Основы педагогического мастерства (С.Д.Якушева)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет» С.Д. Якушева «Основы педагогического мастерства»
для преподавателей и студентов вузов и колледжей 2004 г.
Схема «Композиционное построение речи»
Какова задача каждой композиционной части выступления?
Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны?
Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
|
Композиционное построение речи |
|
|
Части выступления |
Приемы привлечения внимания |
|
I Вступление |
|
|
Задачи: |
|
|
- Пробудить интерес к теме предстоящего разговора |
- Обращение |
|
- Установить контакт |
- Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы |
|
- Подготовить слушателей к восприятию выступления |
- Прием сопереживания |
|
- Обосновать постановку вопроса |
- Изложение парадоксальной ситуации |
|
Основное условие – максимальная лаконичность |
- Апелляция к интересам аудитории |
|
- Прием сочувствия |
|
|
- Апелляция к событиям |
|
|
II Главная часть |
- Апелляция к географическим или погодным условиям |
|
Задачи: |
- Апелляция к речи предыдущего оратора |
|
- Последовательно разъяснить выдвинутые положения |
- Апелляция к авторитетам или известным источникам |
|
- Доказать их правильность |
- Апелляция к личности оратора |
|
- Подвести слушателей к необходимым выводам |
|
|
III Заключение |
- Юмористическое замечание |
|
Задачи: |
- Вопросы к аудитории |
|
- Суммировать сказанное |
- Риторический вопрос |
|
- Повысить интерес к предмету речи |
- Вопросно-ответный ход рассуждений |
|
- Подчеркнуть значение сказанного |
|
|
- Поставить задачи |
|
|
- Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи) |
|