Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Где живут верблюды, или путешествие в пустыню»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
« Где живут верблюды, или путешествие в пустыню».
Цель:
Формирование первичных представлений у старших дошкольников о пустынях и их природных особенностях в опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи.
Познакомить с географическим положением пустынь, её особенностями, растительным и животным миром.
Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и любовь к природе - бережное отношение к окружающему миру.
Развивающие задачи.
Продолжать развивать логическое мышление и воображение детей Активизировать и обогащать словарный запас детей . Развивать логическое мышление, речь, творческое воображение, память, внимание, мелкую моторку рук.
Материалы и оборудование.
Карта географическая, картинки с изображением животного и растительного мира пустынь, увеличительные лупы, трубочки на каждого ребёнка, песочный стол ,верёвочки, игрушечная змейка ,ящерица.
На стене карта земного шара .
Воспитатель (привлекая внимание детей к карте):
-Ребята, мы сегодня отправимся в пустыню.
Кто знает,что это такое? Ответы детей.
-В пустыне раскалённые пески и жгучее солнце , есть места, где на сотни километров нет ни одного растения. Пустыня похожа на настоящее песчаное море.
Каим цветом вы бы нарисовали пустыню на карте? Почему?(песок жёлтый)
– Посмотрите на карту. Есть ли пустыни в России? Как туда можно добраться?
(дети высказывают предположения и аргументируют их)
Отправляемся в путь.
Посмотрите, в пустыне куда ни взглянешь – песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце. Дожди идут очень редко,в результате песок очень сухой и сыпучий.
Вос-ль: Ребята подходите, мы рассмотрим песок:
Потрогайте и скажите, какой песок на ощупь
Возьмите лупы и рассмотрите песок, из чего он состоит?
А песчинки твёрдые или мягкие? (Ответы детей)
- Вспомните, как образуется песок. (ответы детей). Песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные.
- Ребята, вы узнали ,что в пустыне редко бывают дожди, и песок легко переносится ветром, и образуются песчаные холмы, которые называются – барханы. Сейчас мы с вами тоже попробуем сделать маленькие барханы. (Дыхательная гимнастика с помощью трубочек
– Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури.
Вос-ль: Ребята, в пустыне живёт много разных животных .
Целый день в жаре идёт,
Ест колючки и не пьёт.
Чай, ковры, шелка и дыни
Пронесёт через пустыню,
После – выпьет влаги пруд
Друг кочевника — … (верблюд)
-Верблюда называют кораблем пустыни.
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля)
Верблюды помогают людям. Эти животные могут перевозить как людей, так и очень тяжёлые грузы. Это очень выносливые и сильные животные.
От палящих солнечных лучей верблюда защищает длинная густая шерсть.
Песок в пустыне такой горячий, что обжигает ноги.
Чем защищены ноги у верблюда? (копытами)На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку.
Они должны быть широкими, чтобы “корабль пустыни” не проваливался в песок.. Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
В норке переждав жару,
Ночью, точно кенгуру,
На двух лапках резво скачет,
Зверёк маленький…-(тушканчик).
Тушканчиков нельзя спутать ни с какими грызунами. Они - единственные, кто передвигается на двух ногах, отталкиваясь обеими задними лапками. На задних лапках тушканчики могут ходить и бегать как человек. Эти зверьки, когда используют две свои лапки сразу, способны бежать с неимоверной быстротой. А прыгать во время такого бега дальше, чем на три метра, что в двадцать раз превышает длину тела зверька.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
- Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как змеи зашипели.
Пошипели, помолчали,
Как тушканчик поскакали.
Поскакали, поскакали,
За барханом мы пропали.
Посмотрите, кто ещё живёт в пустыне.
-По пригорочку бежит,
Хвостиком-рулём рулит.
Схватишь хвостик, только — ах!
Убежала! ... Хвост в руках. (ящерица)
А теперь давайте посмотрим какой след оставляет ящерица на песке. Песочный столик. Пробуем оставить след пальчиками ,палочками, игрушкой.
Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я – … (змея).
Пробуем оставить следы на песке верёвкой ,пальчиками.
– Как вы думаете, ребята, бывают ли в пустыне дожди? (Да, но они идут очень редко, зато осадков выпадает очень много.
– В пустыне очень жарко, и даже может показаться, что там нет ничего живого и быть не может. Но, оказывается, растения могут выжить и в таких условиях.
– Они приспосабливаются к высокой температуре и отсутствию воды.
– Как вы думаете, какое из растений может выжить в пустыне? Почему? Зачем ему длинный корень? Да, длинные корни — одна из особенностей растений пустыни. Ведь им приходится выживать в условиях минимального количества воды. Посмотрите! Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему она так называется?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Оно колючее и его действительно едят верблюды. У растения толстый стебель, есть листочки, которые изменились и превратились в колючку. Корни верблюжьей колючки проникают почти на 20 метров в глубину и оттуда добывают воду.
А теперь попробуйте нарисовать это растение на песке.
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора назад возвращаться.
Итог занятия.
Воспитатель. Вот мы и вернулись в группу. Понравилось, ребята, вам наше путешествие?
Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали. Вы сегодня молодцы и получаете медали «Юный исследователь».
В нашем книжном уголке есть энциклопедии в них вы можете посмотреть какие ещё животные и растения есть в пустыне.
Литература:
- Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа.
Интернет ресурсы:
1. http://dop.68edu.ru/bank (медаль)
2.http://doshkolnik.ru/okr-mir/5555.html