12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Газизуллина Чулпан44

Название работы «Автоматизация звуков [р ] и [л ]».

Авторы: 1. Учитель - логопед первой квалификационной категории Смирнова Гульчачак Мэлсовна;

2. Воспитатель первой квалификационной категории Газизуллина Чулпан Галимзяновна

Данная презентация рассчитана на старший дошкольный возраст (5-7 лет). Воспитатель применяет компьютерные презентации по коррекции звукопроизношения на индивидуальных занятиях в вечернее время.

Актуальность работы: В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

Задача: Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения – одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений навыков, следующая за постановкой звука.

Период автоматизации – трудный и долгий, поскольку на начальном этапе положение органов артикуляции еще неустойчивое и на поиск нужного артикуляционного уклада требуется время.

Однако механическое повторение речевого материала для ребенка скучное и не интересное занятие. Поэтому важно поддерживать интерес ребенка к логопедическим занятиям всеми средствами. Одним из таких средств является мультимедийная презентация.                

Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в работе воспитателя всегда сопряжено с решением узко специализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно – развивающего  обучения весьма эффективны. Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Цели:

Уточнить артикуляцию и правильное произношение звука [р];

Упражнять в правильном произношении звука [р] в слогах, словах и в стихах;

Уточнить артикуляцию и правильное произношение звука [л];

Упражнять в правильном произношении звука [л] в слогах, словах и в стихах;

Закреплять навык дифференциации звуков [р] –[л] в стихах;

Продолжать учить образовывать относительные прилагательные;

Упражнять в образовании множественного числа имен существительных;

Научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Таким образом, мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

 По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более50% того, что он видит и слышит одновременно.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Успех коррекционной работы в логопедической группе во многом зависит от взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.

Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопедической работы с отдельными детьми (3-6 человек). Сюда входят заучивание специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Воспитатель закрепляет навыки правильного произношения на индивидуальных занятиях в вечернее время. Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - утрировано. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.


 

Ожидаемый результат: Именно поэтому, наряду с применением традиционных средств коррекционного воздействия широко используем специальные компьютерные развивающие и коррекционные программы, которые являются  средством повышения и формирования содержательной деятельности детей. Начав использовать эти презентации в работе с  детьми, видно, что  интерес детей возрос, т.к. деятельность стала намного информативней, красочней. Легкая и интересная подача материала на мультимедийных занятиях помогает  детям быстрее и лучше запоминать изучаемую информацию. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность.

Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим поделиться с вами своими наработками по использованию игрового занимательного материала в работе с дошкольниками.

Содержание слайдов:

Артикуляционная гимнастика. (Слайд №2)

Закрепление изолированного произношения звука [р ] (слайды №3,4,5).

Автоматизация звука [р ] в слогах (Слайды №6, 7).

Автоматизация звука [р ] в словах. Игра «Подскажи коту названия картинок»

(слайд №8).

Игра «Четвертый лишний» (слайды № 9,10,11).

Игра «Назови правильно» (слайд №12).

Игра «Приготовим сок» (слайд №13).

Автоматизация звука [р ] в стихах (слайды №14,15).

Автоматизация звука [р ] в рассказе. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картине (слайд №16). Приложение №1.

Закрепление изолированного произношения звука [л] (слайды №17, 18).

Автоматизация звука [л] в слогах (слайд №19).

Автоматизация звука [л] в словах. Игра «Назови картинки» (слайд № 20).

Игра «Один – много» (слайд №21).

Игра «Посчитай-ка» (слайд №22).

Автоматизация звука [л] в стихах (слайды №23, 24, 25).

Автоматизация звука [л] в рассказе. Назови все слова, в названии которых есть звук [л]. Составление рассказа по картине «Золотая осень» (слайд №26).

Дифференциация звуков [р] и [л] в стихах. (слайды №27, 28).

Дифференциация звуков [р] и [л] в рассказе. Отгадывание загадок. Работа по картине. Приложение №2.

Приложение №1. Загадки:

1. Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт. 
На носу имеет рог 
Африканский … 
(Носорог).

2.У этой лошадки
Одёжка в полоску.
Похожа одёжка её
На матроску.
(Зебра).

3. Длинноногий, длинношеий 
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль).

4. Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. (Жираф).

5. Он могучий и с рогами,

В шерстяной жилетке,

На спине огромный горб,

Ест траву, а так же ветки! ( Зубр).

6. До чего большая кошка!

Поиграть бы с ней немножко.

Но мне стало не до игр,

Как узнал, что это …. (тигр).

7. Вот хорошая задумка-

На животик вешать сумку!

Можно в ней носить детей

И скакать среди степей… (Кенгуру).

Приложение №2. Загадки:

1.Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...(Солнце)

2. Приносит на хвосте 
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая 
.....(сорока). 

3.Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле
.(Белка.)

4.Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...(Волк)

5.Я в лесу ношу , ребята,
Шляпу красную в заплатах.
Шляпу бедного сеньора
По прозванью
… (Мухомора.)

6.День ли, ночь ли на дворе,
Он  всегда сидит в норе!
Дни и ночи напролёт
Роет землю сонный... (Крот)

7.Шли плотнички без топоров, 
Срубили избу без углов. (Муравейник)

8.Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравей)

9.Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет.
(облако)

10.Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку, через лес.
Повисел он и ...исчез!
(Радуга)

 11. Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК!
(Дятел)

Список используемой литературы:

Алифанова Е. А., Егорова Н.Е. «Логопедические рифмовки и миниатюры», М.: Издательство «Гном и Д», 2001.

Костюк А.В. «Логопедическая тетрадь. Звук [л ]. М.:гум. изд. центр ВЛАДОС, 2013.

Норкина Ю.Б. «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми», М.:гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Вып.3: Звук Р.

Шашкина Г.Р. и др. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: изд. центр «Академия», 2003.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.