Статья «Дифференцированный подход в работе с родителями»
Содержание
I Введение
II Основная часть
1. Помощь специалистов родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Работа классного руководителя с родителями учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
3. Из личного опыта работы классного руководителя
III Заключение
IV Список, используемой литературы
I Введение
Современный этап развития коррекционной педагогики и психологи характеризуется поиском новых путей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно нашему глубокому убеждению, социализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь родителей.
Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играет решающее значение в развитии ребёнка.
Первой ступенью вхождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, на сколько адекватно близкие родственники ребёнка реагируют на его проблемы и помогают ему их преодолевать.
Вторая ступень социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- пребывание в специальном образовательном учреждении. Такт учителя, уважительное отношение к ребёнку-инвалиду, его близким и семье – залог успешности коррекционного процесса.
Последней и основной ступенью социализации является адаптация молодого человека с психофизическими нарушениями в обществе, включая и адаптацию в его семье.
Все эти процессы невозможны без активной деятельности психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, которые призваны оказывать социальную и психокоррекционную помощь семье, предварительно тщательно изучив все стороны её жизни.
В настоящее время работа с семьёй, дифференцированный подход в работе с родителями – это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
II Основная часть
1. Помощь специалистов родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Главной задачей специалистов при взаимодействии с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активным решениям возникающих проблем. В таких случаях родители выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения своего ребёнка. Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребёнка. С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объём коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, потребующему от них немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями является особенно трудной задачей.
При разработке индивидуальной программы реабилитации родителей прежде всего необходимо ознакомить с особенностями заболевания ребёнка.
Родители – самые заинтересованные участники процесса и хотят сделать ребёнка максимально приспособленным к окружающему миру и в перспективе – социально-полезной трудовой деятельности.
Родители и специалисты в процессе воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребёнка.
Наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса:
- консультативно-рекомендательная;
- информационно-просветительская;
- практические занятия для родителей;
- организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов,
детских праздников и утренников;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком;
- психотерапия и психокоррекционная арттерапия;
- подгрупповые занятия.
Рассмотрим примеры помощи специалистов некоторым категориям родителей, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления в работе специалистов с родителями, имеющих ребёнка с нарушением интеллекта:
- коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребёнка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой;
- формирование понимания родителями проблем их ребёнка, а именно: постепенный отход от позиций, отрицающей наличие проблем, и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия;
- постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребёнка, представления о бесперспективности развития ребёнка;
- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребёнка;
- коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребёнка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребёнка, в радость от его маленьких успехов;
- осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим ребёнком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;
- трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая родителями по отношению к ребёнку, в психотерапевтический процесс по отношению к ним самим; созидательная деятельность родителей, направленная на ребёнка, помогает им самим, излечивая их от негативного воздействия психологического стресса.
Семье, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта, необходимо придерживаться следующих правил, которые облегчат их жизнь:
- преодолевать страх и отчаяние;
- не тратить время на поиски виновного, т.к. его часто просто не бывает;
- определить, какая помощь необходима ребёнку и самой семье, и начинать обращаться к специалистам (медицинская помощь; психолого-педагогическая помощь).
Установление контакта специалистов с родителями, воспитывающими аутичного ребёнка начинается с обсуждения особенностей психического развития и социализации ребёнка. Определяется уровень требований к нему, направления и возможные формы воспитательной работы в семье.
Врач объясняет, что определённая часть нарушений поведения ребёнка носит защитный характер и частично связана с недоучётом окружающими особенностей его развития. Врач обязан предупредить родителей о большой ранимости аутичного ребёнка для исключения неосторожных высказываний в его присутствии. Следует осторожно очертить перед родителями круг трудностей и реальных возможностей ребёнка. Врач привлекает родителей к процессу медикаментозного лечения. Врач учит родителей наблюдать за состоянием ребёнка во время медикаментозного лечения и фиксировать наблюдения в дневниках. Врач может оказывать медицинскую помощь и самим родителям, если это необходимо.
Психолог может подсказать родителям, как избежать внутрисемейных конфликтов, создать щадящий и в то же время эмоционально-тонизирующий, организующий ребёнка режим, чтобы уменьшить его аутические тенденции. Психологу принадлежит ведущая роль в обучении родителей особым приёмам воспитания аутичного ребёнка дошкольного возраста, начиная от способов налаживания контакта и заканчивая формированием целенаправленного поведения.
Педагог обучает родителей методике занятий с ребёнком, регулярно обсуждает динамику обучения и вновь возникающие у ребёнка затруднения.
Концепция воспитания ребёнка в многодетной семье основывается на известной взаимосвязи между умственным и эмоционально-поведенческим развитием. Прежде всего родителям важно отметить специфические особенности характера каждого ребёнка. Малейшие особенности в поведении или отставание в развитии должно быть вовремя замечено, и этот ребёнок должен быть своевременно проконсультирован у специалистов, в частности, детского психоневролога.
При воспитании ребёнка в многодетной семье необходимо:
- усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребёнка, его индивидуальные способности и интересы, помогая ему осознать свою самоценность, развивать чувство уверенности;
- стимулировать умственное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности;
- постепенно, но систематически включать ребёнка в самооценивание своей работы и поведения.
2. Работа классного руководителя с родителями учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Эффективность воспитания учащихся сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько родители понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития учащихся.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с родителями обучающихся. Они определяют и содержание этой работы.
I функция. Ознакомление родителей со спецификой определённого вида школы, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с
целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;
- общешкольные (классные) родительские собрания («Познай себя как родителя», «Конфликты с детьми и их преодоление», «Анализ различных подходов в воспитании детей», «Наказания и поощрения – за и против»);
- шефская помощь;
- участие родителей класса в работе совета школы.
II функция работы классного руководителя с родителями – психолого-педагогическое просвещение. Классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого – педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берёт на себя ответственность за психолого-педагогическое просвещение родителей, которое можно организовать
посредством следующих форм работы с семьёй:
- школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвящённые отдельным воспитательным проблемам: «Как помочь школьнику учиться?», «Адаптация школьника к различным условиям современного общества» и т.д.;
- родительские лектории по микрогруппам на основе интересов: для родителей трудных детей; для родителей, воспитывающих детей с аутизмом; для многодетных семей и т.д.;
- поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения обучающихся и классного коллектива (индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога и т.д.);
- индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские и юридические);
- различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей.
III функция. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. В практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
- участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (экскурсии, турниры, ремонт и благоустройство школы и т.д.);
- участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (выпускной вечер и т.д.);
- подготовка и проведение различных поездок;
- читательские конференции («Круг семейного чтения» и т.д.), выставки («Мир наших увлечений» и т.д.).
IV функция. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся. Другое направление – оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания; разрешение противоречий подросткового возраста; профилактика формирования вредных привычек.
Особое внимание следует уделить индивидуальной работе с неблагополучными семьями учащихся, семьям с повышенной конфликтностью.
V функция. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей – родительским комитетом школы и класса, школьными советами, советами по месту жительства.
Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что, может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.
9
Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практики классный руководитель использует эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным);
- нельзя вести беседу в агрессивном тоне;
- не поучайте родителей, а советуйте;
- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и
содержание.
При работе с родителями используется дифференцированный подход. Можно родителей разделить на две большие группы: так называемые благополучные семьи в психолого-педагогическом отношении и проблемные семьи. К последним можно отнести следующие: семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; опекунские семьи; неполные семьи; малообеспеченные семьи; неблагополучные семьи.
В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий, составляется план работы с этими семьями.
3. Из личного опыта работы классного руководителя
На первом родительском собрании «Давайте познакомимся», в 5 классе, раздаю анкету для родителей следующего образца:
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя и отчество матери___________________________________________
2. Год рождения, образование _______________________________________________
3. Место работы, должность, контактный телефон _____________________________
_________________________________________________________________________
4. Фамилия, имя и отчество отца ____________________________________________
5. Год рождения, образование _______________________________________________
6. Место работы, должность, контактный телефон _____________________________
_________________________________________________________________________
7. Домашний адрес, телефон________________________________________________
8. Количество детей в семье (имя, возраст, что посещает) _______________________
9. Условия проживания семьи (отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют жилья) __________________________________________
10. Условия для занятий ребёнка (отдельная комната, письменный стол в общей комнате, стол совместно с другими детьми) ___________________________________
11. Личностные особенности ребёнка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др. __________________________________________
12. Дополнительные сведения (статус одинокой матери, вдова (вдовец), многодетная семья, инвалиды и др.) ____________________________________________________
13. В каких делах класса вы смогли бы помочь:
- проведение бесед с учащимися на специальные темы;
- организация экскурсий на предприятия;
- помощь в изготовлении пособий; - ремонт мебели;
- помощь в организации походов, поездок;
- помощь в организации досуговой деятельности;
- другое_________________________________________________________________
Проанализировав анкеты родителей, составляю "Портрет родителей класса», узнаю семьи учащихся, их статус и т.д. Определяю форму работы с родителями учащихся, привлечения их к совместной деятельности.
Мне, как классному руководителю, невозможно держать в голове большое количество информации, которая может понадобиться в самый неожиданный момент. То один из родителей заглянул в школу и нужно посмотреть, как он участвует в воспитании своего ребёнка, то возникли проблемы с поведением подростков и нужно срочно связаться с их родителями. Во всех этих случаях не обойтись без помощи такого вспомогательного документа, как «Папка классного руководителя». В ней могут находиться следующие сведения:
- СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА
№ |
Категории семей |
Фамилии и имена учащихся |
1 |
Полные семьи |
|
2 |
Малообеспеченные семьи |
|
3 |
Многодетные семьи |
|
4 |
Семьи с одним родителем |
|
5 |
Семьи по потери кормильца |
|
6 |
Семьи, где родители инвалиды |
|
7 |
Неблагополучные семьи (пьющие родители) |
|
8 |
Семьи с детьми-инвалидами |
|
9 |
Семьи, нуждающиеся в целевой соц. помощи |
|
- СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯХ
|
- НЕДЕЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ДНИ НЕДЕЛИ
|
МЕРОПРИЯТИЯ |
ПОНЕДЕЛЬНИК |
ДЕЖУРСТВО ПО ШКОЛЕ |
ВТОРНИК
|
СОВЕЩАНИЕ |
СРЕДА
|
РАБОТА С АКТИВОМ КЛАССА |
ЧЕТВЕРГ
|
ПРОВЕРКА ДНЕВНИКОВ КЛАССНЫЙ ЧАС |
ПЯТНИЦА
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ |
СУББОТА
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
ВОСКРЕСЕНЬЕ
|
САМООБРАЗОВАНИЕ |
- РОДИТЕЛЬСКИЙ АКТИВ КЛАССА
№ п/п |
Фамилия, имя и отчество |
Направление деятельности |
Телефон |
В плане воспитательной работы есть раздел «Работа с родителями».
№ |
Содержание работы |
Цель |
Дата |
1 |
Оказание помощи родителям, имеющих детей-инвалидов |
Подготовка пакета документов для прохождения МСЭ. |
|
2 |
Консультации психолога, соц.педагога для опекуна________ |
Оказание помощи в воспитании, обучении опекаемой. |
|
3 |
Индивидуальные беседы с родителями при личной встрече и по телефону. |
Оказание помощи в воспитании, обучении учащихся. |
|
4 |
Посещение проблемных семей. |
Обследование мат.-быт. условий и обстановки в семье. |
|
5 |
Привлечение родителей к участию в общественной жизни школы и класса. |
Оказание помощи в учебно-воспитательном процессе. |
|
6 |
Проведение родительских собраний (по темам) |
Зависит от темы собрания. |
|
7 |
Привлечение к ремонту школы и класса. |
Оказание помощи в укреплении материально-технической базы. |
|
План воспитательной работы с классом, «Папка классного руководителя» в любой момент выручат, помогут в трудной ситуации в работе с учащимися и их родителями. В своей работе с семьями учащихся привлекаю социального педагога, психолога, логопеда, школьного врача и коллег-педагогов. Только в тесном контакте с этими специалистами и администрацией школы классный руководитель может достичь поставленных целей и задач в дифференцированной работе с родителями учащихся своего класса.
III Заключение
Итак, родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, для успешной социализации и адаптации своих детей в современное общество необходимо:
- создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребёнка;
- обеспечение своевременного приёма ребёнком предписанных ему медикамен-тозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;
- постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребёнка с ведением дневника наблюдения;
- овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;
- овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;
- участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- родителям необходимо знать особенности развития ребёнка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребёнка посильную игровую и учебную деятельности.
IV Список, используемой литературы
1. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии»
Е.М.Мастюкова, А.Г. Московкина, издательство «Владос».
2. «Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе».
Г.Н. Сибирцова, издательство «Феникс».
3. «Настольная книга классного руководителя 9 класса».
О.Б. Глаголев, издательство «Феникс».
4. «Родительские собрания». 5 класс
О.В. Дюкина, издательство «ВАКО».
5. Журнал «Классный руководитель» № 7, 2008 г.
6. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». № 1, 2004 г.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна