12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Комкова Ольга Викторовна713
Россия, Челябинская обл., п.Мирный

О.В. Комкова

п.Мирный


Обзор образовательных технологий применяемых в ДОУ


В данной статье рассмотрены виды современных педагогических технологий и их эффективном использовании в практике работы дошкольного образовательного учреждения.


После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Современная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей дошкольного возраста.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

В современном мире в работе с детьми недостаточно использовать традиционные технологии. Всё чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приёмов, обеспечивающих эффективность и качество воспитательно – образовательной работы. Использование современных образовательных технологий является важным условием успешной работы педагога. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

   Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. 

Цель педагогических технологий: повышение качества воспитательно – образовательного процесса.

Основными задачами педагогических технологий являются:

формирование здорового образа жизни детей;

охрана жизни и укрепление здоровья детей;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;

повышение мотивации к организованной образовательной деятельности;

повышение результативности воспитательно – образовательной работы.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии ;

технологии проектной деятельности ;

технология исследовательской деятельности ;

 информационно-коммуникационные технологии ;

личностно-ориентированные технологии ;

технология портфолио дошкольника и воспитателя ;

игровая технология ;

технология «ТРИЗ» и др. 

 Наш детский сад постоянно находится в поиске нового. Для реализации государственного стандарта в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия в свете современных требований. Имеется достаточно развивающего оборудования, методического и дидактического материала для образовательной деятельности, создана современная предметно-развивающая среда в соответствии с ООП.

В нашем ДОУ комплексно решаются задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряются в этот процесс наиболее эффективные технологии.

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая

 -Музыкотерапия

 все  наши педагоги  используют музыку при организации режимных моментов, перед сном  и после сна . Под тихую классическую музыку дети  засыпают, а встают . просыпаются  под  пение птиц. Также музыкотерапия  используется  при проведении интегрированных занятий, во время  рисования, аппликации и др.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

физкультурные занятия, ритмика, проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,

- Коррекционные технологии:

 технологии развития эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.

Задачи каждой из этих групп связаны с общими задачами здоровьесберегающего образования в нашем детском саду.

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья ДОУ отводится обучению дошкольников правильному дыханию.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений, также обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников. Важность использования нетрадиционного  материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т. к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Разработанные педагогами учреждения комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня.

Большое внимание уделяется стопотерапии - профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Использование различного нетрадиционного оборудования позволяет прививать интерес к выполнению данных упражнений. Для достижения положительного результата упражнения включаются во все режимные моменты. Использование дорожек здоровья, массажных ковриков, собирательных тренажеров и многого другого повышают эффективность таких упражнений.

В связи с ростом гиподинамии среди детей актуальным стал вопрос включения в оздоровительную работу методики игрового стретчинга.

Применяемая методика игрового стретчинга  направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.


«Игровые технологии в ДОУ»

Умение правильно подобрать игровые методики – залог успешной работы. Благодаря игровым технологиям, учебный процесс легко проходит в течении всего дня в режимных моментах.

Ни для кого не секрет, что игровая педагогическая технология – это наука о способах взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе с использованием ряда игровых методик, объединенных одной темой.

Практика показала, что использование игровых технологий в нашем ДОУ существенно повысило интерес воспитанников к учебной деятельности, они лучше стали запоминать материал, их сознание и мышление стало более раскрепощенным. Отсюда повысился уровень усвоения детьми знаний.

В работе с детьми используются:

- печатные настольные игры: лото, домино, шесть картинок, пазлы и т. д.

Так же в нашем ДОУ применяют элементы игровой технологии Никитиных.

Эта методика интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов. Эта методика рассчитана не столько на детей, сколько на совместную игру воспитанников с педагогом.

Методика Никитиных включает в себя головоломки для развития логического и образного мышления, набор задач, направленных на распознавание и достраивание различных образов, которые можно выполнить с помощью квадратиков по принципу пазла или конструктора.

Дидактический материал «Блоки Дьенеша» .

Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения..

Так же в ДОУ используются палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера широко применяются в образовательной области «Познавательное развитие». Они помогают ребенку научиться:

- различать расположение предметов в пространстве ;

- осознать математические понятия, сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества;

- осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;

- освоить навыки – сложение и вычитание;

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

Не могу не отметить дидактические игры Воскобовича. Развивающие игры В.В. Воскобовича не зря называются лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который малыш имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры.

Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая технология. В её основу заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

На сегодня эта игровая технология включает в себя около 50 игр. В нашем ДОУ применяются игры «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича.

Хочу заметить, что применение раннее заявленных игровых технологий, положительно влияют на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, т. к. обладают двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

В результате у детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшились память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям, понимание математической речи. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника.

«Технологии проектирования в ДОУ»

Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. При  использовании  технологии проектной деятельности педагог формирует  субъективную позицию у ребёнка, раскрывает его индивидуальность, реализует  интересы и потребности, что в свою очередь способствует  личностному  развитию ребенка.

 Проектная деятельность стала для нас приоритетнойКритерием того, что данный принцип работает, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого.

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - основа взаимодействия субъектов. Работая по проектной деятельности, мы пришли к выводу, что развитию личности ребёнка способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления.

На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт  возможность  ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции детского сада и семьи в совместной творческой деятельности.

Педагоги ДОУ активно участвуют  в проектной деятельности .

Внутри ДОУ  был осуществлены  проекты  и акции: «Золотая осень»,  «День  земли»,  «Хлеб- всему голова», ««Помоги зимующим птицам» , «Новогоднее волшебство» «В здоровой семье- здоровые  дети»  и  др. Результатом работы воспитателей, детей и их родителей стали:

- Выставка поделок из природного и  бросового материала;

- Выставка поделок к празднику «День Победы»;

- Мастерская  Деда Мороза»

- Выставка поделок из овощей и фруктов «Праздник  Урожая»

- Изготовление кормушек (кормушки были развешены на территории ДОУ);

- Выставка поделок  «Космос».


    «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ»

     В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, что бы психическое развитие разворачивалось на процесс саморазвития. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развитие способности сравнивать, подчеркивание характерных свойств объектов, обобщение их в соответствии с определенной особенностью, получение удовлетворения от найденного решения . Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше узнает мир, поэтому приоритет в работе с детьми должен быть уделен практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Данная технология  активно  используется  педагогами в экспериментальной деятельности. В течении этого учебного года   перед педагогами ДОУ стояла задача   по активизации познавательно-исследовательской  деятельности с детьми всех возрастов, начиная с раннего возраста.  В нашем детском саду педагоги создали  условия  для экспериментальной деятельности. Был создан большой «Центр науки», где в течении всего года изучались принципы, методика использования данной технологии,  дети проводили опыты, открытые просмотрыВ результате занятий познавательно- исследовательской деятельностью у детей повысился интерес к познанию природы, улучшилось восприятие учебного материала по ознакомлению с миром природы     


     «Технология ТРИЗ в ДОУ»

В этом году  педагоги старших групп   начали  использовать в  работе с детьми   технологию ТРИЗ   (теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение  работать с любыми информационными потоками,  систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Технология ТРИЗ успешно применяется в обучении детей дошкольного возраста и как универсальный инструментарий используется на всех занятиях.. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира

«Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ»

        В нашем дошкольном учреждении на данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, телевизор, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат.

Применяемые нами информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

-мультимедийные презентации;

-информационно-обучающие компьютерные программы;

-интерактивные  игры.  

        Сегодня ИКТ позволяет:

показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал;

привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

       Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Интерактивные  игры  используются  на  НОД, а так же на олимпиадах для дошкольников.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интелектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.              

        Необходимо отметить, что  педагогов на должном уровне освоили технологию портфолиокак способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений своей работы и достижений   ребенка за период нахождения в детском саду. Это  позволяет воспитателям целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. В своей работе воспитатели опираются на помощь родителей и помогают им наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

   

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опираемся на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, описанных в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.