«80-летие Победы в Великой Отечественной войне»
Градовцева Екатерина Александровна,
учитель биологии ГБОУ СОШ № 549
с углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка внеурочного занятия
«80-летие Победы в Великой Отечественной войне», 9-11 класс
(в формате РОВ)
Цель занятия: расширение и углубление представлений учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Формирующиеся ценности: патриотические качества человека и гражданина; осознание значимости вклада каждого в достижение общей цели — победы; чувство гордости за своих соотечественников; чувство ответственности за происходящее в мире; готовность встать на защиту мира и Родины.
Основные смыслы: привлечение внимания к истории нашей Родины; оказание помощи в нравственном становлении подростка как личности, в формировании нравственного идеала и воспитании патриотических качеств через изучение героизма русских людей во время войны; знакомство с вкладом в победу биологических научных учреждений, учёных-биологов.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа; обсуждение, включающее в себя элементы групповой работы. Занятие включает просмотр видеоматериалов.
Комплект материалов:
презентация
сценарий
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран
Часть 1. Мотивационная
Тот самый длинный день в году, с его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду на всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след и стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы...
К. М. Симонов
Наша Родина – уникальная многонациональная страна.
Россия — крупнейшее в мире государство, занимающее 1/9 часть суши. Страна с огромной территорией, многовековой историей, богатым культурным наследием, щедрой природой и мощным человеческим ресурсом. Страна возможностей и достижений! Всегда привлекательная для тех, кто был этого лишен.
Исторически стремление завладеть чужим побуждало многих приходить на нашу землю с оружием. Мы можем вспомнить множество исторических событий: Невскую битву, нашествие крымского хана и битву при Молодях 1572 года, польско-литовскую интервенцию 1609-1612 годов, Отечественную войну 1812 года, и, конечно, Великую отечественную войну 1941-1945 годов.
Великая Отечественная война включила в себя события, связанные непосредственно с городом, в котором мы с вами живем.
В нашей стране есть много разных традиций, которые чтят и помнят, традиций, которые передаются от предков к потомкам. Но только в нашем городе есть торжественная и памятная дата «со слезами на глазах» – День снятия блокады. Именно о нашем городе было сказало: «Был город – фронт, была блокада…». И все, кто жил в этом городе, представители самых разных мирных профессий: и рабочие, и врачи, и учителя, и артисты, и ученые – все горожане вместе вносили вклад в достижение общей цели – Победы.
В этом году наша страна празднует знаменательную дату – 80 лет Победы в Великой Отечественной войне.
На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Ее авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, местам постоянной дислокации войск и многим городам на глубину до 250-300 километров от государственной границы.
К этому времени фашистской Германией были порабощены многие европейские страны, и советский народ принял на себя самый мощный удар. Против СССР выступили вместе с Германией Румыния, Италия, через несколько дней Словакия, Финляндия, Венгрия, а в середине августа к ним присоединилась Норвегия.
8 сентября 1941 начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Мужественные жители города стойко выдержали 872 дня, в течение которых сообщение с остальной страной поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.
Согласно «Военной энциклопедии», в подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября отмечалось: «…б) сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… г) остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму. Весной мы проникаем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».
Для осуществления этого плана противник не жалел ни сил, ни вооружения: по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.
Учитель организует просмотр видеоролика о блокаде.
Блокада Ленинграда была снята через 872 дня 27 января 1944 года.
Часть 2. Основная
Учитель. Скажите, пожалуйста, если бы я попросила вас привести мне пример символа блокадного Ленинграда, что бы это могло быть?
Ответы обучающихся (Блокадный хлеб/карточки, дорога жизни, противотанковые ежи, памятники, заложенные мешками с песком, зенитные орудия в центре города, очереди к проруби на Неве, метроном, «Блокадный дневник», «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича).
Учитель. А если я предложу вам вот такой предметный ряд: крыло бабочки, ветка сосны, кочан капусты, опунция/алоэ с георгиевской ленточкой, мох сфагнум, журнал. Как вы думаете, как связаны эти предметы между собой и с темой нашего занятия?
Ответы обучающихся.
Учитель. Действительно, часть этих предметов сыграла очень важную роль в истории блокады Ленинграда и спасла многие жизни, часть является символом беспрецедентного мужества, героизма изможденных голодом и холодом людей, которые ценой своего здоровья, благополучия, а иногда и жизни спасали других, проявляя невероятную стойкость и самоотверженность в условиях нечеловеческих страданий и лишений. Эти предметы напоминают нам о том, как в самые тёмные времена человечество способно на великие поступки, когда каждый день борьбы за выживание становился настоящим подвигом. Они олицетворяют дух солидарности и взаимопомощи, которые помогали людям преодолевать ужас блокады и сохранять надежду на лучшее будущее.
Учитель. На Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга находится одно из самых необычных надгробий. Обелиск из черного гранита украшает крыло бабочки. Под крылом - хорошо замаскированный танк, который заметить сразу практически невозможно.
Под этим обелиском покоится выдающийся энтомолог XX века Борис Николаевич Шванвич. Его работы по энтомологии до сих пор входят в программу ведущих вузов России. Но мало кто знает, что свой главный вклад ученый внес в обороноспособность страны. Однажды Шванвич выдвинул гипотезу, которая полностью изменила традиционные представления о камуфляже.
Существует легенда, что в 1942 году руководством страны Борис Николаевич Шванвич был вывезен из блокадного Ленинграда для того, чтобы постараться применить свои знания в маскировочной окраске бабочек для маскировки военной техники.
Во время встречи Сталин якобы спросил профессора, сможет ли тот разработать камуфляж, который не будет заметен с воздуха, и сколько ученому понадобится времени. Шванвич ответил, что на решение задачи ему необходимо три дня. Вскоре энтомолог представил свои модели, которые при взгляде сверху как будто распадались на отдельные объекты, теряли форму.
Он предлагал такую вещь: выпуклые светлые стороны камуфлировать темными цветами, а темные впадающие - белыми или светлыми. И, таким образом, как бы единое изображение распадается.
Шванвич назвал это явление «принципом стереоморфизма», а под каким термином этот тип приобретенной, в результате эволюции, подражательной особенности живого существа, необходимой для защиты, добычи питания или продолжения рода, известен вам?
Ответы обучающихся (мимикрия).
Учитель. Один из самых страшных спутников любой войны – голод. Но такого чудовищного по протяженности во времени, по силе голода, который наступил во время ленинградской блокады, цивилизованное человечество ещё не знало. Зиму 1941 и 1942 годов ленинградцы называли «Смертное время».
Ленинградские врачи были хорошо подготовлены на случай войны. Но никто из них не был готов к голоду среди населения в таких масштабах. Медики Ленинграда встали на защиту жизни и здоровья горожан. Девиз их деятельности в условиях блокады стал: «Спасти любой ценой!».
Уже через пару месяцев блокады из лечебных учреждений Ленинграда исчезли такие популярные в мирное время диагнозы: аппендицит, язва желудка. На первый план вышло давно позабытое заболевание. Именно оно стало основой причиной смерти блокадников, но сам диагноз как причина смерти стал фигурировать лишь в 1943 году. В быту же его называли «ленинградская болезнь». О каком заболевании идет речь?
Ответы обучающихся («алиментарная дистрофия»).
Врач-патологоанатом Владимир Георгиевич Гаршин во время блокады изучал тела погибших от дистрофии ленинградцев. Ученый отметил, что многие органы истощенных ленинградцев за исключением почек и мозга уменьшались в размерах в несколько раз. Оказалось, что существует так называемое эндогенное питание, когда жизненно важных веществ извне не поступает и организм начинает питаться из запасов собственного тела. Причем, когда человек начинал опять нормально питаться, - функции этих органов и их размеры полностью восстанавливались.
В марте 1942 года врачи стали выявлять отдельные случаи заболевания еще одним страшным заболеванием, а в последующие два месяца число таких больных стало неудержимо расти. На ногах заболевших кожа становилась фиолетовой и покрывалась багровыми пупырышками. Они остекленевали и ходить было очень больно; у некоторых хромота оставалась и много месяцев спустя. Возникали боли в желудке, тело покрывалось фурункулами, лица – «запекшимися болячками». Болезнь сопровождалась нервными расстройствами, потерей мышечной силы, быстрой утомляемостью, присоединением инфекционных заболеваний. О каком заболевании идет речь?
Ответы обучающихся (цинга)
Наиболее доступным способом получения лекарства от цинги стала лапка. Учёные специально подняли архивные материалы двухвековой давности, дабы найти рецепт целебной настойки. Ещё в ХVIII веке в России ее использовали для лечения этой болезни и даже экспортировали их в аптеки Западной Европы.
Собирали лапку в лесу за Пискаревским кладбищем вручную. Трудности ее заготовки были колоссальные. Для поддержания необходимого уровня витамина С человеку нужно было выпивать ежедневно 100-200 граммов настоя из лапки. К концу ноября 1941 года в Ленинграде заработали более сотни установок: в больницах, на предприятиях, в научных и учебных заведениях, в некоторых воинских частях. Из чего готовили настой?
Ответы обучающихся (хвоя).
В 1941 году в блокадном Ленинграде участились случаи заболевания пеллагрой. Это болезнь, вызываемая нехваткой в организме витамина РР (Как иначе называется этот витамин? – никотиновая кислота), и характеризуется тремя симптомами («три Д»): диарея, дерматит, деменция. Основываясь на методе окисления никотина, в 1942 году ленинградские ученые предложили новый антипеллагрический препарат – азотнокислую соль никотиновой кислоты. Как вы думаете, что послужило сырьем для ингредиентов этого препарата?
Ответы обучающихся. (Рабочим недействующих табачных фабрик было поручено собрать оставшуюся от прежнего производства табачную пыль. Её выметали из чердаков, из вентиляционных труб. Из остатков табака биохимики выделили никотин и путем его окисления получили витамин РР.)
Учитель. И на фронте, и в тылу остро нуждались в вате, перевязочных средствах и антисептиках.
Именно тогда ученые обратили внимание на уникальные свойства растения, которое в избытке росло на болотах Ленинградской области. Оно уже много лет используется в медицинской практике в качестве перевязочного материала, поскольку обладает не только высокими газо- и влагопоглощающими свойствами, но также оказывает бактериостатический и бактерицидный эффект по отношению к патологической микрофлоре гнойных ран. Это главный образователь торфа, залежи которого образуются из-за отмирания стеблей, роста верхней части растения и его высокой влагоемкости.
О каком растении идет речь? (Мох Сфагнум) Как вы думаете, где сегодня используются его абсорбирующие свойства? (для производства подгузников и гигиенических салфеток, в частности компанией «Джонсон и Джонсон».)
А почему же не хватало ваты и перевязочных средств (кроме прямых причин)? Из чего изготавливают вату и бинты? (из хлопка) Как в Ленинграде использовали хлопок? (в основном для производства пороха. Существует множество разновидностей пороха, включая дымный и бездымный, баллистический, пироксилиновый, кордитный и другие. Традиционно для изготовления бездымного пороха используется хлопковая целлюлоза, из которой получают нитроцеллюлозу. До настоящего времени лучшим сырьем для получения нитроцеллюлозы считался чистый хлопок, собранный вручную (содержащий 93-94% целлюлозы).
Учитель. Не так давно на страницах одной известной петербургской газеты появилась необычная новость. Активисты предлагают установить в центре Санкт-Петербурга памятник… капусте!
Оказывается, задумка о создании такого памятника существует давно, вот только реализовать ее пока не получалось. Автором самой идеи выступил петербургский скульптор Вячеслав Волков. А скульптор Николай Иванов даже изготовил макет памятника — это конструкция в виде белокочанной капусты из искусственного мрамора зеленого цвета. Размер мраморной капусты – один кубический метр.
Как вы думаете, почему именно капуста удостоилась такой чести: в мраморе стоять в центре Санкт-Петербурга? И где планируется установка этого необычного памятника? Как вы, жители одного из красивейших городов мира, относитесь к этой идее? Где еще были разбиты огороды в блокадном Ленинграде? Что там выращивали?
Ответы обучающихся
Учитель. В самом центре Санкт-Петербурга находится один из старейших музеев России — Ботанический сад Петра Великого. Здесь собрана уникальная коллекция растений со всего мира. Оранжерейный комплекс, расположенный в саду, является пятым по размеру коллекции в мире и самым крупным среди северных.
Прогуливаясь по оранжереям Ботанического сада, Вы можете увидеть растения, отмеченные георгиевскими ленточками.
Как вы думаете, с чем это связано? Что общего у «отмеченных» растений? Почему именно эти растения отмечены ленточками?
Ответы обучающихся.
Учитель. Страшные события 1941-1944 годов затронули весь город. Сад ботанического института РАН пострадал в самом начале блокады: 15 ноября 1941 года фугасная бомба весом в несколько сотен килограммов упала на территорию рядом с оранжереей №17. Взрывная волна выбила стёкла самой большой в саду пальмовой оранжереи. От этого взрыва пострадала также и котельная, снабжавшая теплом представителей южной флоры. Работники сада всю ночь в двадцатиградусный мороз перетаскивали горшки с растениями в другие помещения, но большая часть коллекции тропических и субтропических растений погибла от холода на глазах у сотрудников Ботанического сада.
Это растения, пережившие блокаду! Многим из них больше 100 лет. А то, что они выжили - заслуга работников сада, которые ценой собственной жизни ухаживали за растениями, переносили их к себе домой из разрушенных оранжерей, отдавали им все свое душевное тепло и так недостающее в Северной столице зимой, тепло обычное, комнатное.
Истощенные голодом, холодом, непосильной работой и отсутствием элементарных условий для жизни, работники ботанического сада, как могли спасали редкие виды растений, некоторые из которых собирались с момента основания, с 1824 года!
Сохранены были в основном суккулентные растения, в том числе и кактусы, которые могли переносить перепады температур.
Почему Ботанический сад стал объектом для обстрелов, ведь это абсолютно «мирный» объект?
Ответы обучающихся. (Бомбы и снаряды, регулярно на протяжении всего времени блокады падавшие на территорию Ботанического сада, предназначались врагом для бункера командующего Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуца, расположенного неподалёку на Аптекарском острове.)
Учитель. В июне (2015г.) в мировом научном журнале Science появилась новостная статья российских авторов, озаглавленная «Did good genes help people outlast brutal Leningrad siege?» («Хорошие гены помогли людям пережить жестокую блокаду Ленинграда?»).
Старший научный сотрудник НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского университета, генетик, кандидат биологических наук Олег Глотов, и его коллеги провели исследование ДНК крови блокадников и обнаружили, что у всех ленинградцев, выживших в блокадных условиях 1941-1943 годов, в организме присутствуют одинаковые генетические мутации, т.н. особый «блокадный ген».
Как вы думаете, за что отвечает этот ген? (За особый обмен веществ. Была выдвинута гипотеза, что люди, попавшие в тяжелейшие условия, выжили во многом благодаря тому, что их метаболизм был настроен на медленный расход энергии. Иными словами, люди смогли пережить тот страшный голод, потому что все, что они съедали, было максимально использовано организмом.)
Голод — это гигантский стресс для организма. В таких условиях гены могут начать работать по-другому, изменить свою активность, и это "новое" состояние активности генов потом еще может просуществовать несколько поколений. Однако состояние здоровья детей блокадников ничем не отличалось от состояния здоровья детей у их сверстников, избежавших жизни в блокированном Ленинграде, а вот внуки, рожденные в семьях блокадников, достоверно чаще имели установленные хронические заболевания, чем внуки, рожденные в семьях «неблокадников». Как вы можете объяснить это явление?
Ответы обучающихся.
В ходе исследования было установлено, что в большей мере пострадали будущие внуки голодавших в блокаду девочек. Как вы можете это объяснить?
Ответы обучающихся (в силу биологических особенностей развития женского организма на этапе внутриутробного развития).
Как вы думаете, к каким потенциальным заболеваниям должны приводить генетические особенности, обеспечивающие экономичный метаболизм в нормальных мирных условиях?
Ответы обучающихся (Гены, которые помогают аккумулировать энергию, хороши при жизни впроголодь. А когда человек мало двигается и много ест — тут и возникает ожирение или диабет.)
Часть 3. Заключительная
Рефлексия. Учитель задает вопрос на выбор. Под стук метронома звучит стихотворение Кадрии Курмаевой «Был город-фронт, была блокада…», 2018г.
1 вариант. Учитель. Ребята, ответьте на вопрос, почему важно хранить память о событиях 80-летней давности? (для учащихся 10-11 класса)
2 вариант. Учитель. Ребята, поделитесь, пожалуйста вашими впечатлениями. Запишите на листочках 1 строчкой (1-2 предложения), что поразило, впечатлило, запомнилось с занятия больше всего (для учащихся 9 класса)
Учитель. 80 лет назад закончилась одна из самых страшных и трагических страниц в истории нашей страны — война, которая унесла десятки миллионов жизней и оставила незаживающие раны в сердцах людей.
Если каждого из 27 миллионов погибших в Великой Отечественной Войне почтить минутой молчания – мир замолчит более, чем на 50 лет… Если все погибшие пройдут парадом памяти – эта колонна будет идти почти 19 суток…
Мы должны помнить о том, какой ценой была завоевана победа. Каждый из нас может гордиться тем, что мы наследники великой истории, истории мужества, стойкости и самопожертвования.
И пока жива память об этом событии, пока жива в наших сердцах благодарность тем, кто отстоял право на существование нашего народа, свободу и независимость нашей Родины, наше государство будет непобедимым.
Просмотр видеоролика про блокаду Ленинграда (4:43): https://rutube.ru/video/0d84a03a6ccd6117848f77b9ad20b52e/
Стихотворение Кадрии Курмаевой:
Был город-фронт, была блокада.
О смерти пели там снаряды.
Узнал тогда наш злейший враг,
Как горд голодный Ленинград.
Здесь каждый видел, где шагала
Война в платке своем кровавом.
Как много душ влетало в небо,
Вкус позабыв краюхи хлеба.
Как превращен Петров удел
В обитель истощённых тел,
Чуть обезумевших от горя,
Но не сдающихся без боя.
Воспоминанья – жуткий сон,
Длиною в вечность будто он.
История ж осталась мигом
Страницами в красивых книгах.
О, сколько мужества и силы
В сердцах детей твоих, Россия!
Желаю верить, что потомки
Запомнят ценные уроки…
2018 г.
ПОСТРАЗГОВОР
Можно предложить ребятам дома с родителями обсудить услышанное на занятии/посетить памятные места (например, Ботанический сад и др.).
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Биология. Растения в природных сообществах: особенности строения и жизнедеятельности разных систематических и экологических групп растений. Их роль в природе и жизни человека. Животные в природных сообществах: приспособленность животных к условиям среды обитания. Размножение и развитие: органы репродукции, строение и функции; влияние на эмбриональное развитие факторов окружающей среды; наследование признаков у человека; наследственные болезни, их причины и предупреждение; роль генетических знаний.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность героям блокадного Ленинграда, представителям разных профессий, за их труд и неоценимый вклад в благополучие страны и общества.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Блокада день за днем - А.В. Буров. Лениздат 1979 г;
Величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. /Гришин В.И., Гареев М.А., Гушер А.И., Емец В.С., Кошкин А.П., Бочарников И.В., Казаков А.В. Москва, 2015.
Парфенов В. Е., Барсукова И. М., Ершова И. Н., Бойков А. А., Глушков С. О. Военный период скорой медицинской помощи Ленинграда // Скорая медицинская помощь. 2020. № 2. С. 4–8;
Статья “Скорая медицинская помощь в блокадном Ленинграде” Бузыкина Е.В. научный руководитель: Горшенин А.В. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2;
Научно-популярный журнал “Химия и жизнь”, №1 1985 г. Статья “Витамины для блокадного Ленинграда” А.Д. Беззубов;
Научно-популярный журнал “Химия и жизнь”, №1 1985 г. Статья “Витамины для блокадного Ленинграда” А.Д. Беззубов;