12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Символ звука - буква или символ???

Работая с детьми в группа С ОНР и ЗПР пришла к выводу, что детям проще знакомиться со схематическим изображением звука- буквой, без предварительных символов. Коллега с большим опытом работы настаивает на символах... На днях посетила семинар Наталии Валентиновны Нищевой, она и услышала от неё ту же позицию , буква и есть символ звука, зачем путать детей? А что Вы об этом думаете?

Семинар Н.В. Нищевой "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Дискуссию начал(а) Павлова Татьяна Игоревна12.09.2017 4679

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы
Павлова Татьяна Игоревна
#1, 12.09.2017
ОтветитьОцените ответ:-2
Символы имею в виду такие. Используете ли Вы их или нет, и почему именно так?



Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#2, 12.09.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Символы звуков (автор Ткаченко) использую в работе с детьми 3-4 лет, добавила от себя зеленые значки, для мягких согласных. Дети быстро их запоминают, легко ориентируются в звуковом анализе слов. А потом легко переходят на буквы.::smile0::::smile0::
Павлова Татьяна Игоревна
#3, 14.09.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #2 пользователя Тихомирова Екатерина Витальевна
Спасибо за ответ! Да, символы Ткаченко предназначены помочь детям 4-ёх лет в обучении грамоте. Мне интересно было, как проходит переключение с символа Ткаченко на другой символ-букву, поскольку буква-это символ звука. Интересно, как у других специалистов. Пользуются ли этими символами, или отдают предпочтение знакомству с буквой? Целесообразно ли такое переключение : звук-символ-другой символ? Или , всё-таки, проще для детей будет сразу увидеть букву? Символы гласных похожи на артикуляцию гласных звуков, их я использую, но и букву показываю. Символ больше соотношу с артикуляцией при произнесении звука. Так же символически пользуюсь тремя цветами: красный, синий, зелёный, но без привязке к форме. Это могут быть круги, квадраты, или любые другие фигуры.Екатерина Витальевна, у Вас много интересных разработок, может есть что-то и по моему вопросу? Или всё предельно просто, просто говорите, что вот символ звука, а вот буква, и дальше работаете с буквами?
Матвеева Ольга Гарриевна
#4, 17.09.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #3 пользователя Павлова Татьяна Игоревна
Здравствуйте, коллеги! Работаю с детьми со сниженным интеллектом дошкольного возраста. Много лет пользуюсь символикой Ткаченко. Дети данной категории легко их запоминают. Вместе с символом всегда показываю букву. Это значительно облегчает работу при подготовке к обучению грамоте.
Павлова Татьяна Игоревна
#5, 21.09.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #4 пользователя Матвеева Ольга Гарриевна
Спасибо за ответ! Видимо, ключевое значение- показать букву вместе с символом, и все таки дать привязку к букве, чтоб проще было работать дальше.
Любова Елена Владимировна
#6, 29.12.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Хочу свои 5 копеек внести. Знакомя детей с понятием речевой звук, при анализе звуков выясняем, что их можно обозначать по-разному. Это и цвет, и форма, и фигурки, кубики, и карандаши, и магниты, и схемы, и жесты и пр. Но чтобы каждый раз не договариваться, что будет что обозначать, люди изобрели буквы. Причем, я даю понятие буквы с полным "официальным" именем ее. Например, буква БЭ может обозначать и звук Б, и звук Бь. Мой 34 летний опыт работы (коррекционная школа, гимназия, логогруппы детского сада) позволяет сказать, что никакой путаницы у детей не возникает. Главное, не спешить и самому логопеду четко и конкретно представлять, что такое звук, а что такое его обозначение. И у умственно отсталых детей отмечался довольно высокий уровень сформированности навыка чтения и письма, а тем более, у интеллектуально сохранных детей. К концу дошкольного обучения практически все дети с нарушениями речи читают и печатают простые слова. И последующее наблюдение в школьный период показывает, что дисграфии у детей с ТНР в анамнезе не возникает. Проблемы бывают тогда, когда педагог сам "плавает" в понятиях "звук и буква".