12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рязанцева Екатерина Васильевна102
0

" Как вдохновить детей учиться" практические рекомендации для учителей и родителей

«Как вдохновить детей учится»

Учебная мотивация.

Здравствуйте, дорогие друзья! Тема нашей сегодняшней встречи: «Учебная мотивация.». Тема популярна в семьях где есть школьники. С появлением школы – всё общение с родителями проходит через призму школы. (уроки выучил? Как ты себя вел? Что поставили?)

Что по вашему, означает слово мотивация? Что бы вы хотели узнать сегодня конкретно? Как проявляется её отсутствие? (несамостоятельно, не аккуратно в тетрадях, откладывает на потом)

Нужно понимать какие причины того, что эта мотивация не сформировалась. Если вы найдете причины – это можно скорректировать.

Говоря простым языком: мотивация это то, что заставляет нас двигаться.

Чтобы видно наглядно и приведу такой пример: представьте, что организм, тело человека человека - это машина. Без чего машина не сдвинется с места, какой бы хорошей она не была? (без топлива, без бензина). Бензин – это и есть как бы мотивация. А Механизм машины – это способности, которые развиты у всех в разной стпени. И чем больше в раннем детстве сил и усилий было приложено, чтобы их развивать, тем быстрее она будет ездить и меньше ломаться.

Мотивация начинает формироваться в возрасте от 3 лет, при условии того что у ребенка доброжелательные и предсказуемые родители. Формируются внутренние положительные правила. Я делаю – мама улыбается – делаю хорошо. Начинает формироваться внутренняя самооценка: «Я хороший».

Если родители поддерживают ребенка, верят в его силы: («Ты справишься»). Он более стойко реагирует на неудачи, что позволяет ему двигаться дальше, развиваться.

Если же наоборот, родители зациклены на неудачах ребенка, ругают его за ошибки. Не замечают стараний. Мотивация к самостоятельным усилиям пропадает. Зачем стараться, раз мною всё равно недовольны. Такая ситуация называется «выученная беспомощность». И тогда ребенок вообще не стремиться сделать задание, даже которое ему по силам.

Следующий этап: научиться приемлемым правилам в обществе и интересоваться играми по правилам.

Следующий этап: исследовать свое поведение в группе, понять, что поведение имеет последствия.

Задача родителей:

научить ребенка ставить цели, развивать рефлексию и критичность.

Давать право выбора, поощрять интересы ребенка.

Так уж мы устроены, что нам не могут нравиться все предметы в школе. Есть нелюбимые и любимые предметы. Когда ребенок выполняет нелюбимые предметы – энергии тратиться намного больше чем на любимые. Поэтому ребенку необходимо положительное подкрепление, чтобы он мог выработать силу воли и заниматься нелюбимым предметом, а не бросать его.

Почему-то многие родители считают, что наказать ребенка, накричать на него это нормально, а если давать положительное подкрепление_ мы его избалуем.

Вся наша жизнь состоит из положительной и отрицательной мотивации. Допустим вы нарушили пдд – штраф, на работе – выговор, лишение премии. И наоборот мы ходим на работу – зарплата, в магазины и выбираем товар со скидкой, следим за акциями – положительное подкрепление, бонусы – заставляют нас вернуться в этот магазин снова.

Давайте поговорим, что чувствуют наши дети, когда идут в школу. Они овладевают новыми знаниями. И если всё благополучно складывается, то учебная мотивация формируется. Если же ребенка преследуют неудачи и как следствие – испорченные отношения с учителем, родителями. А если ребенка не принимают в классе – не удовлетворяется важнейшая потребность - потребность в признании. Стремление получить одобрение, быть не хуже других, чтобы его приняли в классе. У ребенка плохой эмоциональный фон (Боиться, расстроен, плачет, стресс) – мышление отключается. И пока потребность в признании не удовлетворится, новые потребности не возникнут и не будут актуальны.

Наша цель должна выглядеть так: научить ребенка учиться. С начальной школы.

Условия для формирования мотивации.

Развитые психические процессы. Когда мы хорошо воспринимаем, запоминаем , улавливаем смысл.

Адекватная самооценка. Когда я оцениваю свои способности адекватно тому, что я умею.

Удовлетворенные потребности потребность в признании, способность принимать правила и обязанности.

Развитые механизмы воли и навыки достижения целей.

Ребенок сам понимает свои интересы и сам делает выбор.

Хорошие отношения с родителем, учителем, одноклассниками.

Когда родители смотрят на неаккуратно выполненную работу, сразу замечают плохое. А то, что получилось -не замечают. Труд и старания ребенка обесцениваются. Задача родителя использовать метод зеленой пасты, делать акцент на том что получилось: посмотри, тут ты старался, а тут не очень., но можешь же стараться, можешь же хорошо выполнить.

Такой подход дает возможность приспособиться к миру и быть успешным. Дайте ребенку веру в себя.

Если ребенок попадает в ситуацию неуспеха, поначалу у него существует вера, то что он будет хорошим в будущем. В ситуации стойкого неуспеха – эта вера постепенно пропадает. Зачем стараться – всё равно не получится. Или родители постоянно говорят: ты можешь лучше. Тогда ребенок чувствует, что не могут дойти до планки быть хорошим. Зачем стараться.


Без труда не выловишь и рыбку из пруда,

глаза бояться, а руки делают


Выбирать вам: «заставлять» учиться или «Вдохновить».

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. В.А. Сухомлинский.

Счастье – это когда понимаешь себя и занимаешься тем, чем тебе интересно. Интерес, увлеченность – приходит энергия.

Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Условия, когда мотивация не формируется.

У родителей могут быть завышенные ожидания, удовлетворение личных амбиций через ребенка. Тогда они сами выбирают ему кружки и секции, контролируют его успехи. Ребенок без желания посещает, потом становится ведомым по жизни, безинициативным. Или же излишне вмешиваются в процесс обучения, делают за него домашние уроки, собирают портфель. Ребенок не может уже самостоятельно учиться. Распределяйте зону ответственности.

Используется отрицательная мотивация: физические наказания, угрозы, ребенка силой заставляют учиться. Метод кнута. Порождает эмоции страха агрессии, ненависти, отклоняющемуся поведению. – информацию не усваивает.

Скучно построенный процесс обучения.

В возрасте от 7 до 10 лет для ребенка очень важно общение со сверстниками, чаще всего своего пола. И только потом стоит учёба. Пока у ребенка не решена внутренняя задача, он не переходит на следующий этап развития.

Манипуляции родителей: начинают симулировать, что поведение ребенка влияет на их самочувствие, здоровье, говорить о том, что они всем жертвуют ради него – чувство вины, либо же сравнивать с другими и читать нотации.

Виды мотивов: Игровой мотив, мотив общения- социальное существо, мотив достижения, познавательный мотив – открытие нового.






Рекомендации родителям по развитию устойчивой положительной внутренней учебной мотивации:

Принимайте ребенка таким, какой он есть;

Находите у ребенка сильные стороны и усиливайте их похвалой и проявленным интересом к этому.

Поддерживайте ребенка во всём, особенно в том, что дается непросто;

Давайте поощрения при обучении чему-то новому «Всё у тебя получится!».

Поддерживайте усилия ребенка делать что-то по-своему

Поощряйте ребенка думать логически и творчески. Не давайте ребенку готовых решений. Задавайте вопросы. Пусть он находит решение самостоятельно.

Создавайте атмосферу любви и безопасности, защиты

Будьте последовательны и предсказуемыми в своих действиях.

Подавайте пример. Воспитывайте ребенка в условиях дефецита. Когда у него всё есть и все желания моментально удовлетворяются – происходит обесценивание, не развивается волевой механизм. К тому чтобы что-то достигнуть нужно прикладывать усилия.

Учите ребенка ставить задачи и планировать своё время (Составлять план на день – сам оценит результаты своей работы.) Предвидеть результаты своих действий. Пусть ребенок выбирает сам. Меньше противодействие. Чем ты сначала займешься математикой или русским? Сколько времени тебе на это понадобится – таймер.

Понять, что ребенок хочет – возможно только с хорошими отношениями.

Знания должны быть положены на основу, постепенно усложняться, быть разнообразными. Кратким, приятным и основательным. Способности нужно развивать: нестандартные задания:

(Что случится, если… На что похоже? Чем похожи и чем отличается?. Что тебе во мне нравится? Что принес нам этот день? Какие открытия я совершил сегодня?. Намеренно делать ошибки, чтобы ребенок их исправлял. Перепутать дни недели. – развивает критическое мышление.)

Выслушивать ребенка до конца не перебивая. Попробуйте три дня.

Если ребенок прав – признавать это, создавать такие ситуации где правы не вы, а ребенок.

Использовать приемы мнемотехники и способы тренировки интеллектуальных способностей.

Прием: испанский «Калабаса» – означает тыква. Похоже на слово колбаса. Представить как колбаса ломатеся об тыкву. Тест Струпа. Надо назвать цвет слова не читая его. Таблицы Шульте. Перепутанные числа в квадратах. Найти по порядку.

Задавать открытые вопросы: вместо «ты выучил?» – как у тебя с уроками?.

Кроме того нужно использовать приемы рефлексии: - знаю – не знаю – хочу узнать.

Постепенно к ребенку приходит понимание, чем больше знаний и умений у человека, тем лучше он ориентируется в жизни


Вывод:

мотивация – не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения и ситуации, конкретного предмета и личности преподавателя. От успеваемости, положения в школьном коллективе, отношениями родителей к ребенку и стиль семейного воспитания, состояние здоровья.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная, краткосрочная и продолжительная.

Внешняя мотивация работает до подросткового возраста. Поэтому лучше отказаться от метода «кнута и пряника» до того, как ребенок возненавидит учёбу.

Внутренняя мотивация: познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями, навыками. Потребность в интллектуальной активности, преодоление трудностей, преодоление препятствий в решении задач.

Когда человеку внушают, что он ничего не умеет, он и не стремиться выполнить задание, даже посильное.

Пример:

Однажды один маленький мальчик вернулся домой из школы и передал матери письмо от учителя.

Ни с того ни с сего мама вдруг начала плакать, а затем зачитала сыну письмо вслух.

«Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами»

Спустя много лет после смерти матери он пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо.

Он открыл его и прочитал: «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома.»

Мальчика звалиТомас Эдисон и к тому времени он уже стал одним из величайших изобретателей века. Эдисон прорыдал несколько часов подряд. Затем он записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.»

Список литературы:

Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. – М: Изд-во ЛИСТ НЬЮ, 2016. – 238 с.

Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2015 – 496 с.

Алексеева М.И. Мотивы обучения учащихся / Советская школа, 2011. – 120 с.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2016. – 158 с. 5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 2014. 192 с. Бадалян Р.С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103767 .

Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2014. – С.149-150.

Баженюк 3.С. Диагностика особенностей мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста // Методические рекомендации. – Луцьк, 2014. – 140 с.

Бланк Т.В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Бланк Т.В. // Начальное обучение и воспитание: научно – методический журнал. – Харьков: Основа. 2009. № 16/18. - С. 2-9.

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Божович Л.И. // Изучение мотивации поведения детей и 53 подростков; под редакцией Божович Л.И., Благонадежина Л.Г. –М .: Педагогика, 1972. –С . 7 -44.

Бороздина Л.В., Пукинска О.В. Педагогический стиль, успеваемость и личностные особенности учащихся начальной школы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Учитель в современном обществе: личностный потенциал и его реализация». – Иркутск, 2014. 13. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader / 40.html

Гаврина С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2017. – 80 с.

Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: диссертация кандидата психологических наук. – Москва, 2014. – 199 с.

Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Режим доступа: http://www.ipras.ru. 18 . Гулеватый В. Л. Пути повышения мотивации обучения / Гулеватый В.Л. Винница, 2016. – 215 с. 19. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы // Культурно-историческая психология. – 2017. – №4. – С.11-19.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер 2000. – 512 с.

Канюк С. С. Психология мотивации: учебное пособие [Текст] / Канюк С.С. – М., 2012. – С. 238 – 248. Кодлюк Я.П. Субъектность младшего школьника в учебной деятельности // Начальная школа. – №1 – 2013, С. 176 - 181

Кузнецова Е. А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/419921 / (дата обращения: 06.02.2019)

Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2014. - 116 с.

Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С. 42 – 47.

Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С.13 – 24. 36. Мошкина Н.Т. Образовательные технологии: учеб. пособие [Текст] / Под. ред. Пехоты А.Н. - М.: П К, 2001. - 256

Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader/40.html


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.