
Творчество А.С. Пушкина на уроках биологии и химии




« К Чаадаеву» А.С.Пушкина. Зачитываю отрывок.
Отредактировано 13-07-2017 16:44

Предположите, о каких растениях идет речь.
“Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морскою”
Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
Отредактировано 12-07-2017 18:11

Как рыбы общаются между собой?
“Удивился старик, испугался;
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила”
А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
Отредактировано 12-07-2017 18:11

О каких экологических сообществах идет речь?
“Где море теплою водой
На пожелтелый мрамор плещет
И лавр и темный кипарис
На воле пышно разрослись…
…Печальный остров-берег дикой
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт”
А.С. Пушкин
Отредактировано 12-07-2017 18:09


"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;(Биология: кого могла родить?)

Отредактировано 12-07-2017 19:06





На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
Анчар
Ботаника?


Этот отрывок можно использовать на уроке биологии в 6 классе по теме "Растительные сообщества"






Анчар –это род растений (семейство тутовых), относящихся к вечнозелёным деревьям или кустарникам. Выходит, он представляет собой близкого родственника шелковицы и
фикуса. Есть и некоторые ядовитые виды анчара. Следует отметить, что как внешний вид, так и среда произрастания этого дерева не похожи на то, что представлено в знаменитом стихотворении. Есть в природе древовидный можжевельник арча, нередко имеющий форму дерева с узловатой, крупноволокнистой
и довольно твёрдой древесиной. Встречается он в горах на каменистых почвах и скалах, где обычно не растет трава. Это растение не ядовито, но выглядит необычно для европейцев. Есть предположение, что поэт мог перепутать эти два растения или просто соединил их и представил в образе страшного дерева,
несущего смерть.
Анчар – это дерево, содержащее в своих листьях сок, при попадании которого на тело может появиться только нарыв на коже. Сильнейший яд антиарин можно получить лишь при
особой перегонке анчарного сока (научное название дерева – «антиарис»). Как раз туземцы и владели данным способом изготовления яда, длящегося более одной недели.
Известно, что в тропиках нет, как описано в стихотворении, «одиноко произрастающих» на песках деревьев. Что представляет собой тропический лес? Это множество самой
разнообразной растительности, деревьев, обвитых различными лианами. Анчар в пустыне не растет, тем более что почва для него нужна не скудная. Растет он в дружном соседстве с другой растительностью, которая от этого нисколько не
страдает. Есть, правда, некие «долины смерти» именно на Яве, сложенные из скоплений продуктов вулканической деятельности этих мест (пары серы и углекислый газ). Может быть, анчар пушкинский рос именно посреди одной из таких долин?
http://fb.ru/article/284709/anchar---eto-tropicheskoe-derevo-ili-kustarnik-opisanie-sreda-obitaniya-anchar---derevo-smerti
Отредактировано 30-07-2017 05:34







Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

"У Лукоморья дуб зеленый; // Златая цепь на дубе том…"
Серебро: "Опрятно по краям окован // Позолоченным серебром." (Об альбоме Евгения Онегина).
Хрусталь (диоксид кремния?): "гроб качается хрустальный" («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»).
Свинец: "И разлюбил он наконец // И брань, и саблю, и свинец." (Евгений Онегин).
Железо, медь: "О мощный властелин судьбы!//Не так ли ты над самой бездной,//
На высоте, уздой железной//Россию поднял на дыбы? ("Медный всадник").
Жемчуг (арагонит): "К ногам красавицы надменной//Принес я меч окровавленный,//Кораллы, злато и жемчуг"("Руслан и Людмила").<div>PS: Не помню, у кого-то из учителей брала материал. Мне было нужно ребятам показать разницу между простыми определениями и эпитетами (например: "медный памятник" и "Медный всадник").
</div>
Отредактировано 11-08-2017 09:43


Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?...

Отредактировано 12-08-2017 05:23
Похожие дискуссии:
- В России до 2019 года не будет новых школьных учебников по истории
- День науки!
- Каникулы для учителя! Возможны?
- Нужен совет! (профессиональная переподготовка/переквалификация)
- Об оценке публикаций
- Проверка сочинений дистанционно.
- Размещение нескольких документов в публикации.
- Ресурсы для обучения
- Странички историков и обществоведов
- Судьба немецкого языка в школах!