учителя

1.     Постановка задачи перед  учащимися до демонстрации учебного фильма  - определить тему урока и цели  урока, и демонстрация фильма «Сила трения»

(ЦОР.  Программы Физикона. Физика 7-11. Сила   трения.)

    

Предполагаемые ответы учитель записывает на интерактивной доске в одной стороны и для сравнения дает свой план урока на другой стороне, используется функция «шторка».

  1. «Сила трения»
  2. Почему возникает сила трения, куда направлена, виды силы трения.
  3. Изучить силу трения.

 2. План урока

1.     Что такое сила трения?

2.     Когда и почему возникает сила трения?

3.     Куда направлена и приложена сила трения?

4.     Какие виды сил трения бывают?

5.     Сила трения скольжения и качения при одних и тех же условиях.

6.     Как измерить силу трения?

7.     От чего зависит и не зависит сила трения?

(подчеркнуть в плане, каких ответов не было в фильме, одновременно вспоминая ответы данные, выделяем пункты № 2, 3, 6, 7  и начинаем работать с ними подробнее)

  1. Л. № 400-404, 412

(ответить на вопросы в задачах и проанализировать примеры с точки зрения вредности и полезности трения)

 

Какова же наша задача?

 (познакомиться с силой трения, дать характеристику силе трения)

3. Организация работы по плану урока

    - Вместе с учащимися даем определение силы трения – по фильму.

    - ответ на вопрос, когда возникает сила трения по фильму.

    - размышляем – почему возникает сила трения, в чем причина?

Гипотеза № 1 – в шероховатости поверхностей

(проверяем руками поверхности стола, книги, сумки и т.д., анализируем рисунок**, в моем классе  более 50% детей имеют смешанный тип восприятия и примерно 25% кинестетиков)

 

 

   

      

Бугорки и впадины  препятствуют относительному движению.

Отшлифуем поверхности!

Гипотеза №2 –в  молекулярном притяжении

Опыт с измерительными плитками Иогансона.

На штативе укреплена одна плитка. На вторую  плитку одевается проволочная петля, обе плитки протираются перед опытом раствором спирта и придавливаются друг к другу. Так как они зеркально отшлифованы, то сдвинуть их относительно друг друга очень тяжело. Крючком динамометра тянем за петлю, сила очень велика, с трудом сдвигаем плитку. Почему? (Так как плитки небольших размеров, для наглядности опыт проводим в теневой проекции графопроектора)

Общий вывод: причиной силы трения является шероховатость поверхностей и молекулярное притяжение.

   - ответ на вопросы куда направлена и приложена сила трения, и какие силы трения бывают,  учащиеся дают по фильму.

      Выполняем схему на интерактивной доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- чем отличаются эти силы трения, размышляем вместе, используя информацию из фильма.

- сравниваем силу трения качения и скольжения.

             Что выгоднее: качение или скольжение?

 

 

 

-

 

 

-  как измерить силу трения?

 

           На интерактивной доске делаем чертеж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Для измерения силы трения используем динамометр, двигаем его равномерно.

 

        От чего же зависит и не зависит сила трения?

                       (вопросы Леонардо да Винчи)

  Итальянский ученый
  и художник  Леонардо да Винчи (15 век)

 

 

 

 

- постановка задачи для экспериментов.

По приборам на столах учащиеся должны догадаться, что проверять и как это делать.

Идет выдвижение гипотез каждым рядом и их проверка и обобщение результатов работы:

Вывод: Сила трения зависит от рода соприкасающихся поверхностей, от прижимающей силы и не зависит от площади соприкосновения.

- решаем задачи  Л. № 400-404, 412

       (необходимо ответить на вопросы в задачах и проанализировать примеры с точки зрения вредности и полезности трения)

- подводим итоги  урока, отвечаем на вопрос, выполнили задачу,   поставленную на уроке?  

  - рефлексия: по схеме характеристики силы:

   Поставить «+», если можешь ответить на пункт           характеристики. Если «+» больше  пяти, то задача урока учащимся решена.

сделать или подготовиться к выполнению характеристики силы трения.

Приборы и материалы для учащихся: технологическая карта, динамометры демонстрационные, бруски деревянные, грузы, наждачная бумага.

План деятельности учащихся

1.     Просмотреть учебный фильм и ответить на вопросы:

- какая тема сегодняшнего урока?

- какие вопросы будем рассматривать сегодня на уроке?

- какова задача нашего урока?

2. Сравнить свои ответы на вопросы с планом учителя.

3. О чем не было сказано в фильме?

4. Сформулировать задачи урока.

5. Попытаться выявить причины возникновения силы трения.

6. Объяснить опыт с металлическими пластинами.

7. Сделать общий вывод, почему возникает сила трения.

8.Ответить на вопросы 4 и 5 по фильму

9.     Выдвинуть предположение   - Как измерить силу трения и сделать чертеж.

10.                        Провести исследование:

 

От  чего зависит и от чего не зависит сила трения?

 

1 ряд

 

2 ряд

3 ряд

Динамометр, деревянный брусок, лист белой бумаги, лист наждачной бумаги

Динамометр, деревянный брусок, грузики по 100г.

Динамометр, деревянный брусок

Гипотеза?

Зависит от рода соприкасающихся поверхностей

Гипотеза?

Зависит от прижимающей силы.

 

Гипотеза?

Не зависит от площади соприкосновения.

 

План работы:  вывод

 

План работы, вывод

План работы, вывод

 

11.                       Обобщить выводы.

12.                        Решить задачи Л. № 400-404, 412

       (ответить на вопросы в задачах и проанализировать примеры с точки зрения вредности и полезности трения)

13.                        Подведение итогов работы: решены ли задачи урока?

14.                        Посмотреть  план характеристики силы, на какие вопросы можно уже ответить?

               Поставить «+», если можешь ответить на пункт           характеристики. Если «+» больше  пяти задача урока учащимся решена.

        

              План характеристики силы   

1.     Определить вид взаимодействия, к которому относится данная сила.

2.     Каковы условия возникновения силы?

3.     Куда сила приложена?

4.     Куда направлена сила?

5.     От чего зависит направление силы?

6.     От чего зависит величина силы?

7.     Общая формула для расчета силы.

8.     Постоянный коэффициент в формуле и его физический смыл.

 

*В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.

**Все  рисунки в разработке найдены учениками в Интернете.

Технологическая  карта учащегося.

Физика. 7 класс.  Урок № 3.19.

Домашнее задание: § 30, характеристика силы трения по плану, маленькие сообщения: трение полезно, трение вредно, Л№ 417, 420, 426

План деятельности учащихся на уроке

1.     Просмотреть учебный фильм и ответить на вопросы:

- какая тема сегодняшнего урока?

- какие вопросы будем рассматривать сегодня на уроке?

- о чем говорят последние кадры фильма?

         2. Записать тему урока в тетрадь.

         3. Сравнить свои ответы на вопросы с планом учителя.

         4. О чем не было сказано в фильме?

         5. Сформулировать задачу урока.

         6. Попытаться выявить причины возникновения силы трения.

Провести исследование:

 

От  чего зависит и от чего не зависит сила трения?

Учащиеся

 

 

1 ряд

 

2 ряд

3 ряд

Оборудование

Динамометр, деревянный брусок, лист белой бумаги, лист наждачной бумаги

Динамометр, деревянный брусок, грузики по 100г.

Динамометр, деревянный брусок

Гипотеза

 

 

План работы

Результаты   Выводы  

 

 

 

 

 

7.     Решить задачи Л. № 400-404, 412

       (ответить на вопросы в задачах и проанализировать примеры с точки зрения вредности и полезности трения)

8.     Подведение итогов работы: решены ли задачи урока?

9.     Посмотреть  план характеристики силы, на какие вопросы можно уже ответить?

               Поставить «+», если можешь ответить на пункт характеристики. Если «+» больше  пяти, то задача урока тобой решена.

            План  составления характеристики силы.

1.    Определить вид взаимодействия, к которому относится данная сила.

2.    Каковы условия возникновения силы?

3.    Куда сила приложена?

4.    Куда направлена сила?

5.     От чего зависит направление силы?

6.    От чего зависит величина силы?

7.    Общая формула для расчета силы.

8.     Постоянный коэффициент в формуле и его физический смыл.

                  

Комментарии
Комментариев пока нет.