Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»
МАДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №180» «Остров сокровищ»
Степанова Елена Владимировна
«Здоровьесберегающие технологии в ДОО»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.
Наиболее значимыми для сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду являются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – это регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
-формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
-организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
-медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
-физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
-валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
-валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
-здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
При выборе здоровьесберегающих технологий учитываются условия дошкольного образовательного учреждения, возрастные и индивидуальные особенности детей, а также показатели заболеваемости детей.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению используются следующие технологии:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
- Оздоровительная гимнастика( каждый комплекс выполняется в течении двух недель).
- Игры – релаксации.
- Разные виды самомассажа (поглаживание, постукивание кулачками, кончиками пальцев).
- Привитие детям гигиенических навыков (мытье рук после туалета, перед едой, после улицы).
- Простейшие навыки оказания первой помощи (при порезе придавить, при ожоге подставить под холодную воду).
- Физкультминутки во время занятий (2-5 минут в середине занятия).
- Функциональная музыка (звуки воды, шум ветра, голоса животных).
- Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры .
- Упражнения для глаз.
2. Работа с семьей.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Консультации «Будем все здоровы», «Витамины круглый год».
- Индивидуальные беседы.
- Проведение совместных спортивных мероприятий .
3. Работа с педагогическим коллективом.
-Проведение выставок, консультаций «Значение здорового образа жизни детей и взрослых, игры на свежем воздухе».
-Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
4. Создание условий и развивающей среды.
- Приобретение спортивного инвентаря (мячи, обручи, скакалки, мешочки) и модулей разных размеров.
- Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки (дорожки и коврики здоровья).
-Разработка картотек с физкультминутками, подвижными и малоподвижными играми.
-Разработка отдельных оздоровительных комплексов утренних и дыхательных гимнастик.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.