«Политика и экономика: от реформ к застою». Сценарий урока истории в 11 классе

3
3
Материал опубликован 13 January 2016

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА: ОТ РЕФОРМ К ЗАСТОЮ

Конспект урока истории в 11 классе

ЗАЙЦЕВОЙ НАТАЛИИ НИКОЛАЕВНЫ,

учителя истории и обществознания

МОУ «СОШ №76» Ленинского района г.Саратова

Конспект урока: «Политика и экономика: от реформ к застою»

Цели урока:

- сформировать у учащихся знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; обобщить и конкретизировать у учащихся понимание о том, как жили люди в тот период; систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому вопросу;

- проанализировать внутреннюю политику Л.И.Брежнева; определить необходимость проведения преобразований в экономике;

Тип и форма урока: урок формирования навыков и умений, практическое занятие.

Планируемые результаты:

предметные: характеризуют попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического развития; умеют работать с историческими документа­ми; на основе анализа текстов, мультимедийных материалов осознают особенные черты эпохи;

метапредметные: умеют: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему ре­шению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения мнений; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; анализировать данные развития экономики для решения познавательной (учебной) задачи; форму­лировать продуктивно-познавательные вопросы; создавать творческий продукт групповой деятельности (в частности, таб­лицы); осуществлять сравнение, классификацию, анализ и син­тез исследуемой информации;

личностные: испытывают чувство сопричастности к своей Родине; осознают свою этническую принадлежность и культур­ную идентичность на основе осознания своего «я» как граждани­на России; знают моральные нормы и ориентируются в поведе­нии на эти нормы; дают адекватную оценку своим действиям, по­ступкам.

Содержание видов УУД:

познавательные: общеучебные - поиск необходимой информации в стат.данных для выполнения учеб­ных заданий; составление продуктивно-познавательных вопро­сов для получения необходимой информации; подбор сведений из первоисточников для заполнения таблицы; логические - ана­лиз исторического документа с целью выделения информации, необходимой для создания творческого продукта деятельности (таблицы);

регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка пра­вильности выполнения действий и заданий, полноты и обосно­ванности ответов и высказываний учащихся;

коммуникативные: высказывания, содержащие оцен­ку соответствия содержания ответов учащихся или оценку их выступлений с сообщениями; изложение собственных мнений; защита своих позиций в пользу тех или иных точек зрения; осознанное слушание мнения партнеров; ор­ганизация продуктивной совместной деятельности по решению общей задачи, основанной на корректности, взаимопонимании.

Оборудование урока: портреты политических лидеров, деятелей науки и культуры, фотографии родственников учащихся того периода, раздаточный материал с данными статистики, лозунги, анекдоты (приложение 3).

Предварительная подготовка:

учащимся (по желанию) дается задание: из дополнительных источников подготовить краткий анализ развития СССР за период с 1964 по 1982 гг. - главные события внутренней политики,

интервью с родителями об уровне жизни в 60-70-нач.80-х гг.

подготовить материал § 34, 36 учебника истории для 11 класса под ред.Н.В.Загладина, С.И.Козленко и др. «История России. XX- начало XXI века».

Ход урока:

Урок начинается со вступительного слова учителя.

На предыдущих уроках мы видели, как в 50-начале 60-х гг. во всех сферах жизни общества проявились две разнонаправленные тенденции: демократическая, ведущая к утверждению новых для нашего общества процессов, идей, взглядов и возможностей, и консервативная, стремящаяся сохранить «достояние» сталинской эпохи. В начале 60-х годов демократический импульс в политической и духовной сфере ослабевает (процесс десталинизации не был завершен; тоталитарное общество, по мнению большинства современных историков, сохранилось; демократизация общества проходила, в основном, «сверху» и носила «дозированный» характер, власть жестоко расправилась с выступлением в Новочеркасске; закончилась «оттепель» и началась борьба с инакомыслием; «административная лихорадка» не принесла успеха, экономика в начале 60-х годов вернулась к «испытанной» модели 30-40-х гг.). Смещение Н.С.Хрущева не изменило направления политического развития страны.

Период в истории нашей страны, изучению которого посвящен наш урок, острословы назвали «эпохой докладов и анекдотов». «Докладов» - потому, что это было время четырех пятилеток, нескольких крупных юбилеев. Страна отмечала 50-летие и 60-летие Великого Октября, 50-летие и 60-летие образования СССР и другие юбилейные даты. Воистину народными праздниками среди них были годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. К каждому юбилею начинали готовиться заранее, встречали дату новыми достижениями в труде, обязательным торжественным заседанием и докладом, текст которого появлялся в печати. Самые важные выступления, наряду с материалами партийных съездов, изучали на специальных политзанятиях, конспектировали в школах и вузах. На них положено было ссылаться в научных работах, рефератах, дипломах и сочинениях.

«Анекдотов» - потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления ведущих политических деятелей (приложение 3).

Вспомним основные этапы развития СССР в период с середины 60-х до середины 80-х г.г.

(Звучит музыка «Мой адрес – не дом и не улица. Мой адрес – Советский Союз)

На партах у всех раздаточный материал – Приложение 3.

Выступления учащихся (сопровождаются презентациями):

1964 год: это год расцвета советского кино («Я шагаю по Москве», «Родная кровь», «Живет такой парень» и др.), это год театрального бума – в Москве «Таганка», «Современник», «Ленком», в Ленинграде – БДТ. В 1964 г. страну захватила волна битломании. Группа «Битлз» становиться настолько популярной, что даже в СССР (несмотря на «железный занавес») появилась группа «Сокол», подражавшая западному ансамблю. В 1964 г. продолжалось освоение космоса. Тогда в космос полетели впервые сразу 3 человека на многоместном корабле «Восход».

Поворотным событием года стало смещение Н.С.Хрущева. Это был государственный переворот.

1965 год: советская наука добилась потрясающих успехов. В 1965 г. тогда еще никому не известный хирург С. Федоров в городе Чебоксары совершил первую свою операцию с искусственным хрусталиком из пластмассы. Его первой пациенткой была Лена Петрова, которой было возвращено зрение. Операции запретили, но врач уехал в Архангельск и продолжал их делать. Всемирно известный хирург С. Федоров (трагически погибший летом 2000 г.) вернул зрение 25 млн. советских людей.

1965 г. иногда называют годом реформ. Тогда вернулись к старой системе управления экономикой, т.е. министерствам, обслуживающим отрасли. Создали госкомитеты – Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Стало ли лучше экономике СССР от этих новшеств? В октябре 1965 г. приняли постановление о планировании экономики и о предприятии. Его цель – расширить автономию предприятий.

Была создана знаменитая фирма «Мелодия», которая стала выпускать пластинки. Простая пластинка стоила 1 рубль 60 копеек, а стереофоническая – 3 рубля. Первая пластинка включила материалы журнала «Коммунист» и «Партийная жизнь». В 1965 г. исполнилось 20 лет со дня победы в Великой Отечественной Войне, и лишь с этого времени праздник Победы официально стал считаться выходным днем. И 8 марта тоже.

1966 год: в апреле 1966 г. на XXIII съезде КПСС Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Л. И. Брежнев. К власти пришла так называемая «Днепропетровская группировка» (Днепропетровск – город, где еще до войны Л. Брежнев начал свою политическую карьеру). В нее входили К. У. Черненко, Д. А. Кунаев, В.В. Щербицкий и др. Наступил «золотой век» партийно-государственного аппарата.

В апреле 1966 г. в г. Ташкенте произошло землетрясение силой 7,5 баллов. В момент землетрясения многие всерьез подумали, что началась «атомная война». Рушились дома, летели кирпичи, образовывались трещины, и в этих домах жить уже было нельзя – их разрушали потом специально. Всего погибло 40 – 50 человек, 8 человек умерли от стрессов и переживаний. В Ташкент приехали Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин, город стал «открытым». Вся страна устремилась сюда. Привозили продукты, фрукты, хлеб – все это раздавали бесплатно. На улицах были видны котлы для приготовления пищи, палатки. Вот как писал А. Вознесенский в мае 1966 г.:

И как буквы Анкеты

В нашу ночь зажжены

Абажуры ташкентских палаток…

Будет полный порядок.

Спи, Ташкент,

Ты любимый ребенок страны.

1967 год: этот год был юбилейным для СССР – годом 50-летия советской власти. В честь этого события появились кинотеатр «Октябрь» на Калининградском проспекте, Вечный огонь у Кремлевской стены, Телецентр в Останкино, начали выпускать даже печенье «Юбилейное», и др. Благодаря строительству Телецентра в Останкино появилось цветное телевидение. Телецентр был сооружением замечательным. Центр тяжести здания находится внизу, а наверху, на расстоянии 337 метров от земли, - ресторан «Седьмое небо».

В 1967 г. в СССР проводился знаменитый Щекинский эксперимент.

Был определен стабильный фонд заработной платы на 1967 – 70 гг., которым Щекинский химкомбинат должен был распоряжаться. Экономия этого фонда за счет сокращения 870 человек рабочих и повышения производительности труда других привела к значительному повышению заработной платы. В 1969 г. 200 предприятий работали по этому методу.

В апреле 1967 г. произошло печальное событие – погиб космонавт В.М. Комаров. Это случилось при испытании нового корабля «Союз». Это был первый запуск после смерти С. П. Королева. Гибель космонавта потрясла всю страну и мир.

В СССР в 1967 г. вышли кинофильмы « Война и мир», «Кавказская пленница», «Старшая сестра», «Вертикаль», «Начальник Чукотки», «Неуловимые мстители» и др.

1968 год: критик А. И. Кондратович писал: «Более мрачного года, чем 68-й, я не знаю. Был 37-й, но он был скрыт для многих. Был 52-й, но 53-й унес Сталина и забрезжила надежда. 68-й – крах последних иллюзий и надежд».

В политической жизни Чехословакии началась знаменитая «весна». В обращении 1968 г. «Две тысячи слов» было написано: «мы должны выполнить нашу цель – гуманизовать этот режим. В противном случае реванш старых сил будет жестоким. Эта весна, как время после войны, - великий шанс, который нам дан.» «Пражской весне» была противопоставлена «брежневская доктрина». Советские войска и войска союзников вторглись в Чехословакию якобы для оказания «братской помощи».

25 августа 1968 г. на Красной площади состоялась демонстрация семи человек с протестом против вторжения в Чехословакию.

Немногочисленные активисты-диссиденты передавали гласности многочисленные случаи произвола и нарушения прав человека через машинописные листовки брошюры, журналы, так называемые «самиздат» и «тамиздат». О «самиздате» тогда ходили такие шутки: «Сам пишу, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за это».

1969 год: В январе 1969 г. произошло событие неизвестное тогда никому. Младший лейтенант советской армии В.Ильин совершил покушение на Л.И.Брежнева и А.Н.Косыгина. Правительство и космонавты направлялись в Кремль по случаю успешного завершения космического полета В.А.Шаталова, Волынцева, Е.В. Хрунова, А.С. Елисеева. Когда вторая по счету машина свернула (там и находились Брежнев с Косыгиным), то вторым в колонне стал автомобиль с космонавтами А.А. Леоновым, В.В.Терешковой, А.Г. Николаевым, Г.Т. Береговым. Они-то и подверглись обстрелу при въезде в Кремль. Шофер машины был убит.

1970-е годы: Начинается новая гонка вооружений. Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни советских людей, а порой и подрывали его.

В условиях диссидентского движения в стране, проявления социальной напряженности власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова (1967 г.) борьбе с инакомыслием стало уделяться еще больше внимания.

Принятая 7 октября 1977 года Конституция СССР стала четвертым за 60 лет советской власти Основным Законом. В ст.6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе.

Уже в 70-е годы в некоторых областях стала вводится карточная система распределения продуктов. Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966-1970 гг. упал до 2,1% 1981-1985 гг. По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77 место в мире.

1979-1982 годы: Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского руководства стала война в Афганистане. 25 декабря 1979 г. по решению высшего руководства на территорию Афганистана были введены советские войска. По официальным данным в этой необъявленной войне погибло около 14 тыс. советских солдат, ранено – 35 тыс., пропало без вести или попало в плен – более 300. А начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия.

В 1980 году Москва встречала гостей и участников Олимпийских игр; в этом году из Афганистана приходят первые цинковые гробы; умирает В.Высоцкий.

После смерти Брежнева (10 ноября 1982 г.) во главе партии и государства встал Ю.В.Андропов, приход которого в народе был встречен с симпатией и породил надежды на перемены к лучшему. Но в феврале1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К.У.Черненко, человек старый и больной, сторонник Брежневской системы. 10 марта 1985 года Черненко умер. Менее чем через сутки Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем ЦК М.С. Горбачева1.

Учитель: Мы совершили мысленное путешествие по 60-80-м годам. Итогом нашего путешествия станут вопросы, которые мы обсудим на этом уроке. Итак, начинаем!

Как изменилась политическая ситуация в стране после отставки Н.С.Хрущева?

(обсудить слова Хрущев о своей отставке: «Я уйду и драться не буду, раз вы все против. Рад за Президиум, за его зрелость… В этом есть доля и моей работы…Может, самое главное, что я сделал, как раз в том, что они смогли меня снять простым голосованием. Сталин бы велел их всех арестовать».)

(На доске слайд с портретом Н.С.Хрущева и цитатой)

Какие качества Л.И.Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и в Советском государстве?

Учащиеся с опорой на тест § 34 учебника и подготовленные ими дополнительные материалы проводят сравнительный анализ политики Л.И.Брежнева и Н.С.Хрущева и определяют насколько политика Брежнева соответствует требованиям времени.

Вместе с учащимися учитель раскрывает понятие «коллективное руководство».

1965 г. иногда называют годом реформ. Что нового внесла реформа промышленности и с/х в экономическую жизнь страны? Как вы понимаете термин «хозрасчет»? По материалам учебника и доп. материалам заполняют таблицу тетради (на доске слайд со схемой из коллекции http://схемо.рф/shemy/istorija/tablicy-po-otechestvenoi-istori-2005-g/3072.html):

Реформа в сельском хозяйстве

Реформа в промышленности

- уменьшение плана обязательных поставок зерна;

- установление твердого плана закупок продукции на 5 лет;

- повышение закупочных цен;

- введение надбавок к ценам на сверхплановую продукцию;

- введение гарантированной оплаты труда колхозников;

- отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств;

- укрепление материально-технической базы с/х

- переход от территориального принципа к отраслевому;

- совершенствование планирования и повышение самостоятельности предприятий;

- усиление экономического стимулирования и повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов

Период правления Л.И.Брежнева назван, как известно, «застоем» или «временем упущенных возможностей». Обучающиеся раскрывают понятие «застой» (обращается внимание учащихся на определение термина из коллекции http://fcior.edu.ru/catalog)

Какое из данных определений: «застой» или «время упущенных возможностей» более точное и почему? (работа с источником)

Обратите внимание на характеристику стиля советского руководства, данную Ф.М.Бурлацким:

«Брежнев по своей натуре, характеру, образованию и карьере был типичный деятель областного масштаба. Люди такого стиля не очень компетентны при решении содержательных вопросов экономики, культуры или политики. Но зато они прекрасно знают, кого и куда назначить, кого, чем и когда вознаградить. Леонид Ильич хорошо поработал, чтобы посадить на руководящие посты - в парторганизациях, в экономике, науке, культуре - проводников такого стиля, "маленьких Брежневых", неторопливых, нерезких, невыдающихся, не особенно озабоченных делом, но умело распоряжающихся ценностями.

Один из инфантов Брежнева рассказывал о разговоре, который произошел на даче в Завидове, где готовилась очередная речь. Кто-то сказал Брежневу о том, как трудно живется низкооплачиваемым людям. А тот ответил: «Вы не знаете жизни. Никто не живет на зарплату. Помню, в молодости, в период учебы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда - один себе. Так все и живут в стране». Да, верно говорится: рыба гниет с головы. Брежнев считал нормальным и теневую экономику, и грабительство в сфере услуг, и взятки чиновников.

То было двадцатилетие упущенных возможностей. Технологическая революция, развернувшаяся в мире, обошла нас стороной. Ее даже не заметили, продолжая твердить о традиционном научно-техническом прогрессе»2.

Опираясь на тест учебника (с.287-288) определите причины «застоя». Записывают в тетрадь.

Отсутствие стимула для внедрения новой техники, технологий, повышения качества продукции и производительности труда.

Отсутствие конкуренции

Нерациональное использование рабочей силы.

Диспропорция в оплате труда.

Непомерно большой аппарат управления.

Порассуждайте, носили ли названные причины объективный характер?

Какой уровень жизни имели советские люди в тот период (зарплата, цены, жилье)?

( Я предлагаю ребятам сопоставить уровень з/платы и цены на товары в 70-е-середине 80-х годов – слайд на мультимедийной доске):

Средняя з\плата рабочих и служащих составляла 195 руб.,

а минимальная – 70 руб. в месяц.

Товары народного потребления:

Наручные часы стоили в среднем 25 руб.,

велосипед – 90 руб.,

магнитофон – 310 руб.,

колготки – 3 рубля,

обувь – 10-30 рублей.

легковой автомобиль – 7840 руб. (правда, купить его было очень непросто)

Продукты:

1 кг хлеба – 20-40 коп.,

молоко – 16 коп. (0.5 л),

картофель – 14 коп.,

мясо – 1 рубль 81 коп.,

порция мороженного стоила от 20 до 48 коп.,

колбаса, сыр – от 1 рубля 70 коп. до 2 руб. 60 коп3.

Таким образом, на питание в семье рабочих и служащих по официальным данным расходовалось немногим более четверти совокупного дохода. Делаем вывод, что большинство советских семей в то время малообеспеченными себя не чувствовали (вспоминаем интервью с родителями). Но в то же время СССР находился на 77 месте в мире по личному потреблению.

Этот период характеризуется развитием инакомыслия в стране. В чем причины возникновения диссидентского движения в СССР? Почему его оформление приходится именно на середину 60-х- начало 70-х годов?

Почему возникла необходимость принятия новой Конституции 1977 года? Какие противоречия содержались в Конституции СССР? Почему многие положения Конституции существовали только на бумаге?

Вывод: Время правления Брежнева принято называть периодом «застоя» потому, что реальная власть принадлежала партаппарату; органам государственной безопасности; различным структурам ВПК. Во власть постепенно проникали представители теневой экономики и мафиозные структуры. Это не могло не сказываться на судьбах простых людей. Вынужденные приспосабливаться к политической и идеологической реальности, они привычно повторяли государственные лозунги, при этом могли думать иначе, а свою повседневную жизнь строили на основе общечеловеческих истин и «житейской мудрости». Качество жизни все более ухудшалось, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке. Огромные средства страна тратила на вооружение и участие в региональных конфликтов. Наша страна оказалась в тупике развитого социализма. Что дальше?

Итог урока: кроссворд «Политика и экономика: от реформ к застою»

http://puzzlecup.com/?guess=AE5706F94849D4AU (Приложение 1)

Домашнее задание §34, 36 и письменное задание в Дневник.ру

(задание из «Решу ЕГЭ»)

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

«Пе­ри­од ру­ко­вод­ства стра­ной Л.И. Бреж­не­ва ха­рак­те­ри­зу­ет­ся кри­зи­сом в СССР, охва­тив­шим в раз­ной сте­пе­ни все сферы жизни об­ще­ства».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

Приложение 3.

Статистика основных показателей в промышленности и сельском хозяйстве

Финансирование аграрного сектора в 1966-1980 гг. – 383 млрд. руб. (78 % капиталовложений за все годы Советской власти).

Прирост объема производства в промышленность и с\х:

- 8 пятилетка – 50% и 21%

- 9 пятилетка – 43% и 13%

- 10 пятилетка – 24% и 9%

- 11 пятилетка - 20% и 6%.

Причины:

Спускаемую норму прибыли увеличивали не за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции, а за счет повышения цен.

- Темпы прироста нац. дохода упали с 7,7% (8 пятил.) до 3,5% (11 пятил.);

- темпы прироста производительности труда снизились с 6,8 до 3%.

Преобладание экстенсивных методов ведения хозяйства – на каждый 1% прироста продукции приходилось затрачивать от 1/3 бюджетных ассигнований в годы четвертой пятилетки до 56 % в 11 пятилетке.

Соответственно сокращалось финансирование социально-культурной сферы:

с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г.

3. Практически полностью были исчерпаны людские ресурсы. Из-за низкой рождаемости доля молодежи, занятой в общественном производстве уменьшилась с 12 млн. чел. В 1971-1975 гг. до 3 млн. чел. в 1981-1985 гг.

4. Перемещение сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири; сокращение пахотного клина на 1%.

Потери с\х продукции составляли от 20 до 40% урожая!

5. Директивная экономика подпитывалась за счет ресурсов аграрного сектора.

К началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности; 60% - строителей; 75% - работников с/х.

Доля топливно-сырьевого экспорта за 1960-1985 гг. поднялась с 16,2 до 54,4 %,

А доля машин и сложной техники упала с 20,7 5 до 12,5%.

Количество управленцев к 1985 г. насчитывало 18 млн. чел., то есть по 1 на 5-6 работающих.

К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.

Приложение 3.

Социальная сфера:

Общая численность населения СССР по данным переписи 1979 г. – 262,4 млн. чел.

Горожане – 62%.

На здравоохранение тратилось не более 4% нац. дохода (в развитых странах – 12%);

С 1970 по 1985 гг. уменьшилась средняя продолжительность жизни – СССР откатился на 35-е место в мире; по уровню детской смертности – на 50-е.

Жилищное строительство сократилось с 17,7 в 1966-70 гг. до 15,1% в 1981-85 гг.

Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966-1970 гг. упал до 2,1% в 1981-1985 гг.

Доля з\платы в нац. доходе в промышленности составляла 36,5% в СССР,

В США – 64%, в ряде других стран – до 80%.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77 место в мире.

На душу населения в СССР в 1975 г. получалось потребление:

40 кг мяса и мясных продуктов (норма 82 кг)

250 кг молока и молочных продуктов (норма 405 кг)

Приложение 3.

Анекдоты:

Чем отличается Брежнев от королевской пешки? Пешка ходит е-два – е-четыре, а Брежнев – едва-едва.

Трансляция очередного съезда КПСС. Голос диктора: «В зал вносят членов политбюро. Делегаты съезда встречают их бурными овациями».

Брежнев делает доклад на съезде: «А в будущей пятилетке мы будем жить лучше». Пауза – нет оваций. Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?».

На улице милиционер поднимает пьяного.

- Как тебя зовут?

- Не знаю.

- Где живешь?

- Не знаю.

- Где работаешь?

- Не знаю.

- Какой сейчас год?

- Юбилейный.

В тюрьме:

- Ты по политической или уголовной статье сидишь?

- По политической. Я сантехник. Вызвали меня в горком , я посмотрел и сказал: «Тут всю систему менять надо!».

Доклад на собрании:

- Капиталистические страны загнивают и находятся на краю пропасти!

Вопрос из зала:

- А что они там делают?

- Смотрят, что делаем в пропасти мы.

Встретились американец и русский и заспорили, где больше свободы слова. Американец говорит:

- У нас самая настоящая свобода слова. Мы можем стать у Белого дома и критиковать своего президента.

Русский:

- А у нас еще больше свободы слова. Мы можем стать у Кремля и тоже критиковать вашего президента.

ПОСЛОВИЦЫ И ЛОЗУНГИ:

Партия – наш рулевой!

Народ и партия – едины!

«За коммунистами пойдешь – дорогу в жизни найдешь!»

«Набирайся силы у груди матери , а ума у коммунистической партии!»

«Славится поле снопами, а Советское правительство – делами!»

«Потому нам хорошо живется, что дружба народов в стране ведется!

Приложение 1

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

2 

3 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

4 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

5 

  

6 

  

  

7 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

8 

  

  

  

9 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

10 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

11 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

12 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

«Политика и экономика: от реформ к застою»

http://puzzlecup.com/?guess=AE5706F94849D4AU

По горизонтали:

2. Так охарактеризовали время правления Л.И. Брежнева.   5. Преступное использование должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.   11. Политика отказа от критики культа личности Сталина.   12. Государственный строй, осуществляющий полный контроль над всеми областями общественной жизни.  

По вертикали:

1. Метод хозяйствования, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности.   3. Страна, в которую в декабре 1979 года был осуществлен ввод войск, приведший к новому витку гонки вооружений.   4. Перечень наиболее важных должностей, кандидатуры на которые рекомендовались и утверждались комитетами компартии, а также лица, занимавшие эти должности.   6. Перемещение руководящих кадров.  7. Важнейшая, составная часть номенклатуры, включающая в себя высшее и среднее партийное руководство.   8. 4-й за 60 лет Советской власти Основной Закон, принятый 7 октября 1977 г.   9. Условное деление на периоды в годах экономического развития страны.  10. Первая фаза коммунистической формации, идущая на смену капитализму.  

1 См. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий. М.2001. С.212-222

2 Плоткин Г.Н. Материалы и познавательные задания по отечественной истории для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений: учебная литература. М. 1996.С.224

3 Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий. М.2001. С.192

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Классно! Спасибо!

1 June 2016

Очень серьёзная и объёмная работа!

17 March 2017

Хороший урок. Спасибо

14 January 2020