Рабочая программа по учебному курсу «Математический поиск» (Алгебра, геометрия, 8 класс)
Пояснительная записка
Автор ресурса: Медведева Татьяна Петровна.
Должность: учитель математики.
Название ресурса: Рабочая программа по учебному курсу «Математический поиск».
Предмет, класс: алгебра, геометрия, 8 г класс.
Цель ресурса: подготовка к ВПР и начальная подготовка к ОГЭ.
Описание ресурса: программа курса разработана на основании КИМов ВПР и методических рекомендаций к ним. Предлагаемый курс позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету и развивать и закреплять интерес к математике.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на методобъединении учителей математики и информатики Руководитель МО Левченко В. В. Протокол № 1 от 26.08.2021 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР Наветняя Л.Я. 27.08.2021 г | Утверждаю: И.о.директора МБОУ Новомеловатская СОШ Нерушев А. Н. Приказ № 120 от 30.08.2021 г |
Рабочая программа по учебному курсу «Математический поиск»
(компонент основной образовательной программы ООО)
ФГОС ООО
8 Г класс
Срок освоения - I год
Составитель: Медведева Т. П.
учитель математики
первой квалификационной категории
2021
Рабочая программа учебного курса «Математический поиск» для 8 Г класса МБОУ Новомеловатской СОШ составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на 2021/2022 учебный год;
- Основной образовательной программы МБОУ Новомеловатская СОШ;
- Учебного плана МБОУ Новомеловатская СОШ на 2021-2022 учебный год ;
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Программа разработана на основании КИМов ВПР и методических рекомендаций к ним.
Курс «Математический поиск» введён по результатам мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучение курса отводится 35 часов в год.
Срок освоения программы - I год.
Актуальность программы. Предлагаемый курс позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету. Различные формы проведения занятий (тестирование, практикум по решению задач, игровые занятия, практические занятия, работа с научно - популярной литературой и др.) способствуют повышению интереса к предмету. Рассмотрение более сложных заданий, задач повышенной трудности, способствует формированию элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Основная цель программы курса - развитие и закрепление интереса к математике.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год:
- осуществлять работу по формированию предметных и метапредметных действий, в том числе овладения межпредметными понятиями, и способности использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике;
- вести подготовку к ВПР и начальную подготовку к ОГЭ.
Программа содержит как занимательный материал, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера, изучению различных арифметических методов решения задач и др.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение учебного курса «Математический поиск» по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие самостоятельности суждений, независимости, внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения задач, использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов и приёмов вычислений для работы на уроках и во внеурочной деятельности,
- включение в групповую работу,
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его, аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием,
- контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок,
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи, поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-определение последовательности «шагов» решения задачи,
-объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий,
-воспроизведение способа решения задачи,
-анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор верных, наиболее эффективного способа решения задачи;
-оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно),
-участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи, сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.
Предметные результаты:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов
2. Содержание учебного курса
Вводное занятие.
Организационное занятие: режим занятий, цели и задачи курса.
Действия с дробями
Понятия: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь», действия с ними.
Числовые неравенства
Числовые неравенства. Свойства чисел и арифметических действий.
Уравнения
Понятия: «уравнение», «корень уравнения». Решение линейных и квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений и уравнений, сводимых к ним с помощью тождественных преобразований.
Простейшие текстовые задачи
Учимся правильно рассуждать. Что значит рассуждать? Иногда нужно запастись терпением. Составление числовых выражений при решении практических задач.
Линейная функция
Линейная функция. Построение графика линейной функции.
Интерпретация графика и диаграммы. Выбор оптимального варианта
Графики. Диаграммы. «Чтение» информации, представленной в виде таблицы, диаграммы, графика. Графики реальных процессов и зависимостей.
Сравнение иррациональных чисел
Квадратный корень. Квадратный корень из положительного числа. Геометрическая интерпретация целых, рациональных, действительных чисел. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Решение уравнений вида x2 = а и √х = а.
Алгебраические выражения
Преобразование дробно-линейных выражений, использование формул сокращённого умножения.
Начала теории вероятностей
Вероятность события. Вероятность события в простейших случаях. Оценка вероятности реальных событий и явлений в различных ситуациях.
Задачи на квадратной решётке
Оперирование на базовом уровне понятиями геометрических фигур, извлечение информации о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде, применение для решения задач геометрических фактов.
Проект «Игра на площадке»
Тригонометрические функции в геометрии
Понятия геометрических фигур, применение их для решения задач.
Анализ геометрических высказываний
Оперирование на базовом уровне понятиями геометрических фигур, примеры и контрпримеры для подтверждения высказываний
Сопоставительный анализ текста и таблиц, диаграмм, графиков
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Иллюстрирование с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам.
Геометрические задачи на вычисления
Геометрические фигуры, их свойства. Применение геометрических фактов для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения. Прикладная геометрия. Использование свойств геометрических фигур для решения задач практического содержания.
Проект «Игра на площадке».
Текстовые задачи и способы их решения
Решение простых и сложных задач разных типов, а также задач повышенной трудности. Составление математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи, выполнение оценки правдоподобия результата. Задачи на проценты, на нахождение процента от числа, числа по проценту от него, на процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины. Задачи на покупки, производительность, движение.
Проект «Проценты в нашей жизни».
Итоговое занятие
Мини-проект «Непростая задача»
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Вводное занятие. | 1 | |
Числа и вычисления | 3 | |
Алгебраические выражения | 4 | |
Уравнения | 4 | |
Линейная функция. Интерпретация графика и диаграммы. Выбор оптимального варианта | 4 | |
Текстовые задачи, типы и способы их решения | 9 | |
Геометрия | 5 | |
Статистика и теория вероятностей | 2 | |
Решение тренировочных вариантов ВПР | 2 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | |
план | факт | ||
3.09 | | Вводное занятие. Цель и задачи курса. | |
10.09 | | Действия с дробями | |
17.09 | | Действия с дробями | |
24.09 | | Числовые неравенства. Свойства чисел и арифметических действий. | |
1.10 | | Алгебраические выражения. Преобразование выражений. | |
8.10 | | Преобразование дробно-линейных выражений. | |
15.10 | | Простейшие текстовые задачи. Учимся правильно рассуждать. Что значит рассуждать? Иногда нужно запастись терпением. | |
22.10 | | Простейшие текстовые задачи. Составление числовых выражений при решении практических задач. | |
29.10 | | Задачи на проценты: нахождение процента от числа, числа по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины. | |
12.11 | | Проект «Проценты в нашей жизни» | |
19.11 | | Задачи на покупки | |
26.11 | | Решение задач. Составление математической модели заданной реальной ситуации, выполнение оценки правдоподобия результата. | |
3.12 | | Линейная функция. Построение графика линейной функции. | |
10.12 | | Графики реальных процессов и зависимостей. | |
17.12 | | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Иллюстрирование с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам. | |
24.12 | | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Иллюстрирование с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам. | |
14.01 | | Геометрические фигуры, их свойства. Применение геометрических фактов для решения задач | |
21.01 | | Тригонометрические функции в геометрии. Применение их для решения задач. | |
28.01 | | Прикладная геометрия. Использование свойств геометрических фигур для решения задач практического содержания | |
4.02 | | Задачи на квадратной решётке. Решение задач на нахождение площади фигуры. Проект «Игра на площадке». | |
11.02 | | Начала теории вероятностей. Вероятность события. | |
18.02 | | Вероятность события в простейших случаях. Оценка вероятности реальных событий и явлений в различных ситуациях | |
25.02 | | Анализ геометрических высказываний. Оперирование понятиями геометрических фигур. | |
4.03 | | Анализ геометрических высказываний. Примеры и контрпримеры для подтверждения высказываний | |
11.03 | | Квадратный корень. Квадратный корень из положительного числа. Геометрическая интерпретация целых, рациональных, действительных чисел. | |
18.03 | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Решение уравнений вида x2 = а и √х = а. | |
1.04 | | Уравнение. Решение линейных уравнений | |
8.04 | | Квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений | |
15.04 | | Решение квадратных уравнений и уравнений, сводимых к ним с помощью тождественных преобразований. | |
22.04 | | Решение задач. Составление математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи, выполнение оценки правдоподобия результата. | |
29.04 | | Задачи на производительность. Выполнение оценки правдоподобия результата. | |
6.05 | | Задачи на движение. Выполнение оценки правдоподобия результата. | |
13.05 | | Решение тренировочных вариантов ВПР | |
20.05 | | Решение тренировочных вариантов ВПР | |
27.05 | | Итоговое занятие: защита мини-проектов «Непростая задача» |
Информационно-методическое обеспечение программы.
СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР. Образовательный портал. Математика 8 класс.
Учебно-методическое пособие «Математика. Подготовка к ГИА-9», издательства «Легион» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова., 2021 г.
Горбачёва Марина Юрьевна
Медведева Татьяна Петровна