Автоматизация звука [л] в слогах, словах, стихах

1
0
Материал опубликован 19 April 2016

Конспект

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, стихах»

«Путешествие с белкой»

Учитель - логопед: Поздеева Валентина Ивановна

Цель: закрепить навык практического употребления звука Л в слогах, словах,стихах.

Задачи:

Коррекционно -образовательные:

- уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л];

- закреплять правильное произношение звука [л] в слогах,словах, стихах;

- закреплять навык выделения звука [л] из ряда слов;

- тренировать навыки словоизменения;

- учить образовывать приставочные глаголы;

Коррекционно -развивающие:

- развивать артикуляционную, мелкую моторику;

- развивать слуховое внимание, фонематический слух;

- развивать память, мышление.

Коррекционно -воспитательные:

- воспитывать активность и самостоятельность на занятии;

- воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво.

Оборудование: настенное зеркало, пособие “Путешествие пальчиков”, массажный шарик, мяч, бумажная игрушка ”Белка”, которая одевается на пальчики ребёнка, сухой бассейн с горохом для пальцев, мелкие игрушки белка и собака, пособие "Копилка слов", пиктограммы, модели звука Л, артикуляционных упражнений, предметные картинки со звуком Л.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед:

- Я рада тебя видеть.

- Сегодня мы отправимся в путешествие, а с кем, ты узнаешь, если найдёшь игрушку со звуком [Л].

(Перед ребёнком сухой бассейн, в котором спрятаны мелкие игрушки белка и собака.)

Ребёнок достает игрушки и определяет, в каком слове есть звук Л.

Логопед:

- Кто будет с нами путешествовать?

Ребенок:

- Белка.

Пальчиковая гимнастика с массажным шариком Су — джок.

Логопед:

- Давай разомнем пальчики, выполним гимнастику.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: (прокатывание мяча между ладоней прямыми, круговыми движениями)

Заиньке усатому, (перекладывание шарика из руки в руку на каждое слово, с одновременным сжатием шарика в руке)

Мишке косолапому,

Серому волчонку,

Колючему ежонку.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

- Путешествовать мы будем с Белочкой, но к путешествию нужно как следует подготовиться.

-Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение “Блинчик”: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе).

- А блинчик горячий, давай мы его остудим (упражнение “Остуди блинчик”: губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий край языка лежит на нижней губе, дутье на язык по середине).

- К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение “Вкусное варенье”: губы в улыбке, рот открыт, языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз, убирая язык в рот).

- После еды почистим верхние зубки (упражнение "Почистим верхние зубки": Губы в улыбке, рот открыт, широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону).

- Перед путешествием давай покачаемся на качелях (упражнение “Качели”: губы в улыбке, рот открыт, положить широкий язык за нижние зубы, потом проднять за верхние зубы, менять положение 4 раза).

2. Основная часть

Логопед:

- Когда мы произносим звук Л, губы открыты, зубы разомкнуты, язык наверху, ощущается теплый поток воздуха (показывается модель звука).

Характеристика звука.

Логопед:

- Расскажи про звук Л, какой он?

Ребенок:

- Звук Л - твердый, звонкий.

Логопед:

- Произнеси его.

Логопед:

-Отправляемся в путешествие – садимся за другой стол. (На столе пособие “Путешествие пальчиков”. На указательный и средний пальцы ребенка одевается бумажная игрушка Белка.)

Ориентировка на плоскости листа.

Логопед:

- Сначала Белочка прыгнула в левый нижний угол. (Ребенок выполняет).

Автоматизация звука Л в слогах, словах. Упражнение «Запомни- повтори».

Логопед:

- Увидела белка медведя, испугалась и громко закричала: ол-ол-ол! ал-ал-ал! (ребенок запоминает и повторяет отраженно слоги, попеременно переставляя указательный и средний палец на кружки.)

- К зайцу прибежала, рдостно сказала: алла, эллэ, ыллы, олло, уллу!

- Увидела Ежика, вежливо поздоровалась Белочка с Ёжиком: лу-лу-лу!

- Идёт Белка песенки поёт: ла-ла-ла! Лы-лы-лы!

- На дереве увидела дятла.

- Кого увидела Белка?

Ребенок:

- Дятла.

Образование приставочных глаголов. Упражнение «Что сделала белка?»

Логопед:

- Что сделала белка?

- До моста она добежа…ЛА, (ребенок образовывает глаголы с помощью приставок), по мосту …ПОБЕЖАЛА, к дому ПОДБЕЖАЛА, в дом ЗАБЕЖАЛА, из дома ВЫБЕЖАЛА.

Логопед:

- И пошла на поляну, а там снеговик наряжает елку…(Показываю картинки)

- Нужно найти картинки с игрушками, в названии которых есть звук Л.

- Белочка взяла только те игрушки, в названии которых есть звук [Л].

- Какие это игрушки?

Ребенок:

- мыло, облако, яблоко, лошадка.

Логопед:

- Пошла она на болото. Прыгает Белка по кочкам и поет:

- пла-пло-плу;

- клу-клы-кла;

- тло-тлы-тлэ;

- слэ-слу-сло. (Ребенок отраженно отрывисто проговаривает слоги, пальцы- «ножки» попеременно «прыгают» на кружки).

Логопед:

- Пошла Белка в лес.

Физминутка.

Логопед:

- Захотелось ей поиграть в игру “Один и много”. (Перекидывание мяча друг другу).

- Лапа - лапы.

- Лужа - лужи.

- Лодка - лодки.

- Клубок - клубки.

- Клоун - клоуны.

- Слон - слоны.

- Флаг — флаги.

Логопед:

- Белке очень нравится путешествовать, но пора возвращаться.

Логопед:

- Слова, с каким звуком мы сегодня произносили правильно?

Ребенок:

- Слова со звуком Л.

Логопед:

- Сложи слова со звуком Л, которые ты запомнил в "Копилку слов". (Ребенок называет по памяти слова со звуком Л.), затем считает их.

Логопед:

- Расскажи стишок про белку. (Ребенок рассказывает).

- Белый цвет,

-Белый мел,

- Белый заяц тоже бел,

- А вот белка не бела,

- Белой даже не была.

3.Заключение.

- Понравилось путешествие?

-Что было самым трудным на занятии?

- Покажи и скажи, какое у тебя сейчас настроение? (Ребенок выбирает пиктограмму и говорит веселое или грустное у него настроение).

- Какую витаминку хочешь? (Желтую).

Желаю успеха!

Комментарии
Комментариев пока нет.