Познавательная деятельность учащихся на уроках физики
Гаврилина Л.А.
МКОУ Синявская СОШ
Таловский район
Познавательная деятельность учащихся на уроках физики.
Учение – это труд, серьезный, требующий большого упорства и настойчивости. Учебно-познавательная деятельность – это самоуправляемая деятельность обучающегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающаяся овладением для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.
В своей знаменитой книге «Великая дидактика» Я. А. Каменский писал: «Какое бы занятие ни начать, нужно, прежде всего, разбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». Одновременно с этим нельзя забывать и о том, что «ученье, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли» - К. Д. Ушинский.
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Большинству обучающихся предмет «Физика» дается нелегко, они не умеют учиться, не уверены в своих силах. И как следствие этого - потеря интереса к изучению предмета. Обучающиеся не видят связь курса предмета «Физика» со своей будущей профессией.
Разработанные способы повышения активизации познавательной деятельности курса «Физика» позволяют целенаправленно формировать характер общения в процессе взаимодействия преподавателя и обучающихся. Практическая значимость представленного материала состоит в том, что предложенные способы активизации познавательной деятельности можно использовать в практической деятельности образовательных учреждений.
Способы повышения познавательной активности в типичных
учебных ситуациях:
1. Использование в учебном процессе высказывания, афоризма или
пословицы, стихов.
2. Иллюстрация физических понятий и законов примерами из жизни.
3. Интеграция знаний, умений и навыков по предмету «Физика» с предметами профессиональной подготовки.
4. Использование наблюдения для организации творческой деятельности
Обучающихся.
5. Решение качественных задач методом «мозгового штурма».
6. Использование дифференцированного подхода при решении количественных задач.
7. Оптимальное использование средств обучения.
В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы, электронные ресурсы. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и физического кабинета в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Использование презентационных материалов на уроках физики помогает: рационализировать формы преподнесения информации (экономии времени на уроке); повысить степень наглядности; получить быструю обратную связь; отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся; создать эмоциональное отношение к учебной информации;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету; использование компьютера позволяет усилить мотивацию учения. Ученики становятся более самостоятельными, коммуникабельными, уверенными в себе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.