Творчество А.С. Пушкина на уроках биологии и химии
Коллеги, поделитесь своими находками по использованию творчества А.С. Пушкина на уроках естественного цикла
Дискуссию начал(а) Манина Ольга Борисовна12.07.2017 3364
Опубликовано в группе «Интегрированный урок – «воспитание в процессе жизни»»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Манина Ольга Борисовна
#1, 12.07.2017
Собираю материал по использованию творчества А.С. Пушкина на уроках химии и биологии. Использовала найденный материал на уроках химии по темам "Соединения фосфора" в 9 классе, "Нефть" в 10классе. Возможно у Вас, коллеги, есть свои находки.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#2, 12.07.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Манина Ольга Борисовна
А как? Хоть намек, хоть идею, Ольга Борисовна!
Туголукова Елена Николаевна
#14, 13.07.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Манина Ольга Борисовна
Мы с детьми писали работу "Устойчивые выражения русского языка и биология". Да, не Пушкин, но тоже интересно!
Манина Ольга Борисовна
#16, 13.07.2017
Ответ на сообщение #2 пользователя Лихина Елена Викторовна
На уроке по теме «Нефть» объясняется процесс ароматизации нефти и роль Н.Д. Зелинского Учащиеся узнают об интересном факте его биографии: любимое произведения Н.Д. Зелинского
« К Чаадаеву» А.С.Пушкина. Зачитываю отрывок.
« К Чаадаеву» А.С.Пушкина. Зачитываю отрывок.
Отредактировано 13-07-2017 16:44
Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#3, 12.07.2017
Ботаника (Водоросли).
Предположите, о каких растениях идет речь.
“Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морскою”
Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
Предположите, о каких растениях идет речь.
“Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морскою”
Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
Отредактировано 12-07-2017 18:11
Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#4, 12.07.2017
Зоология (Класс Рыбы).
Как рыбы общаются между собой?
“Удивился старик, испугался;
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила”
А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
Как рыбы общаются между собой?
“Удивился старик, испугался;
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила”
А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
Отредактировано 12-07-2017 18:11
Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#5, 12.07.2017
Общая биология (основы экологии).
О каких экологических сообществах идет речь?
“Где море теплою водой
На пожелтелый мрамор плещет
И лавр и темный кипарис
На воле пышно разрослись…
…Печальный остров-берег дикой
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт”
А.С. Пушкин
О каких экологических сообществах идет речь?
“Где море теплою водой
На пожелтелый мрамор плещет
И лавр и темный кипарис
На воле пышно разрослись…
…Печальный остров-берег дикой
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт”
А.С. Пушкин
Отредактировано 12-07-2017 18:09
Елена Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 11 авг 2017 в 09:09
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#6, 12.07.2017
Не обижайтесь, но мне это кажется смешным. Пишу первое, что приходит на ум.
"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;(Биология: кого могла родить?)
"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;(Биология: кого могла родить?)
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#7, 12.07.2017
Ответ на сообщение #6 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Родила не то!::smile5::::smile5::::smile5::::smile5::
Отредактировано 12-07-2017 19:06
Надежда Владимировна Кучмина(эксперт сообщества)
#8, 12.07.2017
Ответ на сообщение #6 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Это генетика, наверное.::smile5:: Хромосомы что-то там попутались.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#10, 13.07.2017
Ответ на сообщение #8 пользователя Надежда Владимировна Кучмина
Ага, Европейская (в бОльшей мере канадская) толерантность в действии!
Дементьева Ирина Михайловна(эксперт сообщества)
#17, 13.07.2017
Ответ на сообщение #6 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Ну кого? Гермафродита! Гермафродитизм у человека. Интересная ссылка.
Мостовая Алевтина Николаевна
#34, 16.02.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
согласна
Надежда Владимировна Кучмина(эксперт сообщества)
#9, 12.07.2017
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
Анчар
Ботаника?
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
Анчар
Ботаника?
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#11, 13.07.2017
Ответ на сообщение #9 пользователя Надежда Владимировна Кучмина
Не знаю, как ботаника, но это мое любимое в детстве стихотворение Пушкина. Еще читать не умела...
Манина Ольга Борисовна
#12, 13.07.2017
Ответ на сообщение #9 пользователя Надежда Владимировна Кучмина
Надежда Владимировна, спасибо!!!
Этот отрывок можно использовать на уроке биологии в 6 классе по теме "Растительные сообщества"
Этот отрывок можно использовать на уроке биологии в 6 классе по теме "Растительные сообщества"
Надежда Владимировна Кучмина(эксперт сообщества)
#15, 13.07.2017
Ответ на сообщение #11 пользователя Лихина Елена Викторовна
Серьёзные стихи Вы в детстве читали.::smile0::
Светлана Александровна Максимова
#18, 29.07.2017
Ответ на сообщение #12 пользователя Манина Ольга Борисовна
Может, по теме "Круговорот в природе"??? Или "Растения - хищники"
Манина Ольга Борисовна
#20, 30.07.2017
Ответ на сообщение #18 пользователя Светлана Александровна Максимова
::smile1::::smile1::::smile1::
Карева Ольга Вячеславовна
#26, 11.08.2017
Ответ на сообщение #11 пользователя Лихина Елена Викторовна
Да, да. Тоже маму просила прочесть про Рапунка (И умер бедный РАБ У НОГ)::smile0::
Рябухина З.А.
#13, 13.07.2017
Интересно! Мне нравится еще и потому, что литературу повторяют
Манина Ольга Борисовна
#19, 30.07.2017
Ответ на сообщение #13 пользователя Рябухина З.А.
А можно сделать и наоборот: на уроке литературы повторить биологию.
Анчар –это род растений (семейство тутовых), относящихся к вечнозелёным деревьям или кустарникам. Выходит, он представляет собой близкого родственника шелковицы и
фикуса. Есть и некоторые ядовитые виды анчара. Следует отметить, что как внешний вид, так и среда произрастания этого дерева не похожи на то, что представлено в знаменитом стихотворении. Есть в природе древовидный можжевельник арча, нередко имеющий форму дерева с узловатой, крупноволокнистой
и довольно твёрдой древесиной. Встречается он в горах на каменистых почвах и скалах, где обычно не растет трава. Это растение не ядовито, но выглядит необычно для европейцев. Есть предположение, что поэт мог перепутать эти два растения или просто соединил их и представил в образе страшного дерева,
несущего смерть.
Анчар – это дерево, содержащее в своих листьях сок, при попадании которого на тело может появиться только нарыв на коже. Сильнейший яд антиарин можно получить лишь при
особой перегонке анчарного сока (научное название дерева – «антиарис»). Как раз туземцы и владели данным способом изготовления яда, длящегося более одной недели.
Известно, что в тропиках нет, как описано в стихотворении, «одиноко произрастающих» на песках деревьев. Что представляет собой тропический лес? Это множество самой
разнообразной растительности, деревьев, обвитых различными лианами. Анчар в пустыне не растет, тем более что почва для него нужна не скудная. Растет он в дружном соседстве с другой растительностью, которая от этого нисколько не
страдает. Есть, правда, некие «долины смерти» именно на Яве, сложенные из скоплений продуктов вулканической деятельности этих мест (пары серы и углекислый газ). Может быть, анчар пушкинский рос именно посреди одной из таких долин?
http://fb.ru/article/284709/anchar---eto-tropicheskoe-derevo-ili-kustarnik-opisanie-sreda-obitaniya-anchar---derevo-smerti
Анчар –это род растений (семейство тутовых), относящихся к вечнозелёным деревьям или кустарникам. Выходит, он представляет собой близкого родственника шелковицы и
фикуса. Есть и некоторые ядовитые виды анчара. Следует отметить, что как внешний вид, так и среда произрастания этого дерева не похожи на то, что представлено в знаменитом стихотворении. Есть в природе древовидный можжевельник арча, нередко имеющий форму дерева с узловатой, крупноволокнистой
и довольно твёрдой древесиной. Встречается он в горах на каменистых почвах и скалах, где обычно не растет трава. Это растение не ядовито, но выглядит необычно для европейцев. Есть предположение, что поэт мог перепутать эти два растения или просто соединил их и представил в образе страшного дерева,
несущего смерть.
Анчар – это дерево, содержащее в своих листьях сок, при попадании которого на тело может появиться только нарыв на коже. Сильнейший яд антиарин можно получить лишь при
особой перегонке анчарного сока (научное название дерева – «антиарис»). Как раз туземцы и владели данным способом изготовления яда, длящегося более одной недели.
Известно, что в тропиках нет, как описано в стихотворении, «одиноко произрастающих» на песках деревьев. Что представляет собой тропический лес? Это множество самой
разнообразной растительности, деревьев, обвитых различными лианами. Анчар в пустыне не растет, тем более что почва для него нужна не скудная. Растет он в дружном соседстве с другой растительностью, которая от этого нисколько не
страдает. Есть, правда, некие «долины смерти» именно на Яве, сложенные из скоплений продуктов вулканической деятельности этих мест (пары серы и углекислый газ). Может быть, анчар пушкинский рос именно посреди одной из таких долин?
http://fb.ru/article/284709/anchar---eto-tropicheskoe-derevo-ili-kustarnik-opisanie-sreda-obitaniya-anchar---derevo-smerti
Отредактировано 30-07-2017 05:34
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#21, 30.07.2017
Ответ на сообщение #19 пользователя Манина Ольга Борисовна
А цветет-то как красиво!
Манина Ольга Борисовна
#22, 02.08.2017
Ответ на сообщение #21 пользователя Лихина Елена Викторовна
Да, действительно, очень красиво!
Елена Владимировна
#25, 11.08.2017
Ответ на сообщение #19 пользователя Манина Ольга Борисовна
Очень здорово.Интересная дискуссия! Подумаю над идеей.
Манина Ольга Борисовна
#30, 11.08.2017
Ответ на сообщение #25 пользователя Елена Владимировна
Буду очень рада !
Ирина Владимировна Казарцева(эксперт сообщества)
#23, 11.08.2017
Ольга Борисовна! Большое спасибо за приглашение. В вашу группу даже не заглядывала, очень далека от химии. Буду внимательнее читать тексты и свои находки отсылать вам. Ну а так, по памяти, могу сейчас только сказать, что Пушкин часто в своих произведениях упоминает такие слова как золото (даже в названиях..."Сказка о золотом петушке", Сказка о золотой рыбке"), белка грызет золотые орешки (О царе Салтане), хрусталь, хрустальный - Сказка о мертвой царевне), в "Арапк Петра Великого" - там часто упоминаются золото, серебро, другие минералы и камни. И еще посмотрите "Путешествие из Москвы в Петербург" (не путать с Радищевым!) там тоже встречается. Обязательно посмотрю и уточню главы. С уважением, И.В.
Манина Ольга Борисовна
#29, 11.08.2017
Ответ на сообщение #23 пользователя Ирина Владимировна Казарцева
Спасибо большое.
Карева Ольга Вячеславовна
#27, 11.08.2017
Интересная идея. Это проект? Анализировали с "пяточками" "Уж небо осенью дышало...", делали вывод, что поэт назвал все приметы осени.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Карева Ольга Вячеславовна
#28, 11.08.2017
Много химических элементов: золото (уже говорили выше) "Золотой петушок" , и "Золотая рыбка", "…орешки не простые, все скорлупки золотые",
"У Лукоморья дуб зеленый; // Златая цепь на дубе том…"
Серебро: "Опрятно по краям окован // Позолоченным серебром." (Об альбоме Евгения Онегина).
Хрусталь (диоксид кремния?): "гроб качается хрустальный" («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»).
Свинец: "И разлюбил он наконец // И брань, и саблю, и свинец." (Евгений Онегин).
Железо, медь: "О мощный властелин судьбы!//Не так ли ты над самой бездной,//
На высоте, уздой железной//Россию поднял на дыбы? ("Медный всадник").
Жемчуг (арагонит): "К ногам красавицы надменной//Принес я меч окровавленный,//Кораллы, злато и жемчуг"("Руслан и Людмила").<div>PS: Не помню, у кого-то из учителей брала материал. Мне было нужно ребятам показать разницу между простыми определениями и эпитетами (например: "медный памятник" и "Медный всадник").
</div>
"У Лукоморья дуб зеленый; // Златая цепь на дубе том…"
Серебро: "Опрятно по краям окован // Позолоченным серебром." (Об альбоме Евгения Онегина).
Хрусталь (диоксид кремния?): "гроб качается хрустальный" («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»).
Свинец: "И разлюбил он наконец // И брань, и саблю, и свинец." (Евгений Онегин).
Железо, медь: "О мощный властелин судьбы!//Не так ли ты над самой бездной,//
На высоте, уздой железной//Россию поднял на дыбы? ("Медный всадник").
Жемчуг (арагонит): "К ногам красавицы надменной//Принес я меч окровавленный,//Кораллы, злато и жемчуг"("Руслан и Людмила").<div>PS: Не помню, у кого-то из учителей брала материал. Мне было нужно ребятам показать разницу между простыми определениями и эпитетами (например: "медный памятник" и "Медный всадник").
</div>
Отредактировано 11-08-2017 09:43
Манина Ольга Борисовна
#31, 11.08.2017
Ольга Вячеславовна, Вы всё разложили как учитель химии. ::smile1::::smile1::::smile1::
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#32, 11.08.2017
Интересная тема, спасибо за приглашение к дискуссии. На память пришло стихотворение "Цветок"..Возможная тема для учащихся: " Цветы (растения..) в творчестве А.С.Пушкина".
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?...
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?...
Манина Ольга Борисовна
#33, 12.08.2017
Ответ на сообщение #32 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Спасибо огромное. Это стихотворение можно использовать при изучении темы "Строение цветка"т.к. слова "цветок засохший. безуханный" говорят о наличии нектарников в цветке, которые определяют его запах
Отредактировано 12-08-2017 05:23
Похожие дискуссии:
- VII Международный интернет-конкурс по русскому языку
- В России до 2019 года не будет новых школьных учебников по истории
- День науки!
- Каникулы для учителя! Возможны?
- Онлайн лагерь
- Проверка сочинений дистанционно.
- Размещение нескольких документов в публикации.
- Ресурсы для обучения
- Странички историков и обществоведов
- Судьба немецкого языка в школах!