Автоматизация звука [л] в слогах, словах, стихах
Конспект
индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, стихах»
«Путешествие с белкой»
Учитель - логопед: Поздеева Валентина Ивановна
Цель: закрепить навык практического употребления звука Л в слогах, словах,стихах.
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
- уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л];
- закреплять правильное произношение звука [л] в слогах,словах, стихах;
- закреплять навык выделения звука [л] из ряда слов;
- тренировать навыки словоизменения;
- учить образовывать приставочные глаголы;
Коррекционно -развивающие:
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание, фонематический слух;
- развивать память, мышление.
Коррекционно -воспитательные:
- воспитывать активность и самостоятельность на занятии;
- воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво.
Оборудование: настенное зеркало, пособие “Путешествие пальчиков”, массажный шарик, мяч, бумажная игрушка ”Белка”, которая одевается на пальчики ребёнка, сухой бассейн с горохом для пальцев, мелкие игрушки белка и собака, пособие "Копилка слов", пиктограммы, модели звука Л, артикуляционных упражнений, предметные картинки со звуком Л.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед:
- Я рада тебя видеть.
- Сегодня мы отправимся в путешествие, а с кем, ты узнаешь, если найдёшь игрушку со звуком [Л].
(Перед ребёнком сухой бассейн, в котором спрятаны мелкие игрушки белка и собака.)
Ребёнок достает игрушки и определяет, в каком слове есть звук Л.
Логопед:
- Кто будет с нами путешествовать?
Ребенок:
- Белка.
Пальчиковая гимнастика с массажным шариком Су — джок.
Логопед:
- Давай разомнем пальчики, выполним гимнастику.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки: (прокатывание мяча между ладоней прямыми, круговыми движениями)
Заиньке усатому, (перекладывание шарика из руки в руку на каждое слово, с одновременным сжатием шарика в руке)
Мишке косолапому,
Серому волчонку,
Колючему ежонку.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
- Путешествовать мы будем с Белочкой, но к путешествию нужно как следует подготовиться.
-Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение “Блинчик”: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе).
- А блинчик горячий, давай мы его остудим (упражнение “Остуди блинчик”: губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий край языка лежит на нижней губе, дутье на язык по середине).
- К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение “Вкусное варенье”: губы в улыбке, рот открыт, языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз, убирая язык в рот).
- После еды почистим верхние зубки (упражнение "Почистим верхние зубки": Губы в улыбке, рот открыт, широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону).
- Перед путешествием давай покачаемся на качелях (упражнение “Качели”: губы в улыбке, рот открыт, положить широкий язык за нижние зубы, потом проднять за верхние зубы, менять положение 4 раза).
2. Основная часть
Логопед:
- Когда мы произносим звук Л, губы открыты, зубы разомкнуты, язык наверху, ощущается теплый поток воздуха (показывается модель звука).
Характеристика звука.
Логопед:
- Расскажи про звук Л, какой он?
Ребенок:
- Звук Л - твердый, звонкий.
Логопед:
- Произнеси его.
Логопед:
-Отправляемся в путешествие – садимся за другой стол. (На столе пособие “Путешествие пальчиков”. На указательный и средний пальцы ребенка одевается бумажная игрушка Белка.)
Ориентировка на плоскости листа.
Логопед:
- Сначала Белочка прыгнула в левый нижний угол. (Ребенок выполняет).
Автоматизация звука Л в слогах, словах. Упражнение «Запомни- повтори».
Логопед:
- Увидела белка медведя, испугалась и громко закричала: ол-ол-ол! ал-ал-ал! (ребенок запоминает и повторяет отраженно слоги, попеременно переставляя указательный и средний палец на кружки.)
- К зайцу прибежала, рдостно сказала: алла, эллэ, ыллы, олло, уллу!
- Увидела Ежика, вежливо поздоровалась Белочка с Ёжиком: лу-лу-лу!
- Идёт Белка песенки поёт: ла-ла-ла! Лы-лы-лы!
- На дереве увидела дятла.
- Кого увидела Белка?
Ребенок:
- Дятла.
Образование приставочных глаголов. Упражнение «Что сделала белка?»
Логопед:
- Что сделала белка?
- До моста она добежа…ЛА, (ребенок образовывает глаголы с помощью приставок), по мосту …ПОБЕЖАЛА, к дому ПОДБЕЖАЛА, в дом ЗАБЕЖАЛА, из дома ВЫБЕЖАЛА.
Логопед:
- И пошла на поляну, а там снеговик наряжает елку…(Показываю картинки)
- Нужно найти картинки с игрушками, в названии которых есть звук Л.
- Белочка взяла только те игрушки, в названии которых есть звук [Л].
- Какие это игрушки?
Ребенок:
- мыло, облако, яблоко, лошадка.
Логопед:
- Пошла она на болото. Прыгает Белка по кочкам и поет:
- пла-пло-плу;
- клу-клы-кла;
- тло-тлы-тлэ;
- слэ-слу-сло. (Ребенок отраженно отрывисто проговаривает слоги, пальцы- «ножки» попеременно «прыгают» на кружки).
Логопед:
- Пошла Белка в лес.
Физминутка.
Логопед:
- Захотелось ей поиграть в игру “Один и много”. (Перекидывание мяча друг другу).
- Лапа - лапы.
- Лужа - лужи.
- Лодка - лодки.
- Клубок - клубки.
- Клоун - клоуны.
- Слон - слоны.
- Флаг — флаги.
Логопед:
- Белке очень нравится путешествовать, но пора возвращаться.
Логопед:
- Слова, с каким звуком мы сегодня произносили правильно?
Ребенок:
- Слова со звуком Л.
Логопед:
- Сложи слова со звуком Л, которые ты запомнил в "Копилку слов". (Ребенок называет по памяти слова со звуком Л.), затем считает их.
Логопед:
- Расскажи стишок про белку. (Ребенок рассказывает).
- Белый цвет,
-Белый мел,
- Белый заяц тоже бел,
- А вот белка не бела,
- Белой даже не была.
3.Заключение.
- Понравилось путешествие?
-Что было самым трудным на занятии?
- Покажи и скажи, какое у тебя сейчас настроение? (Ребенок выбирает пиктограмму и говорит веселое или грустное у него настроение).
- Какую витаминку хочешь? (Желтую).
Желаю успеха!