Статья «Типичные затруднения детей-инофонов при освоении предметных областей "Математика и информатика"»
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 76
г.Хабаровска
ТИПИЧНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА».
Автор работы:
Пусвацет Е.В.
учитель информатики
Уровень языковой компетенции, развитость речемыслительной деятельности человека напрямую зависит от сформированности его когнитивных структур (механизмов, стратегий). Стимулирование когнитивных процессов и развитие когнитивной системы – одна из важнейших целей образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования описывает в общих чертах потенциал развития когнитивной системы младшего школьника при изучении предметной области «Математика и информатика». В соответствии с ФГОС НОО, при комплексе благоприятных условий, у выпускника начальной школы когнитивная система должна находиться на базовом уровне развития, который характеризуется умениями:
извлекать информацию из разных источников,
совмещать информацию, приходящей по разным каналам (из разных источников),
интегрировать эту информацию,
обрабатывать новую информацию, использовать ее в жизни.
оценивать и обобщать информацию.
ФГОС НОО предусматривает, что в начальной школе ребенок овладевает стратегиями:
категоризации (подведения явления, объекта, процесса под определенную категорию и признания его членом этой категории),
абстрагирования (выделения признаков, свойств, отношений предмета или явления и отвлечения их от множества других признаков, свойств, связей, отношений),
анализа (мысленного расчленения предмета, явления, процесса на части),
разработки планов деятельности, осуществления деятельности по плану,
номинирования (именования и соотнесения слова с предметом мысли),
дефинирования (раскрытия значений соответствующих терминов),
сравнения (сопоставления предметов, явлений, их свойств и установления тождества или различия между ними),
выбора (отбора варианта из системы данных альтернатив).
Школьный курс математики и других предметов образовательной области «Математика и информатика», как правило, характеризуется системным подходом к формированию названных стратегий на предметном материале.
Однако эти процессы затруднены у детей-инофонов, при условии их совместного обучения с детьми, для которых русский язык является родным.
У учащихся с уровнем языковой компетенции А2 (в соответствии со шкалой, разработанной на предыдущих этапах реализации проекта) затруднено формирование этих компетенций из-за:
низкого уровня владения предметной терминологией;
низкого темпа восприятия устной речи на слух;
низкой скорости чтения и письма на русском языке.
Такие дети испытывают трудности не только в учебном процессе, но и в межличностном общении.
Эти проблемы зачастую усугубляются наличием специфических трудностей усвоения математического материала, напрямую не связанных с уровнем языковой компетенции, например, таких как:
отсутствие устойчивых навыков счета;
незнание отношений между смежными числами;
неспособность перехода из конкретного плана в абстрактный;
нестабильность графических форм, т.е. несформированность понятия "рабочая строка", зеркальное написание цифр;
неумение решать арифметические задачи;
несформированность познавательного отношения к действительности («интеллектуальная пассивность»).
Основные причины данных затруднений (см.: Кривуля А.П. Трудности обучения математике младших школьников // http://www.uspeh-centr.ru/):
Трудности, связанные с недостаточной сформированностью операций абстрагирования, что проявляется при переходе из конкретного в абстрактный план действий. В связи с этим возникают трудности при усвоении числового ряда и его свойств, смысла счетного действия.
Трудности, связанные с недостаточным развитием мелкой моторики, зрительно-моторных координаций. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как овладение написанием цифр, зеркальное их изображение.
Трудности, связанные с недостаточным развитием ассоциативных связей и пространственной ориентацией. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся, как трудности при переводе из одной формы (словесной) в другую (цифровую), при определении геометрических линий и фигур, затруднений в счете, при выполнении счетных операций с переходом через десяток.
Трудности, связанные с недостаточным развитием мыслительной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности учащихся. В связи с этим младшие школьники испытывают трудности в формировании правил на основе анализа нескольких примеров, трудности в процессе формирования умения рассуждать при решении задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.
Трудности, связанные с несформированностью познавательного отношения к действительности, что характеризуется «интеллектуальной пассивностью». Учебную задачу дети воспринимают лишь тогда, когда она переведена в практический план. При необходимости решать интеллектуальные задачи у них появляется стремление использовать различные обходные пути (заучивание без запоминания, угадывание, стремление действовать по образцу, использовать подсказки).
У детей-инофонов, попавших в школу с преподаванием русского языка как родного в связи с переездом из другого государства, как правило, вышеперечисленные трудности присутствуют в явном виде в связи с существенными различиями в педагогических традициях подготовки детей к школе.
Функциональное недоразвитие способностей к вычислительным операциям называется дискалькулией. Под дискалькулией обычно понимается специфическая форма неспособности к обучению, а именно неспособность к математике, являющаяся характеристикой развития ребенка. В этиологии дискалькулии важная роль принадлежит нарушению функционирования систем головного мозга (преимущественно левого полушария), результатом которого является недоразвитие вычислительных способностей.
Согласно современному представлению о дискалькулии, по крайней мере некоторые из ее форм имеют генетическую этиологию. Расстройства как взрослого, так и детского возрастов характеризуются трудностями счета и другими отклонениями, включающими неспособность идентифицировать и выполнить некоторые арифметические операции (например, сложения или вычитания) и неспособность правильно идентифицировать цифру и ее символику (значение). Выделяют множество видов дискалькулии (подробнее см: Кривуля А. П. Трудности обучения математике младших школьников // http://www.uspeh-centr.ru/), хорошо знакомых каждому учителю начальных классов.
Псевдодискалькулия представляет собой недоразвитие математических способностей, возникающее в результате необразованности, отсутствия мотивации учиться, академического отставания или неадекватности обучающих программ. Анешние проявления псевдодискалькулии на поведенческом уровне сходны с проявлениями дискалькулии. Псевдодискалькулия – главная опасность, подстерегающая инофона при обучении в одном классе с детьми, обладающими более высоким уровнем языковой компетенции. Дискалькулия диагностируется с помощью специальных тестов математических способностей и тестов достижения.
Коррекционная работа с детьми-инофонами как при дискалькулии, так и при псевдодискалькулии предполагает совместное участие специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога, психотерапевта и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце коррекционных мероприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арзуманова Р.А. Речевая адаптация детей-мигрантов. - М.: МИОО, 2003.
Кривуля А. П. Трудности обучения математике младших школьников // http://www.uspeh-centr.ru/