Публикация «Нетрадиционные приёмы изучения истории в 5 классе (игра в обучении)»
«Нетрадиционные приемы изучения истории в 5 классе (игра в обучении)»
Выполнила: Белаш А.Ф., учитель истории ГБОУ СОШ № 270
Красносельского р-на СПБ
Игра на уроке истории – это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.
Особенностями игры в среднем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на коммуникативную деятельность. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути.
Методологические возможности игры:
во-первых, игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная сильная мотивация учения;
во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление;
в-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся;
в-четвёртых – умело организованная учебная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность.
Учитывая особенности предмета истории можно выделить несколько уровней исторического мышления:
1. Игры, направленные на элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета. Например: игры – тесты, составление опорных конспектов, игры по типу Что? Где? Когда?, Поле чудес с историческим уклоном.
2. Игры, направленные только на хронологию. Так называемые исторические задачи в рамках урока – игры.
3. Игры, направленные на знания об основных сферах жизни общества, знания исторической личности. Например: игры – реконструкции, игровое моделирование, проблемная игра, игра – дискуссия, игра – имитация.
4. Игры, направленные на знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, конкретных исторических событий. Например: психодрама, ролевая игра, социодрама.
Остановимся на дидактической игре - СТОРИТЕЛЛИНГ. (Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.)
Дидактическая игра может быть проведена как повторительно-обобщающий итоговый урок, неделя истории ОУ, олимпиады, внеклассные мероприятия.
ИТАК - СТОРИТЕЛЛИНГ.
Когда обучающиеся вовлечены в процесс создания историй, они должны синтезировать различные грамотности для аутентичного продукта: исследовать, писать, организовывать, представлять, проводить собеседование, решать проблемы, давать оценку, а также применять межличностные навыки и технологии.
Пейдж Баггет
Сторителлинг (от англ. Storytelling «истории» «представление») – рассказывание историй и ИСТОРИИ. Умение рассказывать истории ценилось во все времена. Сказители, гусляры, трубадуры про звуки музыки и без неё рассказывали слушателям героические истории прошлых лет, заставляя слушателей сопереживать, гордиться подвигами и формируя у слушателей представление о прошлых годах, столетиях и эпохах. Сегодня, как и ранее, интересные «истории» существуют в виде сказок, притчей, мифов, рассказов о реальных или выдуманных героях и событиях. И именно сегодня это умение ясно и интересно выражать своё отношение к чему-либо, грамотно высказывать своё мнение по разным вопросам вновь востребовано в обществе в связи с необходимостью возрождать культуру общения.
Как сделать урок сторителлинга! С чего начать? Какие навыки совершенствовать? Что объяснять ученикам?
Мой вам совет: начинайте нарабатывать навык использовать красные чернила! Именно этот навык я считаю самым важным, как для начинающих, так и для опытных сторителлеров. Сторителлер как скульптор, должен точно знать, что "урезать" и что "добавить". И лучшим инструментом рассказчика являются красные чернила!
Как же научиться пользоваться этим замечательным инструментом?
Вот вам вариант хорошего упражнения:
- возьмите лист бумаги и обычную ручку, выберите историческую тему (тему урока), которую вы готовите, и напишите ее
- теперь представьте, что вы - это та аудитория (класс), которой доведется услышать ваш рассказ, прочувствуйте своих читателей
- прочитайте рассказ, по ходу прочтения задаваясь вопросом: о чем говорит учитель? все ли слова учителя ведут к финальной точке?
- возьмите красную ручку и "отсеките" все лишнее
- вновь перепишите свою историю с учетом исправлений и повторите процедуру
- проверяйте каждую фразу второй, третий ... шестой раз... Каждая фраза должна быть частью пути к финалу.
Начиная оттачивать навык работы красной ручкой, педагоги (рассказчики) жалеют свои истории. Какие-то детали им кажутся важными, какие-то смешными, какие-то полезными... Не оправдывайте лишние детали! Не увлекайтесь лишними подробностями. Смело исключайте все, что к сути истории не относится!
Тренируйте себя как можно чаще, удаляйте все лишние части, тянущие ваши истории вниз. Развивайте свой навык работы красными чернилами! Способность передать ту суть, которая нужна вашей аудитории, поможет создавать прекрасные истории.
Я просто боюсь,
не знаю с чего начать писать свою историю!!!
Формы повествования, умение рассказывать постепенно меняются, но суть остаётся прежней. Любая история должна заинтересовать, зажечь, эмоционально вовлечь в себя тех, кому она адресована. Искусство увлекательного рассказа с одной стороны - способ донести до обучающихся опыт прошлых поколений, исторические события и факты, сформировать мировоззрение. С другой – способ научить обучающихся грамотной устной и письменной речи.
Для преподавателя важна одна из граней - СТРАТЕГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ!
Как стратегия преподавания, сторителлинг - очень мощный инструмент.
Обращали ли вы внимание на то, как ученики зевают, слушая сухую теорию? А как внимательно слушают увлекательную историю?
Когда педагог рассказывает истории, каждый ученик затаив дыхание ждет ее развязки. И вот история заканчивается, и педагог продолжает лекцию. Внимание опять пропадает, глаза тускнеют и в аудитории появляется зевота...
Этот процесс неизбежен. Достаточно сложно держать внимание постоянно.
А представьте, что урок написан так, что обучающиеся могут ярко представить себе все, о чем вы говорите. Уроки похожие на сборник рассказов гораздо увлекательнее и проще запоминаются.
Самое сложное - это научиться готовить такие уроки. Для начала начните включать интересные рассказы в свои повседневные уроки. Есть несколько типов историй, которые без труда впишутся в любой урок.
1. Историческая повесть
Первый тип истории, которую вы можете включить в урок - историческая повесть. Как древние художники расписывали свои пещеры красками из ягод, угля и глины... Как покоряли Трою… Как зарождалась религия древних Греков... Как Цезарь пришёл к власти…
Чем бы вы не занимались, какой бы предмет не вели, вы без труда найдете большое количество исторических рассказов.
Кроме уже готовых историй из прошлого, вы можете писать свои истории. Например, о том, как вы ходили на выставку или ездили куда-нибудь. Старайтесь кроме истории подготовить визуальный ряд (фотографии или видео). Истории, созданные вами, покажут ученикам вашу заинтересованность в предмете. А интерес заразителен.
2. Рассказ о процессе
Вы можете рассказать о процессе создания чего угодно, от крепостного права до декабристского восстания. Для начала пользуйтесь существующими историями.
Дополнительно, начните наблюдать за тем, что происходит у вас на уроках и пишите свои истории. Гораздо эффективней рассказать про то, что случилось с кем-нибудь, пусть даже воображаемым, чем просто читать конспект по истории. История может быть и о чьей-нибудь невнимательности, из-за которой пришлось переделывать большую работу и т.д. Самое главное, чтобы рассказы не были сухими. Не забывайте об эмоциях, динамике...
Такие стратегии прекрасно работают.
3. Когда я был ребенком...
Знаю, звучит забавно, но такие истории очень интересны слушателям. Для ваших учеников, это своего рода развлечение. Можно рассказать о том, чего вы достигли в возрасте более старшем, чем ваши ученики, и показать в истории их продвинутость. Не нужно умалять свои детские заслуги, но пусть в рассказе они будут чуть меньшими, чем у ваших учеников. Такие рассказы заставляют слушателя почувствовать себя особенным. Расскажите такую историю, и вы увидите, что ученики будут готовы постараться еще лучше.
Мораль "нашей истории" ...
Если вы теряете внимание учащихся, используйте древнее искусство рассказывания историй. Цель каждого педагога - это достижения всех учеников. Storytelling может помочь в ее достижении.
Практикуйте подобные методы, придумывайте свои истории, чтобы зажигать огонь в сердцах ваших учеников!
Хорошим примером обучения умению школьников рассказывать истории является подготовительный этап «Правили сторителлинга», включающий работу над готовыми небольшими рассказами. Например, обучающимся 5-го класса предлагается рассмотреть правила на примере произведений Н. Куна – «Легенды и мифы древней Греции».
Правило 1. Сторителлеру нужно чувствовать аудиторию. Его рассказ должен быть именно для выбранного круга слушателей, с учетом возрастных, социальных и образовательных особенностей.
Пример: Легенда о Пандоре.
Пояснение: Изучая историю в 5 классе, обучающиеся знакомятся с историей Древней Греции. Изучая мифы и легенды, школьники знакомятся с традициями и культурой той далекой эпохи.
Правило 2. В истории должна быть идея, которую надо сделать очевидной для слушателей.
Пример: «Любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по всей земле те бедствия, которые были некогда в нём заключены».
Пояснение: Иногда любопытство может привести к трагическим последствиям.
Правило 3. В истории должна быть авторская позиция, своё отношение к рассказу, которое может повлиять на слушателей.
Пример: В данном случае автор пересказывает нам легенду.
Правило 4. В истории должен быть художественный образ, яркий и запоминающийся.
Пример: «… прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом очей, подобным взгляду бессмертных богинь».
Пояснение: В этой легенде мы видим, как по воле Зевса на свет появляется красавица.
Правило 5. В истории обязательно должен быть персонаж. Это может быть человек, животное, организация – кто угодно.
Пример: «Пленила его своей красотой Пандора, и он взял её себе в жены».
Пояснение: Персонажем данной легенды является Пандора, которая послана в мир людей с определенными задачами.
Правило 6: История должна быть с фабулой, с персонажем должны происходить перемены. Это главное, без них будет повествование, но не будет истории.
Пример: Зевс повелел создать деву. Для этого «смешать землю и воду и сделать из этой смеси прекрасную девушку…»
Пояснение: В легенде есть история не только Пандоры, но и царя Эпиметея, а так же всех жителей земли.
Правило 7. История действует на человека лишь тогда, когда он может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа. То есть изложение фактов – это ещё не история.
Пример: «Теперь злом наполнились и земля, и море. Незваными и днём и ночью приходят к людям зло и болезни, страдания несут они с собой людям».
Пояснение: Каждый человек хочет быть счастливым и успешным в этой жизни.
Слово есть дело!
Сторителлинг позволяет по-новому понять и почувствовать тот процесс, которым мы занимаемся большую часть нашей жизни - процесс рождения слов.
Как мы говорим? Что мы говорим? Как говорят с нами? Обращаем ли мы на это внимание? Какое впечатление мы производим? Как произвести то впечатление, которое хочется? Найти ответы на эти серьезные вопросы помогает веселый и творческий процесс.
Каждая новая история помогает нам расширить угол зрения. Всматриваясь в детали, мы начинаем видеть картину целиком. И не важно, чего касается наша речь, личной жизни или обучения в школе. Мы по другому видим нашу и чужую логику, переломные точки, повороты. Истории дарят нам волшебство внутреннего преображения.
Многие истории приобретают смысл, только после того, как их услышали. Внимание людей к истории - это луч. Каждый освещает ее по-своему, и она начинает играть новыми гранями. Главное не совершать ошибки при создании историй.
Какие ошибки часто можно наблюдать у рассказчиков историй? Приведу четыре часто встречающиеся.
1) Слишком затянутая история. Вам наверняка доводилось слушать пересказ фильма или книги, которые вдохновили вашего одноклассника. Согласитесь, далеко не всегда его рассказ оказывается столь же вдохновляющим.
2) Очень часто история бывает слишком длинной из-за насыщенности ненужными и вырванными из контекста деталями. Не затягивайте свои истории!
3) Рассказ без эмоций. Часто спикер рассказывает о чем-то, что должно взволновать публику, совершенно спокойно и пресно. Как следствие, история не захватывает и цель не достигается. Тренируйтесь в передаче эмоций и раскрепощайтесь.
4) Отсутствие морали или, наоборот, выводы из истории там, где это совсем не требуется. В первом случае бывает непонятно, к чему и зачем вплетен этот «один интересный случай». Во втором случае обучающийся слишком нарочито показывает, что «сейчас будет мораль, внимание!».
Возможности Сторителлинга вот уже с лишним 20 лет широко используют европейские и англоязычные школы, и вот уже с лишним 20 лет упрямо игнорирует русскоговорящее сообщество.
Хватит жить за «железным занавесом» необразованности!
Сторителлинг – это наука…
Сторителлинг – это искусство…
Сторителлинг – это философия…
Сторителлинг – это экономика…
Сторителлинг – это политика…
Сторителлинг – это религия…
Сторителлинг – это экспансия, влияние и власть… Продвижение культуры и языка…
"Дело не в том, что это означает, дело в том, что это означает для тебя..." - Ричард Бах
Приглашаем Вас создавать и слушать, представлять, толковать и дарить новый живой смысл.
На следующем этапе работы с обучающимися хорошо проводить урок по совместному сочинению историй на заданные темы.
Цели:
закрепить полученные на уроке знания по истории.
попробовать представить себя на месте жителя тех далёких времен.
Задача:
- выстраивание обучающимися своей сюжетной линии, используя весь пройденный материал и свою фантазию.
Основные направления (виды) деятельности:
- исследуют и анализируют предложенные фрагменты истории;
- собирают и реализуют собственную конструкцию, наполняют её смысловым контентом;
- публично представляют свою историю на уроке.
В решении данных задач очень хорошо работают групповые формы организации учебной деятельности школьников.
Я провела пробный урок с использованием приема «сторителлинг» в 5 классе по теме «Военные походы фараонов». Ребятам было предложено сначала ознакомиться с технологией построения своей истории и правилами сторителлинга. Опыт составления одной общей истории о военных походах, получился неудачным. Из-за большого количества обучающихся в классе начались повторения предыдущих выступавших, быстро ослабело внимание и снизилась активность.
Успешнее с этим заданием школьники справились, работая в малых группах. Учитель осуществлял функцию тьютера. Были составлены рассказы от имени фараона, военачальника, простого пехотинца, колесничего и раба. Такая подача учебного материала вызвала живой интерес к истории Древнего Египта и обусловила прочное усвоение темы. Этому способствовало и эмоциональное сопереживание участникам военных походов египтян. Проверочная работа, проведенная по окончанию изучения темы, показала 96 % качества знаний обучающихся.
Конечно, пока я могу подвести только промежуточные результаты:
Очень хорошо, если налажено взаимодействие уроков и внеурочной деятельности (кружки).
Апробация и внедрение различных схем сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Создание информационно- познавательных, дидактических «кейсов» для проведения уроков истории.
«Транслирование» опыта театрализованных уроков через школьные сайты (систему распределенных дисплеев по школе).
Улучшение качество знаний учащимися по предмету, что является основным показателем важности таких уроков.
Используя игры не на уроках истории, я прихожу к следующим выводам:
1. Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
2. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
3. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию (исторические даты) оживить и сделать яркой, запоминающейся.
4. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ученик способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
5. Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре школьник может осуществлять самостоятельный поиск знаний.
6. В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов)
В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина:
"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам".
"Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".
Список литературы:
- Баханов К.А. Театрализованн ые игры на уроках. «Преподавание истории в школе»/ М.: Владос – Пресс, №4, 1990.
- Ершова А.П., Букатов В. М. Театральные подмостки школьной дидактики. История социоигровой педагогики, драмогерменевтика / http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6107
- Манн Б.Б. Школьный исторический театр. «Преподавание истории в школе»/ М.: Владос - Пресс, №3, 1993.
- Пропп В.Я. Морфология "волшебной" сказки. М.: Лабиринт. 2001/ http://lib100.com/
- Ястребцева Е.Н. История на миллион. «Библиотека в школе», № 5-6, 2014
- Окулова О.И. Мастерская сказки как пример сторителлинга. «Библиотека школы»/ М.: Первое сентября, № 6, 2014.
- Борзова Л. П.. Игры на уроке ист ории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003.
Сомова Светлана Геннадьевна