Рабочая программа учебного курса «Геометрия» для 7 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Геометрия» для 7 класса составлена в соответствии составлена в соответствии в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Законом Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан".
3. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089(с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2015 N 609).
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями от 24.11.2015 №81).
5. Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 21.04.2016 N459).
6. Приказом МБОУ «СОШ №8» «Об определении списка учебников».
7. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №8».
8. Примерной программой основного общего образования по математике.
9. Программой по геометрии. Автор А.В.Погорелов.
10. Учебным планом МБОУ «СОШ №8».
11. Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №8».
Общая характеристика предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №8» на изучение геометрии в 7 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Учебник. Геометрия: 7-9 классы:учебник для общеобразоват. учреждений/ А.В. Погорелов.– М.: Просвещение, 2012-224с.
Содержание учебного предмета
Основные свойства простейших геометрических фигур ( 13ч.).
Возникновение геометрии из практики. Аксиоматическое построение геометрии. Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и её свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и её свойства. Биссектриса угла. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Прямая и обратная теоремы Аксиомы.
Смежные и вертикальные углы (8ч.) .
Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла и её свойства.
Признаки равенства треугольников (15ч.).
Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Свойство медианы равнобедренного треугольника. Свойство углов равнобедренного треугольника.
Сумма углов треугольника (14ч.) .
Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Геометрические построения (13ч.).
Круг. Окружность центр, радиус, диаметр. дуга, хорда, Сектор, сегмент. Взаимное расположение двух окружностей. Касательная к окружности и её свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник.. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника с данными сторонами. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам. Построение перпендикулярной прямой. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Геометрическое место точек. Метод геометрических мест.
Повторение (7ч.).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения геометрии ученик 7 класса должен уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
выполнять чертежи по условию задачи;
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое планирование
№ урока |
Дата планируемая |
Дата фактич. |
Тема урока |
Количество часов на изучение темы |
ЭКОР |
Примечание |
Глава I. Основные свойства простейших геометрических фигур ( 13 ч) |
||||||
1 |
1 неделя сентября |
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры. Точка и прямая |
1 |
|||
2 |
1неделя сентября |
Аксиоматическое построение геометрии. Отрезок. Измерение отрезков |
1 |
|||
3 |
2неделя сентября |
Измерение отрезков. Решение задач |
1 |
Решение задач о расстояниях между пунктами в РБ |
||
4 |
2неделя сентября |
Полуплоскости |
1 |
|||
5 |
3неделя сентября |
Полупрямая |
1 |
|||
6 |
3неделя сентября |
Угол |
1 |
|||
7 |
4неделя сентября |
Откладывание отрезков и углов. |
1 |
|||
8 |
4неделя сентября |
Решение задач на откладывание отрезков и углов |
1 |
|||
9 |
5неделя сентября |
Треугольник. Существование треугольника, равного данному. |
1 |
|||
10 |
1неделя октября |
Параллельные прямые. |
1 |
|||
11 |
2неделя октября |
Прямая и обратная теоремы. Теоремы и доказательства. Аксиомы. |
1 |
|||
12 |
2неделя октября |
Решение задач на применение основных свойств простейших геометрических фигур |
1 |
|||
13 |
3неделя октября |
Контрольная работа № 1 по теме « Основные свойства простейших геометрических фигур» |
1 |
|||
Глава II. Смежные и вертикальные углы – 8 ч |
||||||
14 |
3неделя октября |
Анализ контрольной работы. Смежные углы |
1 |
|||
15 |
4неделя октября |
Вертикальные углы |
1 |
|||
16 |
4неделя октября |
Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы» |
1 |
|||
17 |
5неделя октября |
Перпендикулярные прямые |
1 |
|||
18 |
5неделя октября |
Доказательство от противного |
1 |
|||
19 |
1неделя ноября |
Биссектриса угла |
1 |
|||
20 |
2неделя ноября |
Решение задач по теме «Биссектриса угла» |
1 |
|||
21 |
2неделя ноября |
Контрольная работа №2 «Смежные и вертикальные углы» |
1 |
|||
Глава III. Признаки равенства треугольников – 15 ч |
||||||
22 |
3неделя ноября |
Анализ контрольной работы. Первый признак равенства треугольников |
1 |
|||
23 |
3неделя ноября |
Второй признак равенства треугольников |
1 |
Вычисление расстояний до недоступных местностей |
||
24 |
4неделя ноября |
Первый и второй признаки равенства треугольников. |
1 |
|||
25 |
4неделя ноября |
Первый и второй признаки равенства треугольников. Решение задач |
1 |
|||
26 |
1неделя декабря |
Равнобедренный треугольник |
1 |
|||
27 |
1неделя декабря |
Свойство углов равнобедренного треугольника |
1 |
|||
28 |
2неделя декабря |
Равнобедренный треугольник. Решение задач |
1 |
|||
29 |
2неделя декабря |
Медиана, биссектриса и высота треугольника |
1 |
|||
30 |
3неделя декабря |
Свойство медианы равнобедренного треугольника |
1 |
|||
31 |
3неделя декабря |
Решение задач на применение свойства медианы равнобедренного треугольника |
1 |
|||
32 |
4неделя декабря |
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» |
1 |
|||
33 |
4неделя декабря |
Третий признак равенства треугольника |
1 |
|||
34 |
5неделя декабря |
Третий признак равенства треугольника. Решение задач |
1 |
Вычисление расстояний до недоступных местностей |
||
35 |
2неделя января |
Решение задач по теме « Признаки равенства треугольников» |
1 |
|||
36 |
2неделя января |
Контрольная работа №3 по теме « Признаки равенства треугольников» |
1 |
|||
Глава IV. Сумма углов треугольника – 14 ч |
||||||
37 |
3неделя января |
Анализ контрольной работы. Параллельность прямых |
1 |
|||
38 |
3неделя января |
Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей |
1 |
|||
39 |
4неделя января |
Признак параллельности прямых |
1 |
|||
40 |
4неделя января |
Решение задач по теме «Признак параллельности прямых» |
1 |
|||
41 |
1неделя февраля |
Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей |
1 |
|||
42 |
1неделя февраля |
Применение свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей |
1 |
Использование башкирского орнамента |
||
43 |
2неделя февраля |
Сумма углов треугольника |
1 |
|||
44 |
2неделя февраля |
Применение теоремы о сумме углов треугольника |
1 |
|||
45 |
3неделя февраля |
Внешние углы треугольника |
1 |
|||
46 |
3неделя февраля |
Сумма углов треугольника. Решение задач. |
1 |
|||
47 |
4неделя февраля |
Прямоугольный треугольник .Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
|||
48 |
1неделя марта |
Существование и единственность перпендикуляра к прямой |
1 |
|||
49 |
1неделя марта |
Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» |
1 |
|||
50 |
2неделя марта |
Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника» |
1 |
|||
Глава V. Геометрические построения – 13 ч |
||||||
51 |
3неделя марта |
Анализ контрольной работы. Круг. Окружность центр, радиус, диаметр. дуга, хорда, Сектор, сегмент |
1 |
|||
52 |
3неделя марта |
Окружность, описанная около треугольника |
1 |
|||
53 |
4неделя марта |
Взаимное расположение двух окружностей. Касательная к окружности |
1 |
|||
54 |
1неделя апреля |
Окружность, вписанная в треугольник |
1 |
|||
55 |
2неделя апреля |
Построение треугольника с данными сторонами |
1 |
|||
56 |
2неделя апреля |
Построение угла, равного данному |
1 |
|||
57 |
3неделя апреля |
Построение биссектрисы угла |
1 |
|||
58 |
3неделя апреля |
Деление отрезка пополам |
1 |
|||
59 |
4неделя апреля |
Построение перпендикулярной прямой. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку |
1 |
|||
60 |
4неделя апреля |
Геометрическое место точек |
1 |
|||
61 |
5неделя апреля |
Метод геометрических мест |
1 |
|||
62 |
5неделя апреля |
Решение задач по теме «Геометрические построения» |
1 |
Использование башкирского орнамента |
||
63 |
1неделя мая |
Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические построения» |
1 |
|||
Повторение курса геометрии 7 класса – 7 ч |
||||||
64 |
1неделя мая |
Анализ контрольной работы. Повторение .Смежные и вертикальные углы |
1 |
|||
65 |
2неделя мая |
Повторение .Признаки параллельности прямых |
1 |
|||
66 |
2неделя мая |
Повторение .Признаки равенства треугольников |
1 |
|||
67 |
3неделя мая |
Итоговая контрольная работа за 2016/2017 учебный год |
1 |
|||
68 |
3неделя мая |
Анализ контрольной работы. Повторение. Равнобедренный треугольник |
1 |
|||
69 |
4неделя мая |
Повторение. Прямоугольный треугольник |
1 |
|||
70 |
4неделя мая |
Повторение. Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
Контрольных работ - 6