12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саенко Татьяна Александровна52
Россия, Ростовская обл., Таганрог
3

« Где живут верблюды, или путешествие в пустыню».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.


« Где живут верблюды, или путешествие в пустыню».


Цель:

Формирование первичных представлений у старших дошкольников о пустынях и  их природных особенностях в опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные задачи.

Познакомить с географическим положением пустынь, её особенностями, растительным и животным миром.

Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитательные  задачи.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и любовь к природе -  бережное отношение к окружающему миру.

Развивающие задачи.

Продолжать развивать логическое мышление и воображение детей Активизировать и обогащать словарный запас детей . Развивать логическое мышление, речь, творческое воображение, память, внимание, мелкую моторку рук.

 Материалы и оборудование.

Карта географическая, картинки с изображением животного и растительного мира пустынь,  увеличительные лупы, трубочки на каждого ребёнка, песочный стол ,верёвочки, игрушечная змейка ,ящерица.



 На стене  карта земного шара .

Воспитатель (привлекая внимание детей к  карте):

 -Ребята, мы сегодня отправимся в пустыню.

 Кто знает,что это такое? Ответы детей.

-В пустыне  раскалённые пески и жгучее солнце , есть места, где на сотни километров нет ни одного растения. Пустыня похожа на настоящее  песчаное море.


Каим цветом вы бы нарисовали пустыню на карте? Почему?(песок жёлтый)


– Посмотрите на карту. Есть ли пустыни в России?  Как туда можно добраться?

 

(дети высказывают предположения и аргументируют их)

Отправляемся в путь.


Посмотрите, в пустыне куда ни взглянешь – песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце. Дожди идут очень редко,в результате  песок очень сухой и сыпучий.

Вос-ль: Ребята подходите, мы рассмотрим песок:

Потрогайте и скажите, какой песок на ощупь

Возьмите лупы и рассмотрите песок, из чего он состоит?

А песчинки твёрдые или мягкие? (Ответы детей)

- Вспомните, как образуется песок.  (ответы детей). Песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные.

- Ребята, вы узнали ,что в пустыне редко бывают дожди, и песок легко переносится ветром, и образуются песчаные холмы, которые называются – барханы.  Сейчас мы с вами тоже попробуем сделать маленькие барханы. (Дыхательная гимнастика с помощью трубочек  image-20191129235020-1.png                        image-20191129235020-2.png

– Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне.  Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури.

Вос-ль: Ребята,  в пустыне живёт много разных  животных .

Целый день в жаре идёт,

Ест колючки и не пьёт.

Чай, ковры, шелка и дыни

Пронесёт через пустыню,

После – выпьет влаги пруд

Друг кочевника — … (верблюд)

-Верблюда называют кораблем пустыни.

Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля)

Верблюды помогают людям. Эти животные могут перевозить как людей, так и очень тяжёлые грузы.  Это очень  выносливые и сильные животные.

От палящих солнечных лучей  верблюда защищает длинная густая шерсть.

Песок в пустыне такой горячий, что обжигает ноги.

Чем защищены ноги у верблюда? (копытами)На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку.

Они должны быть широкими, чтобы “корабль пустыни” не проваливался в песок.. Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.  

 


В норке переждав жару,

Ночью, точно кенгуру,

На двух лапках резво скачет,

Зверёк маленький…-(тушканчик).

 Тушканчиков нельзя спутать ни с какими грызунами. Они - единственные, кто передвигается на двух ногах, отталкиваясь обеими задними лапками. На задних лапках тушканчики могут ходить и бегать как человек. Эти зверьки, когда используют две свои лапки сразу, способны бежать с неимоверной быстротой. А прыгать во время такого бега дальше, чем на три метра, что в двадцать раз превышает длину тела зверька.


Физминутка.

 Вы, наверное, устали?

-       Да!

-       И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи,

И, как змеи зашипели.

Пошипели, помолчали,

Как тушканчик поскакали.

Поскакали, поскакали,

За барханом мы пропали.


Посмотрите, кто ещё живёт в пустыне.

-По пригорочку бежит,

Хвостиком-рулём рулит.

Схватишь хвостик, только — ах!

Убежала! ... Хвост в руках. (ящерица)

А теперь давайте посмотрим какой след оставляет ящерица на песке. Песочный столик.  Пробуем оставить след пальчиками ,палочками, игрушкой.

                              image-20191129235020-3.png

Верёвка по земле ползёт,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я – … (змея).

Пробуем оставить следы на песке верёвкой ,пальчиками.

                               image-20191129235020-4.png

 – Как вы думаете, ребята, бывают ли в пустыне дожди? (Да, но они идут очень редко, зато осадков выпадает очень много.

– В пустыне очень жарко, и даже может показаться, что там нет ничего живого и быть не может. Но, оказывается, растения могут выжить и в таких условиях.

– Они приспосабливаются к высокой температуре и отсутствию воды.

– Как вы думаете, какое из растений может выжить в пустыне? Почему? Зачем ему длинный корень? Да, длинные корни — одна из особенностей растений пустыни. Ведь им приходится выживать в условиях минимального количества воды. Посмотрите! Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему она так называется?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Оно колючее и его действительно едят верблюды. У растения толстый стебель, есть листочки, которые изменились и превратились в колючку. Корни верблюжьей колючки проникают почти на 20 метров в глубину и оттуда добывают воду.

А теперь попробуйте нарисовать это растение на песке.



Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора назад возвращаться.


 Итог занятия.

Воспитатель. Вот мы и вернулись в группу. Понравилось, ребята, вам наше путешествие?

Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали. Вы сегодня молодцы и получаете медали «Юный исследователь».

                                       image-20191129235020-5.png

 В нашем книжном уголке есть энциклопедии в них вы можете посмотреть какие ещё животные и растения есть в пустыне.


Литература:

  1. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа

Интернет ресурсы:

1. http://dop.68edu.ru/bank (медаль)

2.http://doshkolnik.ru/okr-mir/5555.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.