Статья «3 типичных ошибки при изучении офисных программ на уроках информатики в школе»
Ошибка № 1. Размытое целеполагание с непонятными приоритетами
На уроках информатике в школе детей учат тому, как обращаться информацией, работать на компьютере, пользоваться определёнными программами и приложениями. И практические задания, как правило, формируются с учётом того, чтобы учащийся продемонстрировал свои знания и умения. Например, относительно офисных программ — перепечатать текст, подготовить доклад, занести данные в таблицу.
Школьники заучивают информацию и выполняют задания, но делают это только ради получения оценки. В будущем большинство из школьных заданий вряд ли пригодится в обычном жизни. Поэтому реального интереса к обучению у детей не возникает. Меж тем, это не так сложно поправить.
Например, можно предложить ученикам не просто напечатать текст по образцу, а подготовить реальное резюме. Такой навык точно будет полезен во взрослой жизни.
Пример задачи на информатике для школьников с составлением резюме в «Р7-Офис»
Если школьники будут видеть реальную пользу от изучения информатики в целом и офисных программ в частности, они будут учиться с большей охотой. То есть при постановке целей нужно исходить не только из того, чему должен научиться ребёнок. Важно донести, для чего это может пригодиться.
«Говоря об ошибках, нужно выделить главную — целеполагание, — говорит Дмитрий Павлов, школьный учитель, доцент МПГУ, автор учебников и методических пособий по информатике. — В школьном образовании весьма распространён подход «обучение ради обучения». То есть говорим детям: «А ещё можно сделать так». Но зачем это делать? Каким образом это связано с реальными потребностями ученика? Как это пригодится ему в решении значимых задач? Дети и раньше не слишком запоминали «проходной» материал. Сегодня же ответ на вопрос «Зачем?» становится для них критически важным».
Размытость целей зачастую приводит к тому, что школьники получают много лишней информации в ущерб реально полезным навыкам.
«В школьной программе не всегда понятно, какие компетенции должны получить дети при изучении офисных программ. Так, при подготовке к ЕГЭ есть конкретные задачи для редактора таблиц, которые нужно научиться решать. Когда в школе дети изучают тот же редактор текстов или презентаций, то нет точных критериев, что нужно уметь. Отсутствие чётких требований к конечному результату мешает постановке конкретных целей», — добавляет Николай Касперский, преподаватель информатики в онлайн-школе для подготовки к ЕГЭ «Вебиум».
Ошибка № 2. Акцент на эффектность без учёта реальных потребностей
Вероятно, не будет открытием, что школьные задания по информатике зачастую оценивают по внешнему виду. Особенно это заметно на примере создания презентаций, — этим современные школьники занимаются сейчас часто в российском редакторе презентаций «Р7-Офис». Написал много, красиво оформил — молодец. Значит, умеет использовать полученные знания на практике.
Но такой подход формирует ложное представление о качестве. Ученик старается сделать красиво, но не понимает самой сути задания. К примеру, ту же презентацию можно сделать просто красивой, но лучше красивой и полезной. Также при изучении офисных программ на уроках информатики очень важно исходить из того, для чего можно применять то или иное ПО.
«При изучении офисных программ стоит исходить из потребности их применения. Обычно в программу минимум входят несколько разных редакторов. Но это не значит, что их изучению нужно уделять равное время. Например, работу с текстом можно освоить достаточно быстро и навык владения текстовым редактором пригодится. Но вот на ЕГЭ по информатике более полезный навык — умение работать с табличными данными. Соответственно, лучше уделить больше времени изучению табличного редактора», — считает Николай Касперский.
Ошибка № 3. Формальное оценивание без учёта заинтересованности учащихся
Формальные оценки — это ещё одна весьма значимая проблема при предподавании информатике в школе. Ученик знает, что может получить положительную отметку, если работа будет соответствовать определённым параметрам: установленный объём, оформление по правилам и прочее. Соответственно его задача состоит лишь в том, чтобы соблюсти нужные требования. И вряд ли работа будет выполняться с реальным интересом.
Исправить ситуацию можно, если предложить выполнить увлекательную задачу. Например, не просто внести исходные данные в таблицу и использовать какие-то функции. Можно предложить рассчитать семейный или личный бюджет.
Пример задачи на информатике для школьников на составление семейного бюджета в редакторе таблиц «Р7-Офис»
Проблема формального оценивания частично обусловлена отсутствием стандартов относительно использования офисных программ.
«Серьёзная проблема — это те примеры, которые демонстрируют педагоги. Допустим, принимают работу, списанную из «Википедии» и ставят положительную отметку. В итоге учеников сложно убедить в необходимости изучения культуры оформления. Дети видят как небрежно взрослые создают презентации и текстовые документы. Они видят что можно получить пятёрку за материал с копипастом, оформленный в разных стилях и несколькими шрифтами. Оценка выставляется формально, порой даже без изучения написанного. Конечно, постепенно растёт число учителей, которые обращают внимание на эту проблему. Но между педагогами нет диалога. Отсутствует корпоративная этика. Есть единые стандарты в области информатики. А вот в сфере использования средств ИКТ, и в частности офисного ПО, в образовательном процессе стандартов не предусмотрено. При этом их наличие помогло бы решить значительную часть проблем», — считает Дмитрий Павлов.
Выводы
В целом, если суммировать всё вышесказанное — изучение офисных программ на уроках информатики в школе можно сделать более эффективным. Главным образом, для этого важно учитывать интересы учащихся, объяснять, как изучение программ поможет детям в будущем и давать задачи на практическое использование ПО.
Изучение офисных пакетов в школе — это сложная тема. Её методическая проработанность иллюзорна. С одной стороны, уже более двадцати лет детей обучают печатать и создавать презентации. С другой стороны, этот вопрос мало изучается, поскольку считается второстепенным в сравнении с тем же программированием или математическими основами. При этом важно помнить, что значительная часть детей не станут программистами или работниками IT-сферы, а вот пользователями офисных пакетов станет большинство.